Характеристика московского ампира. Творчество О. Бове

История ампирной архитектуры Москвы начинается после пожара 1812 года.

Пожар позволил московским зодчим отстроить центр города практически с чистого листа, а не бороться с уже существующей застройкой.

Ведущая роль в формировании ансамблей центра города принадлежит Осипу Ивановичу Бове.

Именно он дал центру Москвы тот облик, который сохранился до наших дней.

Осип (Джузеппе) Иванович Бове́, 1784—1834

Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлевского строения.

Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия для строения Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвертого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим театром (1821—1824; начальный проект Михайлова). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828—1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

  • ансамбль Красной площади
Издавна Красная площадь была торговой площадью. Здесь всегда располагались торговые ряды. До пожара они располагались, как показано на схеме.   До пожара торговые ряды на месте современного ГУМа назывались Верхние Торговые Ряды. Это была постройка времен Екатерины.
Именно ансамбль Красной площади стали возрождать ранее других. Первым делом Бове сносит руины Торговых Рядов, открывая вид на кремлевские стены.   Он восстанавливает стены и башни Кремля, разрушенные французами. Заново отстраивается Никольская башня. После восстановления она стала одной из самых красивых башен Кремля, обретя готический облик.    
  Старые Торговые Ряды времен Екатерины перестраиваются, и получают совершенно новый архитектурный облик. Однако Бове сохраняет месторасположение, площадь постройки и трехчастную композицию. Принципиальная разница в том, что Бове укрупняет архитектурные формы. Увеличивается количество колонн, высота центрального павильона увенчивается куполом. Постройка Бове своей протяженностью рифмуется с горизонталью Кремлевской стены, а купол Торговых Рядов рифмуется с куполом Сената. Постройка Бове 1815 г. не сохранилась.  
В центре площади, на оси, соединяющей эти купола в 1818 перед центральным портиком Верхних торговых рядов устанавливается памятник Минину и Пожарскому (мужик Минин и князь Пожарский, которые избавили Москву от польско-литовской интервенции в начале 17 века). Рука Минина описывает не случайную, а продуманную траекторию: кисть руки увеличена, и ей придана такая форма, что под определенным углом зрения ладонь накрывает купол Сената. Возникает удивительная рифмовка.     Перед зданием торговых рядов О.Бове, 19 век.  

Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья.

  • ансамбль Театральной площади.

Театральная площадь в 1820-е годы называлась Петровская площадь, в 1919—1991 площадь Свердлова. На площади находятся Большой и Малый театры.

К 1819 Неглинную спрятали в трубу, к 1823 году — срыли бастионы Китай-города, а в 1823—1825 Осип Бове выстроил по периметру площади здания Большого и Малого театров. Юго-западную сторону площади застроили по тому же образцу в 1830-е годы, а в 1840 году к северу от Театрального проезда, на месте современной гостиницы «Метрополь», был выстроен дом Челышева, замкнувший строго симметричный классицистический ансамбль.

На площади изначально находился водоразборный бассейн Мытищинского водопровода, который в 1835 году украсили фонтаном работы И. П. Витали. Фонтан — один из старейших фонтанов Москвы. Большая часть площади, однако, была недоступна публике до 1911 года: здесь был обширный плац-парад, огороженный канатами на столбиках. Рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок.  

Ядром ансамбля является здание Большого театра. Здесь уже был театр, который назывался Петровский. Своим фасадом старый театр выходил на Петровку. Это была небольшая постройка, лишенная выдающихся художественных качеств. На месте этого театра Бове в 1821—25 гг. строит новый, фасад которого выходит к Китайгородской стене. Вместе с Бове над проектом театра работал ректор петербургской Академии Михайлов.

Большой театр имеет облик храма, храма искусства. Портик постройки — 8-ми колонный, как в древнегреческом храме.   Возвышение портика — своеобразная смотровая площадка, с которой открывается вид на Московские древности. На портике квадрига Аполлона работы барона Клодта.    

По бокам Театральной площади Бове построил два дома, где (что очень необычно, особенно для традиции Петербурга) расположились торговые лавки. Во второй половине 19 века в этих домах расположились театры: Малый и Молодежный.

В московской архитектуре нет плавного перетекания одного пространства в другое. Московские площади имеют более закрытый характер.

  • ансамбль Манежной площади

Сады вдоль Кремлевской стены на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

Сегодня сад принято именовать в единственном числе, но границы между Верхним садом от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста (у Кутафьей башни), Средним — от Троицкой до Боровицкой башни и Нижним по-прежнему хорошо заметны. Площадь сада около 10 гектаров. В саду расположено множество исторических объектов:

  Кутафья башня Кремля — это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля, которые служили для защиты мостов, ведущих в крепость. Сооружена в 1516 году. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Подъемные мосты через ров, которым была окружена башня, вели к боковым башенным воротам. По сей день у боковых ворот можно видеть сохранившиеся щели для цепей подъемных механизмов.
  Итальянский грот «Руины».   Грот не только украшение парка — он напоминание… Крылья грота выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Построен Грот в 1841 по проекту Бове.
Обелиск воздвигнут 10 июля 1914 по случаю отмечавшегося в предыдущем году трёхсотлетия дома Романовых по проекту Власьева.   В дальнейшем был превращён большевиками в памятник революционерам и теоретикам социализма. В 1918 орёл с вершины и гербы с основания были сняты (в центральном картуше, где находилось изображение Георгия Победоносца, помещена надпись «Р. С. Ф. С. Р.», ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), имена царей сбиты, а на их место помещён список 19 социальных мыслителей и политических деятелей, утверждённый лично Лениным.  

Изначально это был пейзажный парк, с гротом, прихотливыми дорожками. В грот вписан дорический портик, который перекликается с портиком Московского университета (на другой стороне площади).

 
После Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди. Именно он изменил ионический ордер на дорический.   Исчезают пилястры между окнами, скульптура, украшающая постройку. Остается гладь стены, единственное украшение — мощный портик и кубикулы (окна с наличниками-балконами). Купол стал крупнее, выше.
  • Манеж

Название Манежной площади дано в XX веке по выходящему на площадь зданию Манежа. Построенный в 1817 году Манеж был плотно застроен вплоть до 30-х годов XX века. Московский Манеж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 1/9, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1967 года официальное название — Центральный выставочный зал «Манеж».

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.

  Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в более усиленном варианте. Монументальность зданию сообщает укрупнённость его пропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержанная колористическая гамма, присущая архитектуре
того времени. Рисунок протяженных фасадов создаётся аркадой оконных проемов, разделённых ¾ тосканскими колоннами и тяжёлым антаблементом, включавшим рельефные вставки. Высокая 2-скатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими фронтонами. К кровле был подвешен (пришит) потолок, который скрыл ажурную конструкцию кровли. Внутреннее пространство Манежа было целиком открытым и полностью просматриваемым — ведь его проектировали для конной выездки.   Бетанкур создал проект здания, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных балок опирались на одни только наружные стены.   Бове разработал и воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве — она символизировала победу. Осуществив штукатурные и лепные работы, Бове собирался установить 12 чугунных горельефов, задуманных ещё Бетанкуром. К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове пришлось создавать проект трофеев заново. Горельефы «Военные доспехи» были предназначены для глухих простенков Манежа, но осуществить эту идею не удалось.   Уже с 19 века здание Манежа стало одной из главных концертных площадок Москвы.
  • Первая градская больница на Калужской улице. (сейчас Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова на Ленинском проспекте)

  • церковь Всех Скорбящих Радость на Ордынке, 1832
 
Храм-ротонда. Алтарь располагается непосредственно в ротонде, так как апсида нарушила бы цельность объема ротонды. Иконостас — триумфальная арка.   В советское время раз в год в этом храме исполнялась всенощная Рахманинова.   Храм состоит из двух частей, построенных в разные периоды. Первая - трапезная и колокольня (по проекту В.И. Баженова) была построена в 1785-91 гг. в стиле классицизма. Ее дополнило здание главного храма с куполом на высоком барабане (архитектора О.И. Бове), в стиле ампир. Уцелел чугунный пол по рисунку Бове
  • дом Гагарина на Новинском бульваре
Дом был уничтожен во время ВОВ, сохранился лишь один флигель.   Курданера здесь не было, но был маленький палисадник. Портик с небольшой террасой. Дом с мезонином. Прослеживается мотив триумфальной арки, который поддерживают две славы, осеняющие домашний уют.
  • Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы.

Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.
В 1936 году под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было. В 1966—1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва». Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции.   Однако изменилось смысловое наполнение, так как теперь арка стоит на месте входа войск Наполеона в Москву.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: