Социологические концепции права. Марксистские политико-правовые учения

Тема 23.

Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале ХХ вв.

23.1. Социологические концепции права. Марксистские политико-правовые учения

23.2. Неокантианские теории права.

23.3. Религиозно-нравственная философия.

23.4. Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого.

В теории государства и права социологическое направление исходило из того, что существование и развитие государства и права определяются общественными факторами. Теория Р. Иеринга (юридически защищённый интерес) нашла в России немало сторонников. Наиболее известные - С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов.

Сергей Андреевич Муромцев (1850 - 1910) - профессор гражданского права юридического факультета Московского университета, лидер кадетов, председатель 1 гос. Думы. (См.: «Очерки общей теории гражданского права» (1877), «Определение и основное разделение права» (1879), «Что такое догма права?». (1885).

По учению Муромцева в основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения. «Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без её влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное не одно и то же». Муромцев считал, что правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.

Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «вынужденное или защищающее»). Вместе с тем он подчеркивал отсутствие между ним четкой границы, особенно в периоды «развитого государственного быта» (по сути, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. «Законодательная реформа - единственное верное средство для осуществления справедливости: Именно судья должен осуществлять справедливость».

Право создаётся не только «велениями государства», «сверху», но и в процессе развития общественных отношений, т.е. «снизу». Эту точку зрения поддерживал М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, НА. Гредескул и другие.

... Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) - профессор Петербургского университета. (См.: Государственное право (теория)), 1877; «Лекции по общей теории права», 1904; «общественное значение права», 1892; «Сравнительный очерк государственного права иностранных государств», 1890; «Русское государственное право» (т. 1. 1892; т. 2. 1893); «Указ и закон», 1894; «История философии права», 1896.

Поддерживая многие идеи Иеринга, Коркунов не всецело разделяя его определение права как «защищенного интереса»; утверждал, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Кроме того, охрана интереса неизбежно включает контроль за выбором наилучшего способа его реализма, следовательно концепция Иеринга ведёт к оправданию безграничной правительственной опеки над личностью. По определению Коркунова., право - не просто защита интересов, но их разграничение. Так, гражданское право разграничивает интересы честных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс - истца в ответчика, государственное право - интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств.

В целом учение Коркунова трактует право как средство достижения согласованности интересов личности и общества; одновременно он рассматривал право как «взаимное психическое воздействие людей».

«Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное властвование над свободными людьми». Сущность разделения властей - «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». «Нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». (Хрестоматия. С. 340 - 369 - комментарий).

Коркунов был против цензовой избирательной системы. Отмечал: «... в России государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны...» Ратовал за «правомерную, но самодержавную монархию».

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916). Преподавал в Московском и Петербургском университетах; член 1 гос. Думы. (См.: «Социология» в 2 - х тт., 1910, «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приёмы изучения истории и права» (1880)), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (1886), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений» - в 3-х тт. (1906), «Общее учение о государстве». (1909 г.)

По Ковалевскому, право - это «нормы, ставящей себе целью поддержание и развитие солидарности», «приводимые в жизнь организованной силой общества - государством», обладающие принудительной силой. Источник власти и государства - «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности к чужому примеру и руководительству». (Общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности. Каждая социальная группа, есть также «замиренная среда», в которой вместо борьбы водворяется «солидарность»), «Эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка». Ковалевский надеялся на «демократическую монархию». «Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождём, положил в основу русского обновления систему самоуправления общества».

В знаменитом сборнике «Интеллигенция в России (Спб., 1910) М.М. Ковалевский опубликовал статью «Взаимоотношение свободы и общественной солидарности», её эпиграф гласит: «Если бы люди понимали, что они не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что, делая добро другим, они делают его себе» (Л. Толстой. О жизни и смерти. Друкарь М., 1910. С. 3). В конце своей статьи М.М. Ковалевский заключает (вспомним название работы): «Всё будущее человечества зависит от согласования этих двух, как мы показали, не противоречащих друг другу начал».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: