double arrow

Завершающий этап Русско-Кавказской войны и насильственное выселение адыгов в Османскую империю

Одним из трагических итогов колониальной политики царизма на Северном Кавказе и Русско-Кавказской войны как ее важнейшей составляющей является насильственное изгнание горцев со своей территории и их переселение в Османскую империю. Следует здесь указать, что политика аннексий тех земель горцев, насильственное переселение их в малопригодные к обработке и неудобные регионы края была одним из важнейших методов завоевания народов Северного Кавказа. На «освобожденных» землях горцев царизм планомерно и методично поселял русское население. На Северном Кавказе создавал казачество. А к концу Русско-Кавказской войны Россия осуществила политику «очищения» Кавказа от «хищных» горцев и переселила их насильственно, под угрозой полного уничтожения, в Османскую империю.

Еще в 1821г. генерал А.П.Ермолов для усмирения «хищнической» натуры кабардинцев предписал всем находящимся в горах выселиться на плоскость. Против «непокорных» кабардинцев царские генералы, в том числе и Ермолов, организовали карательные экспедиции. На место уничтоженных селений строились военные крепости и укрепления, создавались населенные пункты русских и украинских крестьян, казачьи станицы. Те кабардинцы, которые не хотели подчиниться предписаниям Ермолова, покидали свои земли и бежали за Кубань. Таким образом, еще в начале Русско-Кавказской войны эта политика изгнания горцев со своей территории имела место повсюду по Северному Кавказу. Но к концу войны, особенно после окончания Крымской войны 1853-1856гг. и пленения Шамиля, Россия создала специальный план полного очищения Кавказа от горцев и выселения их в Османскую империю.

Со второй половины 50-х гг. XIX в. переселенческая проблема превращается в важную часть внешней и внутренней политики как России и Турции, так и европейских держав, особенно Англии, захватнические интересы которой в данном регионе необходимо рассматривать в широком плане британской экспансии на Ближнем и Среднем Востоке.

Поэтому массовое переселение горцев, в первую очередь адыгов, в Турцию началось с 1859г., когда Русско-Кавказская война переходит в свою завершающую фазу. В этот период царское правительство значительно активизирует свою политику насильственного переселения адыгов с горных мест на болотистую, непригодную местность за Кубанью. И чтобы не оказаться на такой непригодной территории, многие адыги были вынуждены переселяться в Османскую империю.

Следует отметить, что такому переселению содействовали и отдельные представители адыгской верхушки, которые осознали, что их влияние на подданных ослабевает, и, чтобы удержать их в повиновении, агитировали переселиться с ними в Турцию. Кроме этого, на территории Черкесии действовали многочисленные турецкие агенты, которые пугали адыгов, что их заставит русское правительство принять христианство, а детей отдадут в русскую армию. Один из переселенцев – Инал Кануков, вернувшийся на родину впоследствии, писал: «Еще больше встревожились горцы, когда между ними пронесся слух, что детей их будут брать в солдаты: это последнее обстоятельство послужило особенно толчком, заставившим их разом оставить родину, за которую еще так недавно проливали кровь, и искать убежище и безопасность в Стамбуле».

Правительство Турции тоже было заинтересовано в переселении горцев. Они с помощью переселенцев пытались укрепить военную мощь Османской империи; использовать черкесов для освоения малоплодородных земель и поднять экономику; увеличить удельный вес мусульман в регионах с преобладанием христианского населения; укрепить свою государственность, используя черкесов, возложив на них жандармско-полицейские функции. Турецкое правительство расселяло изгнанников с Кавказа таким образом, что они выступали «буферами» в тех регионах Османской империи, где государственность была ослаблена. Такими регионами были места, где проживали курды, славяне, бедуины, греки и т.д. Поэтому один из основных массивов размещения черкесов – это территории вдоль линии, разделяющей центральную часть Анатолии с севера на юг. С востока к этой линии

примыкали поселения греков, армян, курдов. Эти народы с начала XIXв. доставляли немало беспокойства официальному Стамбулу. Именно путем создания «буферной зоны» из черкесских аулов правительство намеревалось усмирять бунтующие окраины, теперь надежно огражденные от «цивилизованных» районов Анатолии.

Эта же линия черкесских поселений, продолженная далее на юг от Антакьи, пролегла по территории нынешних Сирии и Иордании (в рассматриваемый период входивших в обширную территорию Билад-эш-Шам). Здесь «буферная зона» должна была прикрывать со стороны пустыни города побережья и пути сообщения вплоть до Хиджаза от набегов бедуинов. Удержать курдские племена в повиновении властям должны были помочь черкесы, расселенные от Мардина до Хилла и Кербела (на территории современного Ирака).

Местность Узун Яйла, расположенная между городами Кайсери и Сивас, издавна служила пастбищем племенам аушары и туркменам. Османское правительство, отводя эти земли под черкесские аулы, не только стремилось их освоить, но и намеревалось склонить кочевников к переходу к оседлому образу жизни, облегчая себе контроль над ними и сбор налогов.

Заселение черкесами Балкан имело своей важнейшей целью подавление национально-освободительного движения. На протяжении 1863-1866гг. на Балканах было расселено 250-400 тысяч изгнанников, причем основной их массив – одной сплошной линией аулов вдоль северных рубежей империи, в том числе и на болгаро-сербской границе. Замысел этой колонизации состоял в том, чтобы разобщить славянские народы.

Таким образом, Османская империя тоже проводила политику разобщения самих изгнанников и расселяла их среди остальных народов. Как известно, такую же политику проводила и Россия на Северном Кавказе, создавая русские населенные пункты и казачьи станицы между деревнями и аулами горцев.

Русские генералы и чиновники открыто высказывались о «пользе» для России изгнания горцев из своей исторической родины. Наглядным примером в этом отношении является высказывание по этому поводу командующего Левого крыла генерала Евдокимова от 25 августа 1862 г. В частности, он доказывал необходимость и целесообразность переселения черкесов и говорил, что «такая мера принесет нам великую пользу». Спустя некоторое время, 19 сентября 1862 г., он же пишет начальнику штаба Кавказской армии: «Я неоднократно имел честь доводить до сведения… о пользе и необходимости свободного удаления туземцев Кубанской области (черкесов) на переселение в Турцию, содействуя им в этом случае не только всеми административными мерами, но давая им средства совершить морскую перевозку за счет казны», т.е. он рекомендовал давать изгнанникам даже своеобразные «подъемные», лишь бы переселить в Турцию.

В мае 1863г. царское правительство создало специальную комиссию, которая должна была регулировать и ускорить процесс выселения горцев в Османскую империю. Она же обещала выдавать денежную компенсацию покидавшим свою территорию в размере 10 рублей на семью. Но мало кто получил обещанные деньги.

Царские власти насильственно выгоняли адыгов с горной и предгорной зон и предлагали им поселиться в болотистых местах Кубани. Даже был проект переселения адыгов на Дон и образования там специальной колонии черкесов, с тем чтобы так изолировать их от остальных своих соотечественников. На освобожденных землях срочным порядком создавались казачьи станицы. Так, только за короткий период с 1861- го по 1865 г. в результате военно-казачьей колонизации, на территории Черкесии было образовано более 80 станиц.

Кто не соглашался поселяться на болотистых, непригодных землях Кубани, те должны были покинуть Кавказ и переселиться в Турцию. Так, за считанные годы край фактически был очищен от черкесов. Адыгские села и аулы опустели, люди со слезами на глазах покидали землю своих предков и тысячами уходили на чужбину. Это был настоящий геноцид царизма по отношению к адыгам.

Процесс выселения горцев в Османскую империю проходил в несколько этапов. На первом этапе, который продолжался примерно до 1859г., горцы переселялись небольшими группами; этот процесс не носил широкомасштабного характера. На этом этапе в основном местная феодальная верхушка, чтобы не потерять влияния на своих подданных, пошатнувшееся в результате завоевания Кавказа царизмом и начатых административно-судебных реформ, переселилась небольшими партиями.

С 1859 г., когда сопротивление горцев закончилось в Чечне и Дагестане и остались не завоеванными только западные адыги, царизм приступил к широкомасштабному переселению всех адыгов и остальных горцев. Выселение горцев в Османскую империю продолжилась вплоть до начала Первой мировой войны. Но абсолютное большинство горцев было выселено с 1859 - го по 1860-е гг.

После пленения Шамиля все внимание царских войск было направлено на окончательное покорение Западного Кавказа, получившего особое значение в итоге Крымской войны. Война эта показала, что Северо-Восточный берег Черного моря может быть избран как плацдарм неприятелем, в частности Турцией, и поэтому «прочное его занятие необходимо в интересах обеспечения безопасности всего Кавказа».

Уничтожение Черноморского флота и стеснительные условия Парижского мира не позволяли России, как это было раньше, иметь базу на Черном море, и поэтому опираться при завоевании Западного Кавказа можно было только на Кубанское казачье войско путем создания из казаков постоянных поселений, а для этого необходимо было «стеснять постоянно горские племена до полной невозможности жить в горах и заставить их уйти с родных земель».

Царское правительство понимало, что горцы не согласятся на переселение за Кубань и предпочтут выселение в Османскую империю. По существу, царизм сам провоцировал выселение горцев в Турцию. Подтверждая эту мысль, генерал Карцов в августе 1863г. писал: «Такая мера при настоящем положении туземцев принесет нам великую пользу и даст возможность как горцам выйти из настоящего напряженного положения, так и нам более свободно развивать русскую колонизацию в предгорьях Западной части Кавказского хребта».

Теперь относительно численности адыгов, переселившихся в Османскую империю. Но, прежде чем говорить о количестве адыгов, выселенных в Османскую империю, необходимо сказать несколько слов о численности населения адыгов до начала Русско-Кавказской войны. При этом необходимо иметь в виду и количество людей, погибших во время войны. По этим вопросам до сих пор существуют у авторов истории адыгов этого периода различные мнения и ими приводятся разные цифры. Поэтому мы можем сказать о приблизительном количестве населения и выселенных в Османскую империю адыгов (черкесов). Из большого круга авторов мы позволили себе взять данные бывшего командира отряда поляков, принимавших участие в освободительной борьбе западных адыгов, Теофила Лапинского. Он, на наш взгляд, мог подойти к этому вопросу более - менее объективно и указать более точные цифры. Тем более надо учесть, что он как сказано выше, долгое время жил среди адыгов и обстоятельно изучил их жизнь и имел возможность близко познакомиться с ними. В этой связи он писал, что «не мог почерпнуть сведений из официальных русских статистических данных, так как знал бессовестность, с которой такие данные создавались», и самостоятельно собрал интересующую его информацию. «Подлинное население народностей «адыгэ» составляет около 1, 5 млн человек», - заключил Т.Лапинский, уточняя, что, кроме того, еще 50 000 адыгов живут восточнее (в Кабарде.- К.У.). А Генрих-Юлиус Клапрот, выдающийся ученый востоковед, оценивал население адыгов в 237 5487 человек. В целом не будет, на наш взгляд, преувеличением, если скажем, что численность адыгов до начала Русско-Кавказской войны составила более 2 млн человек. Существующая статистика «Великого исхода» изгнания черкесов тоже не дает полной и точной картины. Дело в том, что никто не занимался подсчетом тех несчастных горцев, которые вынужденно покидали свою родину. Более того, почти половина этих изгнанников умерла в пути от холода, голода, эпидемии; многие из них утонули в море. Другими словами, в обстановке полнейшего хаоса, царившего на обоих берегах Черного моря в те годы, какие-либо подсчеты огромной людской массы были просто невозможны.

Поэтому по данному вопросу существуют различные мнения, и на это были свои причины.

Во-первых, изгнанники высаживались более чем в десяти портах Османской империи, между которыми не было никакой связи и в которых не велось практически никаких статистических подсчетов прибывавших.

Во-вторых, пик изгнания, пришедшийся на 1864-1866гг., характеризовался крайней неорганизованностью ввиду неготовности Османской империи к приему такого числачеркесов, в результате чего бесчисленное количество изгнанников умирало на протяжении всего пути к местам окончательного поселения, что делает итоговые цифры еще более неопределенными.

В-третьих, процесс депортации продолжался до 1910 г., причем в разные годы количество изгнанников было неодинаковым.

В-четвертых, Россия, опасаясь настроить против себя европейское общественное мнение, отмечала явно заниженные цифры депортированных черкесов.

В-пятых, также поступала и Османская империя, чтобы приглушить протесты христианских держав по поводу заселения изгнанниками-черкесами Балкан.

Среди специалистов нет единства ни по общей, ни по региональной статистике выселения. Характерным в этом отношении является разброс оценок черкесской колонизации Балкан. По данным различных зарубежных адыгов, на Балканы было переселено от 250 тыс. до 600 тыс. человек.

К.Сакс утверждает, что потери черкесов от голода, болезней и отсутствия самого необходимого в годы изгнания с Кавказа составили около 50%. Эту же цифру приводит и профессор Н.А.Смирнов. Он считает также, что 15% из оставшихся в живых (главным образом женщины и дети) были проданы в неволю.

Кемаль Карпат, опиравшийся в своих работах на турецкие архивы, публикует такие цифры: с 1859 - го оп 1879 г. 2 млн. черкесов были изгнаны с Северного Кавказа; из них только 1,5 млн достигли мест окончательного расселения в Османской империи. Ужасающие факты массовой гибели черкесов в годы «Великого их исхода» свидетельствуют о том, что подобные оценки (и 50%, и 0,5 млн погибших) отнюдь не выглядят завышенными. Данные большинства публикаций охватывают, как правило, только период до русско-турецкой войны 1877-1878гг., однако выселение черкесов с Кавказа продолжалось до начала Первой мировой войны. После поражения Османской империи в войне 1877-1878гг. сотни тысяч черкесов были обратно изгнаны с Балкан в азиатскую часть империи. Опять повторялись все ужасы, невзгоды и страдания, сопровождавшие горцев в ходе Великого черкесского изгнания.

Если проанализировать все высказывания различных авторов относительно количества черкесских изгнанников, то можно без преувеличения отметить, что с 1857 - го по 1876 г. (с учетом того, что пик выселения пришелся на 1864-1866гг.) не менее 1 млн 400 тыс. человек с момента окончания русско-турецкой войны 1877-1878гг. по 1910 г. – не менее 300 тысяч человек. Итого с 1857 - го по 1910 г. было выселено в Османскую империю адыгов-черкесов не меньше 1 млн. 70 тыс. человек. С Кавказа изгнано немалое количество и других горцев. Одних только абхазцев было выселено в Османскую империю более 100 тыс. человек. Много было изгнанников из Дагестана, Чечни и других регионов Северного Кавказа.

Таким образом, Русско-Кавказская война, которая продолжалась более века, явилась одной из самых драматических страниц истории народов Северного Кавказа, особенно адыгов, которые подверглись настоящему геноциду со стороны Российской империи.

Россия противопоставила горцам одну из лучших в мире регулярных армий, вооруженной самой передовой военной техникой. Этой мощной военной машине противостояли слабо организованные, не имевшие ни регулярной армии, ни необходимого вооружения разобщенные горцы, и они «умудрились» защищать свой очаг, землю своих предков в течение целого столетия, показывая пример мужества и отваги. Но силы были слишком неравными, и Кавказ был завоеван. Его древние жители были изгнаны в Османскую империю, сотни тысяч погибли на полях сражений, затем от голода, холода и эпидемий на пути в Османскую империю.

Был уничтожен генофонд адыгского народа. Его «вина» заключалась в том, что этот народ жил на Кавказе, который нужен был России, как воздух, и она завоевала его и уничтожила его жителей самыми варварскими методами; оставшихся в живых выселила в Османскую империю. На исторической родине адыгов-(черкесов) осталось ничтожное количество, которые уже не угрожали России.

Да, адыги допустили историческую ошибку, когда большинство оставшихся в живых покинуло свою родину, но другого выхода у них не было. Однако их главная ошибка заключается в том, что они не смогли увидеть, с какой страной их судьба столкнула. И все же следует отметить, что еще задолго до этого кровавого противостояния, в середине XVIв., адыги установили дружеские контакты со своим северным соседом, хотя изменившиеся обстоятельства и объективный процесс развития самой России заставили ее присоединить к себе военными методами такой важный в стратегическом отношении регион, как Кавказ. Такова была объективная необходимость времени.

Теперь адыги разбросаны по всему миру, и сейчас около 97% их проживает за пределами исторической родины. Настала другая объективная необходимость – это воссоединение адыгов и восстановление исторической справедливости. Для этого, прежде всего, нужно дать адыгскому народу статус народа-изгнанника. Думаю, что настало время, когда современное российское демократическое руководство может извиниться перед черкесами-адыгами и остальными жертвами той страшной войны за содеянное царизмом.

Период Русско-Кавказской войны – это историческая память, а ее нельзя стереть народа, ее необходимо уважать, ибо она не имеет срока давности. Теперь Северный Кавказ мы имеем таким, каким он есть.

Он стал еще больше многонациональным, здесь имеются серьезные нерешенные проблемы, поэтому мы говорим, что Северный Кавказ является «ахиллесовой пятой» России. Из истории надо извлекать уроки и главный урок жизни горцев Северного Кавказа - не повторить допущенные ошибки. Горцы обречены на совместную и дружескую жизнь с русским народом. Народ никогда не бывает виноват, виноваты в его заключениях политические деятели. И на корню надо пресекать авантюристические идеи некоторых лидеров горцев, которые мечтают об отделении Северного Кавказа от России. Горцы Северного Кавказа, как никто, должны бороться за единство России. Только в составе с ней они могут сохранить свой суверенитет, свою родину, за которую боролись всегда их славные предки.


Литература

Бижев А.Х. Адыги Северо- Западного Кавказа и кризис. Восточного вопроса в конце 20-х начале 30-хгг Х1Х века. Майкоп, 1994

Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии Х1Х столетия. Сухуми, 1975.

Смирнов И.А. Политика России на Кавказа в XVI – XIXвв. М., 1958.

Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992.

Касумов А.Х. Северо – Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международных отношениях Х1Х века. Ростов – на/ Д., 1989.

История народов Северного Кавказа (конец XVIII – 1917г.) М., 1988.

Россия и Черкесия (вторая половина XVIIIв. – Х1Хв.) Майкоп, 1995.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967, Т.1.

Эса – дзе Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993.

Национально – освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. Нальчик, 1994.

Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в Х1Хв. Нальчик, 1965.

Туганов Р.У. Страницы прошлого. Нальчик, 1989.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111- Х1Хвв. Нальчик, 1974.

История Кабарды. М., 1957.

Черкесия. Черкесск. 2004. № 2.

Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь, 1994.

Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-егг. Х1Хв.) Сборник архивных материалов. Выявление и обработка.Т.Х.Кумыкова. Нальчик, 2001.

Архивные материалы о Кавказской войне и выселение черкесов (адыгов) в Турцию (1848-1874). Выявление и обработка Кумыкова Т.Х. Нальчик, 2003.Часть 2.

Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в Черкесской истории. Нальчик, 1994.

Лапинский Теофил (Теффик - бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995.

Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. Нальчик, 2002.

Мемуары декабристов. М., 1988.

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

Нажжар Александр. Изгнанники Кавказа. Нальчик, 2002.

Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказа. Нальчик, 1992.

Битва русских с кабардинцами. М., 1845.

Территория и расселения кабардинцев и балкарцев в XVIII- начале ХХ веков. Нальчик, 1992.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.

Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863- 1864. Нальчик, 1991.

Гугов Р.Х, Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик, 1999.

Смирнов Н.А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI - XVIIIвв. Нальчик, 1948.

Кумыков Залим. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах Х1Х века в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998.

Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабаре и Балкарии. Нальчик, 1995.

Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра 1 до Ермолова (1722 - 1825). Нальчик, 1998

Тхамокова И.Х, Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик, Эль – фа, 2000.

Записки А.П., Ермолова 1798- 1826. М.: Высшая школа. 1991.

Половинкина Т.В. Черкесия – боль моя. Исторический очерк (древнейшее время – начало ХХ в). Майкоп, 1999.

Изгнания черкесов (причины и последствия). Майкоп, 1996.

Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (Х1Х – ХХвв.). Нальчик, 1997.

Эльмесов А.М. Из истории русско – кавказской войны (документы и материалы). Нальчик, 1991


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: