Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административная, военная и судебная реформы




Прежде чем рассмотреть административно-судебную реформу в Кабарде и Горских (балкарских) обществах после окончания Русско-Кавказской войны, необходимо отметить вкратце как царизм параллельно с завоеванием Кавказа военными методами постепенно устанавливал колонизационный режим и насаждал в крае русскую администрацию и русское судопроизводство.

Кабарда к началу Русско-Кавказской войны состояла из семи княжеских уделов, в том числе в Большой Кабарде: уделы Атажукиных, Мисостовых, Джамбулатовых, Бекмурзиных, Катукиных, а в малой Кабарде – Таусултановых и Джеляхстановых.

В каждое удельное княжество входило несколько десятков деревень. Главой удела был старший из князей по возрасту, и он управлял уделом с помощью управленческого аппарата исключительно из мужчин. Туда входили: казначей, дворецкий, писарь, телохранители, которые выполняли и функции сборщиков податей, судебный исполнитель, полицейские и посыльный.

Самой низшей административной единицей удела была деревня, где владелец селения выполнял функции руководителя административно-политической власти.

Во главе высшей исполнительной власти Кабарды стоял Верховный князь, избираемый из среды удельных князей на собрании представителей княжеских уделов – Хасе.

Высшим законодательным органом была Хаса. Она была в Кабарде многопалатной. Хасы были:

в уделе;

2) в партии, включавшей два удела;

при объединении трех уделов;

общекабардинская Хаса, т.е. Хаса Большой Кабарды.

Судебная система в Кабарде и Горских (балкарских) обществах основывалась на обычном праве.

Таким образом, политический строй Кабарды к началу Русско-Кавказской войны представлял собой сословно-представительную монархию в форме федеративной княжеской республики.

Как было отмечено, царское правительство наряду с завоеванием Кавказа, одновременно год за годом вводит в крае российские органы власти и судопроизводства. В 1785 г. царизм учредил на Кавказе институт наместничества. Наместник управлял всеми делами на территории Кавказа. Командующий войсками Кавказской линии ведал гражданскими и военными делами. Он осуществлял свое руководство краем через приставов, назначенных из числа офицеров русской армии.

На Северном Кавказе было к середине XIX в.было 20 приставских управлений. Они вводились у горцев, перешедших к России, «для присмотра за поведением» местного населения и исполнением им российских законов.

В Большой Кабарде приставское управление было введено в 1769 г. С этого времени кабардинские князья и дворяне должны были согласовывать свои действия с приставом. Это явилось первым серьезным ударом в ликвидации политической самостоятельности Кабарды. Приставы в Кабарде в одних случаях назывались «управляющими», в других - «начальником Большой Кабарды». Институт приставов просуществовал на Северном Кавказе до 50-х гг. XIX в.




Но после потери Кабардой своей политической самостоятельности административные органы на Северном Кавказе претерпевают определенные изменения. В 30-50-х гг. XIX в. Кавказская Линия была территориально разделена на несколько самостоятельных регионов. В 1840 г. Кубанская Линия переименована в Правый фланг Кавказской Линии, где начальником был назначен генерал Засс. Кавказская Линия теперь разделилась на пять частей: Черноморская линия, Правый фланг, Центр, Левый фланг и Владикавказский военный округ; каждая из них имела свое управление.

В 1830 г. Кабарда и Горские (балкарские) общества были отнесены к Центру Кавказской Линии. Военно-административное управление находилось в укреплении Нальчик.

В сентябре 1856 г. Кавказскую Линию разделили на Правое крыло и Левое крыло. В состав Правого крыла Кавказской Линии вошли воинские соединения, приставские управления и города, находившиеся в бассейне реку Кубани и Причерноморья, а в состав Левого Крыла – воинские соединения, приставские управления и города бассейна реки Терека, в том числе Кабарда и Горские общества. Следует здесь отметить, что на завершающем этапе Русско-Кавказской войны царизм искал пути постепенного привлечения некоторых представителей горцев к управлению краем.

Главным образом в этом царизм деле опирался на представителей местной верхушки. Так возникла на Северном Кавказе система так называемого военно-народного управления, где главными действующими лицами оставались представители царских военных властей, но формально к управлению привлекались и представители местной знати. В первую очередь к этому военно-народному принципу управления перешли в качестве эксперимента в 1852 г. в Чечне. Здесь было создано самостоятельное военно-административное управление, получившее название Чеченского управления.



Вскоре после этого приставские управления в других регионах Северного Кавказа были упразднены и в 1858 г. созданы округа, в том числе и Кабардинский округ. В состав Кабардинского округа вошли Большая и Малая Кабарда и Горские общества, но Малая Кабарда до 1862 г. оставалась в составе Осетинского округа.

Военно-народное управление официально было узаконено «Положением о Кавказской армии», утвержденным в 1858 г.

В 1860 г., когда фактически основным очагом сопротивления горцев русской армии остался Северо-Западный Кавказ и война перешла в свою завершающую стадию, Кавказская Линия, потерявшая «свое значение как пограничной кордонной черты», была ликвидирована. Ее Правое крыло было переименовано в Кубанскую, а Левое – в Терскую область. В Кубанскую область вошли адыги, живушие в бассейне реки Кубань, карачаевцы, абазинцы, ногайцы и др. К Терской области отошли территории, занятые терским казачеством, кумыками, чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами.

Таким образом, в первые годы существования Терской области в ней были округа: Кабардинский, Кумыкский, Осетинский, Чеченский, Аргунский, Ичкеринский. Однако следует отметить, что при создании этих округов не учитывались в полном объеме этнические границы, которые существовали испокон веков между горцами. В частности, Малая Кабарда была включена в состав Военно-Осетинского округа, в его состав входила часть территории чеченцев и ингушей и т.д.

Эти округа в свою очередь делились на участки. Кабардинский округ с 1858 - го по 1862 г. состоял из двух участков: Черекского и Баксанского. К Черекскому административному участку относились кабардинские селения, лежащие по правой стороне реки Шалушка и Балкарские общества: Балкарское, Хуламское и Безенгийское. К Баксанскому участку относились кабардинские селения, Балкарские общества: Чегемское и Урусбиевское.

Малая Кабарда с 1862 г. вошла в Кабардинский округ отдельным участком.

В 1866 г. из всех Балкарских обществ был образован отдельный административный участок – Горский.

Вся полнота власти в округах была сосредоточена в руках представителей наместника Кавказа. Представители горского населения в лучшем случае выполняли вспомогательные функции и роль проводников линии наместника и его подчиненных.

После завершения Русско-Кавказской войны и окончательного включения Северного Кавказа в состав России и осуществления земельной реформы в Кабарде назрела объективная необходимость дальнейшей административно-судебной реформы. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский своим приказом от 3 мая 1860 г. упразднил Кавказскую Линию. Все пространство от Главного Кавказского хребта предписывалось впредь именовать Северным Кавказом. Этот обширный край был разделен на три административные единицы: Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Области в свою очередь разделялись на округа.

Во второй половине 60-х гг. XIX в. был подготовлен проект о новом административном устройстве Кубанской и Терской областей. Он был утвержден государственным Советом 30 декабря 1869 г. По новому «Положению о Кубанской и Терской областях» Терская область получила новое административное деление, согласно которому она делилась на семь административно-территориальных округов: Владикавказский, Георгиевский, Грозненский, Аргунский, Веденский, Кизлярский, Хасав-Юртовский.

В состав Георгиевского округа вошли бывший Кабардинский округ, гор. Георгиевск и слобода Кисловодская. Административным центром округа стала слобода Нальчик. Как и прежде, и на этот раз не учитывались этнические границы народов, входящих в тот или иной округ. По новому административно-территориальному делению Северного Кавказа не упоминались исторические названия «Кабарда», «Осетия», «Чечня» и т.д.

Во главе окружных управлений по-прежнему стояли представители русской армии. Округа как и прежде делились на участки. Например, Георгиевский округ в первой половине 70-х гг. состоял из четырех участков: Баксанского, Черекского, Малокабардинского и Горячеводского. Руководителями участков были приставы, его помощник и письмоводитель.

Одним из значительных моментов в административной реформе 60-х гг. XIX в. являлось создание в Кабарде и Горских обществах новой системы административно-судебной системы управления. В 1870 г. было принято Положение, по которому общественное управление должно было состоять из сельского схода, сельского правления и сельского суда. Эти органы осуществляли всю административную и судебную власть на селе. Такая форма правления, которая была введена на Северном Кавказе соответствовала той форме, что существовала в Центральной России. Это положение действовало на территории края с 1 января 1871 г.

С 80-х гг. XIX в. до революции 1917 г. произошли разного рода изменения в административно-территориальном устройстве народов Северного Кавказа. В частности, в 1876 г. был упразднен Георгиевский округ, а Кабарда и Горские общества вошла в Пятигорский округ. В его составе они находились до 1882 г. С 1882 г. Кабарда и Горские общества выходят из Пятигорского округа и образуется самостоятельный Нальчикский округ. Но в 1888 г. Малая Кабарда опять выделяется из него и включается в Сунженский отдел Терской области. Она там находилось до 1905 г.

Именно в 60-80-е гг XIX в. Кабарда теряет значительную часть своей исторической территории, которую передают соседним народам, казачеству, русским и украинским крестьянам, переселенным в Кабарду.

В 60-70-е гг. XIX в. была осуществлена не только административная и судебная реформа, но и военная. 1 августа 1870 г. было опубликовано «Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Это «Положение» ограничивало бессрочную службу казаков 22 годами. Действительная же военная служба длилась 5 лет. От воинской службы освобождались лица, работавшие в государственных учреждениях и постоянно занимающиеся торговлей, а также учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений. Казаки оставались надежными союзниками царизма на Северном Кавказе, поэтому он шел на некоторые улучшения их положения и службы в армии.

Однако следует отметить, что военная реформа не распространялась на горцев Северного Кавказа, в том числе на кабардинцев и балкарцев. Они еще не внушали особого доверия царским властям. Слишком были наглядны трагические последствия Русско-Кавказской войны. Действительная военная служба для горцев заменялась взиманием особого денежного сбора. К действительной военной службе стали привлекать кабардинцев и балкарцев только с 1887 г. До этого дело сводилось к попыткам создать отдельные воинские подразделения из местного населения. Правительство рассчитывало использовать «иррегулярные войска» из среды горцев при подавлении национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа, т.е. им отводилась роль полицейских и карателей собственного народа.

Важнейшей составной частью преобразований в общественно-политической, социально-экономической жизни, проведенных в 60-70-е гг. XIX в. являлась судебная реформа в Кабарде и Горских обществах. Наряду с административными реформами, царизм осуществлял и судебную реформу в ходе Русско-Кавказской войны. Судебная власть на Северном Кавказе полностью была подчинена интересам России и ее политике, проводимой в крае. Эта реформа проводилась постепенно вытесняя из жизни веками существовавшую судебную систему в Кабарде и Горских обществах, основанную на обычном праве. Царизм все же вынужден был считаться с особенностями общественного уклада жизни, традициями и обычаями горцев.

Еще в 1793 г. в Кабарде вместо прежнего традиционного суда Хейжа вводятся новые судебные учреждения – Родовые суды и расправы. Они в своей деятельности опирались на обычное право кабардинцев. Уголовные дела (убийство, разбой, измена) и другие более - менее серьезные преступления были выведены из ведения родовых судов и расправ и переданы в ведение Верховного пограничного суда, т.е. эти дела рассматривались по законам Российской империи, а маловажные (семейно-бытовые и другие мелкие дела) рассматривались в родовых судах и расправах. Более того, Верховный пограничный суд, который возглавлялся моздокским комендантом, рассматривал апелляционной инстанцией решения родовых судов и расправ. Другими словами, и судебная власть, как и административная, находилась в руках российских офицеров. Кабардинское общество с самого начала деятельность родовых судов и расправ встретило враждебно: в этой реформе оно увидело ущемление своей самостоятельности.

В ходе Русско-Кавказской войны значительно возросла роль духовенства в Кабарде, и в конечном итоге под давлением народных масс царизм вынужден заменить в 1807 г. родовые суды и расправы шариатским судом Мехкеме. Верховный князь Кабарды одновременно становится председателем верховного суда – Мехкеме.

И только после фактического завоевания Кабарды и потерей ею политической самостоятельности в 1822 г. Ермолов создает Временный Кабардинский суд вместо действовавшего с 1807 г. в Кабарде Мехкеме.

В Прокламации Ермолова от 22 августа 1822 г. говорится: «Восстанавливая порядок в Кабарде и учреждая через земли оной новую линию для охранения жилищ наших, с тем вместе признаю я полезным для собственного благославления вашего и разбора случающихся дел между вами установить суд.

Вследствие чего, составив предварительное начертание правил: для суда во временном наставлении, при сем для руководства вашего препровождаемом, членами сего суда назначаются:

Председателем - владелец подполковник Кучук Джанхотов.

Судьями: Кадий по выбору владельцев и узденей. Владельцы: Гаджи Мурзабек Хамурзин, капитан Темир Булат Атажукин.

Губернский секретарь Касай Картулов. Из узденей: от Малой Кабарды - Али Мурза Коголка, Беслан Куденетов, Али Конов. Секретарем - капитан Якуб Шарданов и чиновник российский для проверки журналов. Означенный суд имеет быть на реке Нальчик. Открытие его и надлежащее по управлению его со стороны начальства содействие поручено от меня артиллерии полковнику Копареву.

Чиновник сей был поставлен мной начальником всех войск, в землях кабардинских расположенных, будет назидать общее всех вас благосостояние, порядок, и для того требуется со стороны вашей должное к требованиям его внимание Временного суда, какие дела обязан рассматривать».

Как видно, формально членами суда являются и представители кабардинской знати, но вся деятельность Временного Кабардинского суда находится под контролем российских военных властей. Временный Кабардинский суд просуществовал с 1822 по 1858 гг.

Однако на завершающем этапе Русско-Кавказской войны царизм наряду с административной реформой осуществляет в Кабарде и Горских обществах и судебную реформу. В 1858 г. в Кабардинском округе был создан «Народный суд». Аналогичные суды были созданы и в других округах Терской области. При создании «Народного суда» использовался опыт судопроизводства в крае предшествующих периодов. Кабардинский окружной «Народный суд» состоял из пяти членов – депутатов. Из них четыре члена суда избирались «из среды князей, узденей и свободного сословия» на сословных участковых собраниях по одному депутату- от каждого участка, а пятый – «от черного народа» из вольноотпущенников и холопов на окружном собрании. Основой «народного суда» оставались нормы обычного права горцев. Введении шариатского суда оставались семейно бытовые дела (бракосочетание, развод супругов, споры между родственниками, в том числе между родителями и детьми).

Все судебные дела разграничивались на гражданские и уголовные дела. Например, гражданские иски и маловажные уголовные дела (воровство, драка, кража женщин и т.д.) находились в ведении окружных судов.

Согласно «Положению» о порядке управления Терской областью» от 29 мая 1862 г. более серьезные уголовные дела были изъяты из ведения народных судов. К этим преступлениям относились: измена, возмущение против правительства и его органов, т.е. политические преступления, личное неповиновение начальству и его оскорбление, разбой, похищение казенного имущества, убийство и нанесение увечья.

Апелляционные дела окружных «народных судов» Терской области рассматривал так называемый «Главный народный суд», созданный в 1862 г., который располагался в гор. Владикавказе. Этот суд состоял из председателя, 6 кадиев и 28 членов – депутатов от военно-народных округов Терской области. Члены суда назначались начальником области из представителей местной знати. Помимо этого, в военно-народных округах создавались участковые народные суды, т.е. в каждом участке округа были свои участковые народные суды. Так, например, в Кабарде в 4 административных участках были свои суды: Баксанский, Черекский, Малокабардинский и Горский (Балкарский), во главе которых стояли руководители участков.

Члены участкового народного суда избирались сроком на один год на участковом собрании выборщиков, избранных в селениях и сельских обществах. Решение участкового собрания об избрании состава суда утверждалось начальником округа. Количество членов суда определял руководитель области. Участковый суд рассматривал гражданские дела и незначительные уголовные преступления. Семейные дела рассматривались по правилам шариата.

Наряду с народными судами на Северном Кавказе сохранялись так называемые посреднические (медиаторские) суды, которые создавались в каждом конкретном случае по требованию сторон-участников споров. Решения посреднических судов были окончательными и не подлежали обжалованию.

Таким образом, реформы, проведенные на Северном Кавказе, в том числе и административно-судебная, носили в целом прогрессивный характер. Одновременно они юридически закрепили завоевание горцев русским государством, которые окончательно вошли в состав Российской империи.

Эти реформы проводились на Северном Кавказе параллельно с его завоеванием в ходе Русско-Кавказской войны, хотя формально в органах административной и судебной власти были представлены и местные народы. Ключевые позиции во всех органах административной, военной и судебной власти занимали представители Российского государства.

Тем не менее, несмотря на значительные ограничения прав местного населения, эти реформы носили буржуазный характер, они создали объективные условия для втягивания Северного Кавказа в капиталистические отношения и развития его экономики и культуры. Эти реформы способствовали ликвидации патриархально-феодальных отношений.

Литература

История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т.1.

Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.

Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик, 1961.

Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1965.

Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп, 1997.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

История Кабарды. М., 1957.

История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.

Бекалдиев М.Д. История Кабардино-Балкарии с древнейших времен и до конца XIX в. Нальчик, 1997.

Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967.

Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII –первой половине XIX в. Нальчик, 1994.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1982. Вып.1.

Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века. Нальчик, 1968.

Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии. //Ученые записки КБГУ 1963. Т.19.

Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик, 1956.

Актуальные проблемы феодальной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1992.

Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII – начале ХХ в. Нальчик, 1992.

Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1959.

Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра 1 до Ермолова (1722-1825). Нальчик, 1998

Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.

Крикунов В.П. Очерки социально-экономического развития Северного Кавказа в 60-90-х гг XIX в. Грозный, 1973.

Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.

Фадеев А.В. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России. //История СССР, № 6, 1956.

Тройно Ф.П. Арендные отношения у горцев Северного Кавказа. Р.-на - / Д., 1984.

Ратушняк В.А. Сельскохозяйственное производство на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ вв. Р.-на-/Д., 1989.

Эльмесов А.М. Из истории русско - кавказской войны (документы и материалы). Нальчик, 1991.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 4399; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8663 - | 7092 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.10.62 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.