ЛИТЕРАТУРА
Контрольные вопросы
1. Действительно ли в ХХ столетии наступил «золотой век» хирургии?
2. Какую роль сыграло становление анестезиологии?
3. Когда возникло и развилось клинико-физиологическое направление?
4. Владимир Неговский: важность появления реаниматологии.
5. Обусловили ли прогресс науки выдающиеся достижения хирургов разных стран?
6. Алексис Каррель: может ли крупнейший хирург быть реакционером и расистом?
7. Бесспорные достижения Владимира Шамова.
8. Первый в мире: приоритет Юрия Вороного в трансплантологии.
9. Сергей Брюхоненко: искусственное кровообращение дало старт кардиохирургии.
10. Сосудистая хирургия - «дитя» ХХ века: новые технологии, новые методы.
11. Вторая «великая французская революция»: минимально инвазивные операции.
показано 147 из 147 |
показано 1 из 2 |
1. Аз-Захрави. Трактат о хирургии и инструментах. - М., 1983.
2. Аникина Т.И. А.А. Бобров. - М., 1959.
3. Бидлоо Н.Л. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре. - М., 1979.
4. Брюхоненко С.С. Искусственное кровообращение. - М., 1964.
5. Власов А.А. Очерки истории хирургии в Сибири. - М., 1999.
6. Гезер Г. Исторический обзор хирургии. - СПб., 1880.
7. Герман Ф. Исторический очерк Обуховской больницы за 100 лет. -
СПб., 1884.
8. Гильтебрандт Ф.А.. Речь о превосходстве хирургии. - М., 1810.
9. Гиппократ. Избранные книги. - М., 1936.
10. Джумаев В.К. Хирургия Абу Али Ибн Сины и ее исторические истоки. - Ташкент, 1979.
11. Жоров И.С. Развитие хирургического обезболивания в России и
СССР. - М., 1951.
12. Захаров Е.И. В.А. Басов. - М., 1953.
13. История императорской Военно-медицинской академии за сто
лет. - СПб., 1898.
14. История сердечно-сосудистой хирургии. - М., 1997.
15. Калью П.И. Н.И. Пирогов и анатомо-физиологическое направление в хирургии. - М., 1959.
16. Кованов В.В. Н.В. Склифосовский. - М., 1993.
17. Ковнер С. История древней медицины. - Киев, 1888.
18. Ковнер С. История средневековой медицины. - Киев, 1897.
19. Колесов В.И. Страницы из истории отечественной хирургии. - М.,
1953.
20. Колосов Г.А. Медико-хирургическая академия и ее деятели в начале XIX столетия. - СПб., 1914.
21. Куприянов В.В. К.И. Щепин - доктор медицины XVIII века. - М.,
1953.
22. Куприянов В.В. Из истории медицинской службы на Русском флоте. - М., 1963.
23. Лахтин М.Ю. Большие операции в истории хирургии. - М., 1901.
24. Лериш Р. Воспоминания о моей минувшей жизни. - М., 1966.
25. Лисицын Ю.П. История медицины. - М., 2008.
26. Мирский М.Б. Исцеляющий скальпелем: Академик Н.Н. Бурденко. - М., 1983.
27. Мирский М.Б. История отечественной трансплантологии. - М., 1985.
28. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. - М., 2000.
29. Мур Ф. История пересадок органов. - М., 1973.
30. Нечаев А.А. Очерки по истории Обуховской больницы. - Л., 1952.
31. Новомбергский Н.Я. Черты врачебной практики в Московской Руси. - СПб., 1904.
32. Оппель В.А.. История русской хирургии. - Вологда, 1923.
33. Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы XVIII века и их воспитанники. - М., 1959.
34. Петровский Б.В. Человек, медицина, жизнь. - М., 1995.
35. Пирогов Н.И. Собрание сочинений. Т. I-VIII. - М., 1960-68.
36. Рихтер В.М. История медицины в России. - М., 1814-1820.
37. Семека С.А.. Медицинское обеспечение русской армии во время Семилетней войны. - М., 1951.
38. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 2007.
39. Сталь А. Пережитое и передуманное студентом, врачом и профессором (быль). - Кн.1. - СПб., 1908.
40. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. - М., 1996.
41. Цельс Авл Корнелий. О медицине. - М., 1959.
42. Чжу Янь. Достижения древнекитайской медицины. - М., 1958.
43. Чистович Я.А. Очерки из истории русских медицинских учреждений XVIII столетия. - СПб., 1870.
44. Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. -
СПб., 1883.
45. Шахбазян Е.С. П.И. Дьяконов. - М., 1951.
46. Breasted H. The Edwin Smith surgical papyrus. - Chicago, 1930.
47. Bruno V. Geschichte der Orthopaedie. - Stuttgart, 1991.
48. Kulumbian P. Ancient Indian medicine. - Madras, 1959.
49. Meade R..H. An Introduction to the History of General Surgery. -
1968.
50. Rutkow I.M. American surgery. - Philadelphia, 1998.
Сергей Пятенко, партнер, Заместитель генерального директора ФБК, Генеральный директор Экономико- правовой школы ФБК
Компромисс всегда обходится дороже, чем любая из альтернатив.
Закон Джухэни
С высот Гималаев я понял: мир слишком тесен…чтобы к нему можно было бы, подходить, иначе, как с точки зрения понимания и терпимости между людьми…мир велик, повсюду есть хорошее и плохое, если люди отличаются от тебя это еще вовсе не значит, что ты прав, а они не правы.
Тенциг Норгей. Гималайский шерпа, первовосходитель на Эверест
Начало формирования российского бизнеса – появление в 1988г. первых кооперативов. За прошедшие годы бизнес претерпел серьезные изменения. Соответствующим образом изменился и менеджмент в нем. Важнейшую роль в этом играла и играет эволюция всей российской экономики.
Охотники и фермеры. В процессе развития менеджмента в России, как и во всем мире, как в капле воды, отражаются некоторые аспекты эволюции человечества. На рубеже 80-90 гг. в отечественный бизнес двинулись динамичные граждане с энтузиазмом бравшиеся за любые задачи. Можно сказать, что формируется исторически первый вид отечественного бизнесмена и менеджера – всеядный “хищник”, “пробегающий” огромные пространства в поисках любой “добычи” - клиента. Результат достигается в основном за счет использования сочетания инстинктов, опыта и неукротимой энергии.
К середине 90-х гг., когда в стране складываются контуры рынка, появляются и заметные фирмы. Формируется второй тип менеджеров - “охотники”. Они, как когда-то древние люди, объединяются в группы, пытаются работать совместно, постепенно вырабатывая определенные технологии подготовки и ведения “охоты”. Чутье помогает ориентироваться в бизнесе и опережать менее способных конкурентов, а результат достигается в основном за счет знаний талантливых специалистов, смышлености и тактической гибкости лидеров.
К концу 90-х гг. появляются признаки цивилизованного рынка, и, соответственно, более организованные фирмы, относящиеся к третьему типу, а именно “ фермеров”. Их кредо - продуманная последовательность всех аспектов работы. Они, подобно древним земледельцам, стремятся планомерно “возделывать и окультуривать” окружающее пространство, терпеливо выращивая свой урожай и стада. Здесь результат достигается в основном за счет рациональной стратегии, разумности процедур принятия решений, высокой квалификации не только специалистов, но и как минимум, не менее высокого профессионализма менеджеров. (Различия между типами компаний сведены в таблице 2.1).
В 1989-95 гг. весь российский бизнес, развивался в основном на сочетании неукротимого духа и предпринимательской энергии. Зачастую определяющим фактором был случай, который конвертировался сначала в неожиданные прибыли, а затем и в развитие своего дела. В течение ряда лет происходил экстенсивный рост во всех направлениях бизнеса. Все участники рынка стремились правильно распределить энергию в многочисленных практически свободных сферах хозяйства.
В такой ситуации гибкая тактика как “одиноких хищников”, так и “вольных охотников” во многих случаях приносили значительные доходы. “Фермеры”, стремящиеся капитально строить свой бизнес выглядели романтичными несмышленышами, а зачастую таковыми и являясь. Постепенно обстановка менялась - шаг за шагом народное хозяйство приобретало контуры рыночной экономики и конкурентной среды. Трудно точно назвать дату перехода количества в качество, но с известным основанием можно предположить, что 1999 год стал годом коренного перелома.
В это время в России понятие бизнесмен перестало быть синонимом авантюриста, а профессионализм постепенно стал ключевым фактором успеха. Те, кто этого вовремя не почувствовал, столкнулись с различными организационными катаклизмами – уходом ближайших соратников, целых команд и подразделений, и вообще, с потрясениями основ своей деятельности. “О менеджменте, обращенном внутрь компании, о так называемых процедурах не только не побеспокоились заранее, но и не восприняли как органичную для себя идею, когда потребность в них стала вопиющей. Попросту говоря, этот менеджмент им скучен”. Эти лидеры первой волны до сих пор воспринимают бизнес-план как документ только для инвесторов, а холдинг как синоним структуры способной переварить любое количество любых бизнесов.
В реальности прохождение в определенной форме всех стадий “таежной” эволюции было практически неизбежно. В ходе формирования цивилизованного рынка неизбежен переход к более прогрессивному, современному и соответствующему мировым нормам менеджменту в бизнес-структурах. Для фирм, бизнес которых держится на одном-двух человеках, строго говоря, даже стадия “охотников” не является обязательной, они вполне могут успешно существовать, используя “таежный менеджмент” “одинокого волка”. Так, можно нормально работать, имея фирму общей численностью до 15-20 человек. Законы человеческой природы ограничивают - известно, что эффективно управлять можно не более чем десятком непосредственных подчиненных.
При достижении определенных размеров фирма должна создавать некие единые внутренние механизмы взаимодействия. Даже если работа в форме малого бизнеса является удовлетворительной, как только в фирме появляется несколько десятков наемных сотрудников, неизбежно появляется проблема оптимизации бизнеса. Как авторитарное единоличное владение и управление, так и кооперативно-артельная анархия становятся неэффективными. Неизбежно приходится решать проблемы управления, стимулирования, планирования и т.д.
В 90-е гг. все это происходит на отечественном рынке, характеризующимся соответствующим качеством рабочей силы, которое, по интегральному набору показателей, в среднем достаточно невысокое. В России, как и во многих других развивающихся странах, отсутствует фундамент западной трудовой этики. На Западе за долгие годы эволюции выработалась определенная этика, существенно ограничивающая для наемного работника возможности работать не с полной отдачей и проявлять лишь имитацию трудового усердия, что кардинально отличается от российских трудовых традиций.
По мере роста российского бизнеса, владельцы фирм сталкиваются с проблемой недостатка трудового энтузиазма, выраженного в слегка закамуфлированном безразличии, иногда переходящем в крайние формы недобросовестного отношения к труду. Одним из важнейших аспектов бизнеса оказывается работа над созданием атмосферы, когда сотрудники уверены: любая полезная инициатива - новый клиент, укрепление имиджа фирмы, идея, улучшающая работу и т.д. будет материально поощрена. Приходится создавать близкие к сдельным системы оплаты труда, жестко связывать поощрение с достижением конкретных результатов, что создает определенную атмосферу на фирме. Формирование “охотников” является практически неизбежным этапом развития фирмы в стране с “таежными нравами”.
Но с упорядочиванием рынка и ростом масштаба операций, неизбежно встает вопрос о базовых внутренних механизмах работы, поскольку технологии, основанные на индивидуальных решениях каждого конкретного вопроса действенны только для решения краткосрочных задач малой фирмы. Формирование фундамента рыночной экономики создает предпосылки для “фермерства” в бизнесе. Однако, учитывая колоссальные масштабы рынка, талантливый “охотник” всегда сможет найти на нем свою нишу. “Охотники” и “фермеры” могут быть одинаково агрессивны в маркетинговых усилиях. Но, если, первые работают на разных рынках “набегами”, то, вторые, чаще приходят масштабно или не приходят вообще.
У “охотников” и “фермеров” есть главное фундаментальное различие методологии ведения бизнеса: “фермеры” все сферы работы рассматривают как поле для коллективно организованных командных усилий, а “охотники” как поле для проявлений независимого индивидуального мастерства.
На этом основаны особенности организации работы в отдельных аспектах деловой активности. Специфика подходов “охотников” и “фермеров” к разным составным частям бизнеса схематично представлена в таблице.