Творчество Д. Жилярди и А. Григорьева

Доменико Жилярди (1785—1845)

Афанасий Григорьевич Григорьев (1782—1868)

Считается, что Григорьев и Жилярди — равноправные соавторы таких памятников, как усадьбы Суханово и Конный двор в Кузьминках, Опекунский совет на Солянке, усадьба Усачева на Земляном Валу. Чаще всего архитекторы работали вдвоем и в основном для частных заказчиков. Их постройки находятся в разных районах Москвы.

Доменико (Дементий Иванович) Жилярди — швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни Жилярди.   Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки. В 1813, Доменико нанялся в Экспедицию кремлёвского строения, работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля. Ампир Жилярди - итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.  
Афанасий Григорьевич Григорьев— российский архитектор, мастер московского ампира. Афанасий Григорьев родился крепостным. Вырос в Москве, обучался строительным ремёслам в семейной фирме Жилярди. Выкупил личную свободу в возрасте 22 лет.   Помимо сотрудничества с Жилярди, Григорьев также завершил постройку храма Большого Вознесения у Никитских Ворот по проекту Осипа Бове. Восстановил городскую усадьбу Разумовских на Гороховом Поле (улица Казакова). Григорьеву нередко приписывается Храм Троицы Живоначальной в Вешняках, но академические источники не подтверждают это мнение.

· здание Опекунского Совета на Солянке, 1823—1826 (совместный проект Григорьева и Жилярди).

Опекунский совет — основанное в 1763 году государственное учреждение Российской империи, ведавшее делами Воспитательного дома, таких банковских учреждений как Ссудная касса (выдача денежных ссуд под залог недвижимости), Сохранная и Вдовья казна (с 1772 года), осуществляющего управление некоторыми женскими, ремесленными и художественными училищами. В управлении московского Опекунского совета находились воспитательные дома и сиротские приюты России, богадельни, больницы, госпитали, средние специальные учебные заведения, банки. В эпоху крепостного права здесь можно было заложить не только имущество, но и крестьянские души. Интересный факт: именно к услугам этого учреждения обратился бы в свое время Павел Иванович Чичиков

  Здание ориентировано на красную линию улицы, как того требовало время. Постройка состоит из трех корпусов. Однако архитекторы придумали интересное решение, для того чтобы городской шум не проникал в помещения: на красную линию улицы выходят торцевые стороны архитектурных объемов. А купол венчает вестибюль.    
В 1846-49 годах архитектор М.Д.Быковский соединил главный корпус и отдельно стоящие флигеля двухэтажными переходами, объединив три объёма в один.
  • Дом Хрущёва (Селезнёва), 1810-е, Пречистенка, дом 12/2 (современный литературный музей А. С. Пушкина). Собственный проектГригорьева.
  Один из лучших в Москве архитектурных памятников в стиле ампир.   К Пречистенке обращён парадный фасад, решённый в монументальных формах, с величественным шестиколонным портиком ионического ордера. Венчает фасад мезонин с балконом. Боковой, более камерный фасад украшен портиком из 8 сдвоенных стройных колонн, за которыми размещено многофигурное рельефное панно; поставлен на облицованную белым камнем террасу со скруглённым углом, которая, следуя по красной линии, соединяется с невысоким, вытянутым в длину двухэтажным жилым корпусом. Дом построен не фундаменте более древней постройки.
  • Дом Луниных на Никитском бульваре,1814—1822. Жилярди. (современный музей народов Востока).
  Является выдающимся образцом русского классицизма первой четверти XIX века.   Три корпуса постройки вытянуты вдоль красной линии улицы, но все три имеют разное архитектурное решение.    
Центральный корпус украшен лоджией.
  • усадьба и парк Усачёвых-Найдёновых, 1829—1831, арх. Доменико Жилярди.
  Ансамбль усадьбы создан в 1829-1831гг. по проекту Д.И.Жилярди для купцов чаеторговцев Усачевых. Предположительно, в 1830-х гг. проектирование и строительство продолжал А.Г.Григорьев. Повышенная центральная часть главного дома (для того, чтобы оградить жителей от городского шума), выделена на главном фасаде восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаде первого этажа, первоначально открытой. Слева от дома находится парадный въезд во двор.  
На скромном дворовом фасаде выделяются декор парадного крыльца - парные чугунные фигуры львов и грифонов и металлическое кружево кованого навеса. В устройстве парка мастерски использовано местоположение усадьбы. От богато декорированного портала второго этажа на южном торце начинается широкий пологий пандус - сход в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце его помещены два лежащих льва. Сохранились две круглые беседки, замыкающие поперечные аллеи и грот рядом с пандусом.
  • Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Кузьминки, 1820-1832. бывшая усадьба Демидовых.
Скульптуры — укрощение коней барона Клодта. (Копии скульптур находятся в Берлине, Неаполе, Москве, Петербурге и недалеко от Петергофа. Последние утрачены).   Здание конного двора на левом берегу Верхнего пруда перестроено в 1823 г. архитектором Жилярди.
  • Богоявленский (Елоховский) Собор в Москве, 1845 г. Архитектор Тюрин.

В этом соборе похоронен патриарх Алексий.

В 1799 в этой церкви был крещён А. С. Пушкин

Богоявленский собор в Елохове в Москве — с 1991 кафедральный собор Московского Патриархата; с 1938 до 1991 был Патриаршим кафедральным собором. Храм никогда не закрывался. Когда храм Христа Спасителя был взорван собор стал кафедральным.

К 1845 году Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Несмотря на то, что Е.Д.Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием. При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности. Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.
  Северная и южная стены собора декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними - широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта своеобразная пространственная декорация разрушает монотонность монументального куба, придавая зданию Церкви легкость и нарядность.
Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками. Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов. На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно "вжимают" под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом. Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.
  • Английский клуб на Тверской, 1811—1817. Архитектор Адам Менелас.

Адам Адамович Менелас (1753—1831)— российский архитектор и паркостроитель. Представитель псевдоготики и классицизма.

  В начале XIX в., когда владение перешло к Л.К. Разумовскому, был создан проект перестройки, в соответствии с которым усадьба приобрела строго симметричную композицию со скруглённым парадным двором. Фасад отличается монументальной строгостью, характерной для ампира; центр выделен восьмиколонным дорическим портиком на мощном арочном цоколе, монолитную гладь стен подчёркивают крупные, пластичные, но тонко прорисованные детали (декоративная лепнина, лаконичные наличники с
масками, эдикулы в торцах узких, фланкирующих центр ризалитов). Вынесенные на красную линию улицы боковые флигеля решены в более камерном масштабе, двор замыкает чугунная ограда с каменными опорами и массивными пилонами ворот, увенчанными стилизованными скульптурами львов. Дом имел сход в парк в виде широкого пандуса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: