Франция. ü Кокто Жан (1889–1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график

ü Кокто Жан (1889–1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график.

Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве ХХ века. Образование получил в лицее Кондорсе. В 1995 г. был принят в члены Французской академии. Свой путь в искусстве начал как поэт-экспериментатор. В 1910-е гг. выступал как соратник и популяризатор С. П. Дягилева и русского балета в Париже, в 1920-е прошел искус кубофутуризмом и дадаизмом в живописи и литературе, затем ненадолго солидаризовался с сюрреалистами. Движимый, в духе времени, страстным интересом к кинематографу, в 1930 г. (одновременно с постановкой Л. Бунюэлем сюрреалистического шедевра «Золотой век») снял свой первый, отмеченный намеренной алогичностью повествования фильм «Кровь поэта», в котором просматривались смутные контуры античного мифа об Орфее.

В дальнейшем тема искусства и участи художника в прозаичном и корыстном мире становится центральной в творчестве Ж. Кокто, обретая роковую, в позднеромантическом духе предопределенность в фильмах «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1959), снятых по собственным сценариям (в последнем он выступил сам в будничном облике пожилого поэта). Наибольший успех снискала вторая часть кинотрилогии, представлявшая собой перенесенную в условную современность экзистенциальную, в духе «Мух» Ж.-П. Сартра и «Мифа о Сизифе» А. Камю, притчу о несовместимости высокой духовности с регламентированным буржуазным бытом. Мрачная экспрессивность картин посещаемого героем (Орфея, как и большинство главных героев Кокто, играл Ж. Маре) в сопровождении таинственной Принцессы-Смерти (М. Казарес) ада, где безликие судьи с унылой механичностью выносят своим жертвам приговоры без права апелляции, живо напоминала о недавних ужасах фашистской оккупации.

Самой простой и популярной из лент Кокто, в полной мере продемонстрировавшей образные возможности его «ирреального реализма» (как определял он сам свой кинематографический метод), стала сказочно фантастическая картина «Красавица и чудовище» (1946), фабула которой восходит к волшебной сказке XVIII века.

– Маре Жан (1913–1998), французский актер.

Жан Маре родился в Шербуре. Его настоящая фамилия Виллен-Маре, но, так как «вилен» по-французски значит «плохой», он сократил свою фамилию. Его «послужной список» в кино невелик, но не потому, что его не приглашали сниматься. Просто он был очень строг в отборе ролей. Начав сниматься еще в 1930-е гг. в фильмах М. Л'Эрбье, в «Странной драме» (1937) М. Карне, он получит известность в годы войны, когда снимется у Кристиан-Жака в «Кармен» (1945). Но настоящим учителем Маре, сформировавшим его актерскую индивидуальность и художественный вкус, стал поэт, драматург и режиссер Жан Кокто. Он становится «актером Кокто», играя в его театральных постановках («Ужасные родители»), а также снимается в его главных фильмах: «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1959).

Много позднее Жак Деми поручит ему роль в картине «Подземная автостоянка» (1985), навеянной мифологией Кокто. Для разрядки Жан Маре охотно снимался в развлекательных комедиях «Жюльетта» (1953), «Полуночные любовники»/«Разбитые мечты» (1953),а также в картинах «плаща и шпаги» таких, как «Капитан Фракасс» (1961), «Горбун» (1959), «Рюи Блаз» /«Опасное сходство» (1947), в сказках «Красавица и чудовище» (1946), «Ослиная шкура» (1970).

Маре тяжело переживал смерть Кокто (1963), он даже предполагал уйти из профессии. Однако уже в 1964 г. снялся в суперпопулярной серии фильмов о Фантомасе (1964–1966). В конце 1960-х гг. Маре попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и надолго оставил экран. В 1970-е гг. практически не снимался. В 1986 г. молодой режиссер Вилли Рамо снял его в «Родственных связях». Лишь в 1996 г. актер появится в знаковой роли стареющего художника у Б. Бертолуччи в картине «Ускользающая красота». Маре профессионально занимался гончарным делом и живописью, написал несколько книг: «Вся истина обо мне» (1957), «История моей жизни» (1975), «Рассказы» (1978) и др. В последние годы жил на юге Франции в своем поместье близ Ниццы, где и умер.

ü Два других режиссера с ярко выраженной индивидуальностью:

– Брессон Робер (1907–1999), французский кинорежиссер, сценарист, один из мэтров «авторского» кино, направления в послевоенном европейском кинематографе. Во время Второй мировой войны попал в плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на родину, еще при оккупации поставил первый полнометражный фильм «Ангелы греха» (1943), конфликт которого – столкновение в стенах монастыря движимой чувством жертвенности и самоотречения молодой монахини-альтруистки и изверившейся во всем уличной женщины – сигнализировал о весьма нетрадиционном для мирового кинематографа круге интересов будущего мастера. Нравственно-этические коллизии лежали и в центре его следующей ленты «Дамы Булонского леса» (1945), представлявшей собой вольное осовремененное переосмысление мотивов философского романа Д. Дидро «Жак-фаталист».

Тяготение к крепкой литературной основе – от средневековых французских романов до произведений Ф. Достоевского и Л. Толстого – отличает творчество Брессона на протяжении его дальнейшего пути в кинематографе, однако основу его изобразительного стиля характеризует демонстративный отказ от традиционных приемов экранной выразительности, в представлении художника связанной с «театром» как подражанием, имитацией действительности. Напротив, как свидетельствуют его «Заметки о кинематографе» (1975), задача «десятой музы» в понимании Брессона – выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных истин существования в ходе трудного жизненного опыта.

Триумфом «авторского кинематографа» режиссера стал созданный на основе одноименного романа католического прозаика Ж. Бернаноса «Дневник сельского священника» (1951), отмеченный неуклонной верностью нравственно-этической задаче и крайним аскетизмом формы. Теми же чертами отмечен во многом автобиографический фильм «Приговоренный к смерти бежал»/«Дух веет, где хочет» (1956). В этом же ключе решены фильм «Карманник» (1959), пронизанный ассоциациями с творчеством Достоевского рассказ о молодом воришке, испытывающем внутреннее перерождение под влиянием любви к женщине, а также отмеченная библейской бесхитростностью притча об осле – немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира – «На удачу, Бальтазар» (1966). Эти ленты стали этапными в биографии Брессона -режиссера.

В лучших фильмах этой поры – к ним относятся также «Процесс Жанны д'Арк» (1962) и «Мушетта» (1967) – тяжкие испытания, выпадающие на долю героев, их верность своему жребию обнаруживают не только христианско-религиозное звучание, в них, как и в «Бальтазаре», ощутимы ноты социального протеста. Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту «Вероятно, дьявол»(1977) и позднейшие ленты-экранизации Брессона – «Кроткая» (1969, по рассказу Ф. Достоевского), «Четыре ночи мечтателя» (1971, по мотивам «Белых ночей» Ф. Достоевского) и «Деньги» (1983, по повести Л. Толстого «Фальшивый купон»). Характерно, что последняя лента Брессона, всегда высоко ценимого кинокритикой, но не раз встречавшего прохладный прием у массовой аудитории, разделила награду Каннского МКФ с фильмом «Ностальгия» А. Тарковского, в 1972 г. включившего две работы режиссера – «Дневник сельского священника» и «Мушетту» – в перечень десяти лучших фильмов, созданных на протяжении всей истории мирового киноискусства.

– Тати Жак (1908–1982), французский актер и режиссер.

Настоящая фамилия Татищев (по русскому деду, дипломату в Париже). Классик французской комедии – и в то же время стоит особняком в этом весьма развитом жанре кино Франции. Начинал путь в спорте (регби, бокс, теннис) в 30-е гг. как любитель, а вскоре профессионально выступал со смешными пантомимами в мюзик-холле. В 1932 г. попытался перенести свои цирковые номера в кино, но фильм «Оскар, чемпион по теннису» не был им завершен.

Универсальное мастерство Тати проявилось с первых киноопытов – он был и сценаристом, и режиссером, и актером. Продолжал выступать в мюзик-холле. В конце 30-х гг. и сразу после войны играл маленькие роли в кино (например, в лентах Клода Отан-Лара «Сильвия и призрак», 1946; «Дьявол во плоти», 1947), а в 1949 г. ставит «Праздничный день», так поразивший прокатчиков своей новизной, что они согласились купить права только после оглушительного успеха маленького частного просмотра. Однако в первые ряды комедиографов Тати вывела следующая картина – «Каникулы господина Юло» (1953) и, в особенности, «Мой дядя» (1958), получивший специальную премию в Каннах и «Оскар», сделавший имя Тати известным всему миру.

Он снимал очень редко, однако каждый фильм становился событием культурной жизни и входил в историю комедии. В критике существует термин «юмор Тати». Это юмор, который отличается острым своеобразием и одинаков во всех его комедиях: он лишен надуманности, всегда подсмотрен в реальной жизни; с одной стороны пронизан лиризмом и нежной любовью к миру, а с другой – обладает иррациональной глубиной и напоминает черный юмор сюрреалистов, выявляя потерянность обыкновенного человека в технизированном мире агрессивно наступающей цивилизации. «Я хочу сделать гэг правдивым», – говорил Тати. Типичными для его творчества являются комедии «Время развлечений» (1967) и «Автодвижение» (1971).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: