Третий этап. 1914–1919

Второй этап. 1908–1913.

Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первый и самый крупный отечественный кинопредприниматель (кинопромышленник).

Первый этап. 1896–1907.

Основные тезисы

Видеопрактика

Литература

1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – М.: Этерна, 2006. – 64 с.: ил. – (Carte postale).

2. Звезды немого кино: сб. / сост. В. Головской. – М.: Искусство. 1968. – 238 с.: ил.

3. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – №2–3. – С. 2–21.

4. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – М.: Искусство, 1974. – 183 с.: ил. – (Мемуары кинематографистов).

5. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный.

6. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – №9. – С. 123–135. – №12. – С. 128–149.

7. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб.: Сеанс, 2005. – С. 431–438.

8. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – №11 (25). – С. 5–7.

9. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки: Мэри Пикфорд // Любовь к звездам: любовные истории самых знаменитых актрис. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38.

10. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – М.: Материк. 2003. – С. 205–211.

11. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино: энцикл. слов. / гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399.

12. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М.: Наука, 1992. – С. 232–267.

1. Отрывок из передачи цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004): Дэвид Уорк Гриффит.

2. Фрагмент из х/ф: «С добрым утром, Вавилон!» (1987) / Братья Паоло и Витторио Тавиани.

3. Отрывок из передачи «Эпические фильмы» цикла «Киножанры» (США): фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость».

4. Фрагмент из д/ф «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995) / режиссура и сценарий: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон.

Раздел 3. Начало кинематографа в России

1. В отечественной истории кино раннего периода принято выделять три этапа:

ü 1896–1907: появление кинематографа в России;

ü 1908–1913: начало отечественного производства фильмов;

ü 1914–1919: кинематограф периода Первой мировой войны.

ü 1896 (май):первый публичный киносеанс в Санкт-Петербурге: гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».

ü 1896–1907: прокат иностранных фильмов (фирмы: Люмьер, Пате, Гомон).

ü 1907: начались регулярные съемки документальных серий о русской жизни.

Открытиеторгового дома «Александр Ханжонков и Ко» – первой Российской фирмы по продаже кинематографических лент. Первая российская кинофабрика в Москве, фабрика Ханжонкова, была одной из крупнейших в Европе и по праву считалась лучшей в дореволюционной России.

На фабрике Ханжонкова:

ü кинорежиссеры: Василий Гончаров, Евгений Бауэр;

ü первые кинозвезды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский;

ü первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911);

ü первые объемные анимационные фильмы Владислава Старевича.

ü 1908: первый российский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»):киноателье Александра Дранкова (СПб.).

ü 1912: построена на Житной улице в Москве первая профессионально оснащенная кинофабрика (киностудия) Ханжонкова.

ü 1914: начало выпуска российских полнометражных фильмов.

Другие кинодеятели:

ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин.

ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.

В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.

В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина.

В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др.

В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову, свою будущую жену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: