Творчество Н. Ге

Николай Николаевич Ге, 1831—1894 гг.

Знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII века (по-французски его фамилия писалась Gay). Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств. В академии Ге пробыл семь лет.
За работу Ахиллес оплакивает Патрокла он в 1855 году получил малую золотую медаль  
Работа Саул у Аэндорской волшебницы в 1857 году принесла ему уже большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Первый израильский царь Саул пожелал перед важным походом узнать свою судьбу. Аэндорская волшебница вызвала тень пророка Самуила. Пророк предсказал правителю и его сыновьям страшную гибель, поскольку однажды Саул не исполнил предписаний Бога.

В этот период, как и в бытность свою в академии, Ге писал портреты, кроме того, у него появляются эскизы:

  Смерть Виргинии, 1857 г.
  Разрушение Иерусалимского храма, 1858 г.   Этими последними работами Ге остался недоволен. На некоторое время Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов.   В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию
  В 1861 году Ге начал писать Тайную вечерю, а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.  
  Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом, 1864 г.   Во Флоренции Ге пишет много эскизов на евангельские сюжеты
Вестники Воскресения,1867 г., ГТГ   В 1867 году оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха не имеет.
  Портрет писателя Герцена, 1867 г.   В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в его портрет, самый лучший из всех им написанных, пишет также много других портретов и много работает с натуры.
  Христос в Гефсиманском саду   Эта работа Ге не была принята обществом
  Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871 г., ГТГ   Ге выставил эту работу на первой выставке передвижников 1871 года.
Замысел картины приобрел особую актуальность в преддверии 200-летнего юбилея Петра I (1672–1725) и споров о роли его реформ, вспыхнувших в связи с этим событием. В трактовке темы Ге сближается с художниками-передвижниками в понимании жанра исторической картины. Конфликт раскрыт без излишней патетики, характеристика героев, интерьер дворца Монплезир — все подчинено задаче исторической достоверности. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей стороне историческая правда.   В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.  
  Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1884 г.   В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым.   Портрет считается одним из лучших прижизненных изображений писателя
  Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад, 1888 г., ГТГ  
  Что есть истина?, 1890 г., ГРМ   Сюжет картины заимствован из 18-й главы Евангелия от Иоанна. В ответ на слова Христа: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» Пилат пренебрежительно бросает: «Что есть истина?» Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л.Н.Толстой восторженно писал о картине: «Мира не может быть между Христом и миром...» и «…это верно исторически, и верно современно».
  Иуда (Совесть), 1891 г.
 
  Распятие, 1894 г.   По личному распоряжению Александра III картина была не допущена на выставку. Картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон.
  Голгофа, 1893 г., ГТГ   Одна из последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен, на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен. Доминируют свободная, эскизная манера живописи, динамичный, не по форме ложащийся мазок, экспрессивные, диссонирующие сочетания цвета. Выразительность – главная цель живописца. Не случайно историки искусствавидят в позднем творчестве Ге предтечу экспрессионизма. «Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».  
     

Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашёл себя. Главная заслуга Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях, которое унесло его очень далеко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: