Педагог и наставник

Своекорыстный искатель популярности_

Деспотия- неограниченная власть

Итак, греческое слово despoteia именовало неогра­ниченную власть одного лица, стоящего над народом, т. е. нечто противоположное демагогии. Однако первона­чально словом «деспот» обозначали также домохозяина, владельца, начальника и предводителя. Естественно, это совсем другой тип социальных отношений. Демагог имеет дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Для того, чтобы как-то выдвинуть­ся, стать вождем, надо воздействовать на сознание, ра­зум и душу людей. Отсюда и расцвет ораторского искус­ства.

«Деспотия» — это прежде всего власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм — тип руководства, основанный на самовластии, стремлении человека к неограниченному господству. Методы принуждения здесь неизбежны (ко­рень «дес» в древнегреческом означал «связывать», «сковывать»).

Если вначале слово «демагогия» означало искусст­во предводительствовать народом, то затем оно приоб­рело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом. Логика перехода от «ру­ководить» к «делать нечто, чтобы снискать благослове­ние народа», весьма поучительна. У Аристотеля можно встретить мысль о том, что олигархи (олигархия — власть немногих) при помощи демагогических приемов, словесной эквивилибристики склоняли на свою сторо­ну народ и меняли государственный строй. Демокра­тия вырождалась в олигархию благодаря демократичес­ким же приемам.

Таким образом, слово «демагог» обозначает одно­временно государственного деятеля и своекорыстного искателя народной популярности. «Демо-кратия» озна­чает силу или власть народа, а «дема-гогия» — искус­ство манипулировать этой властью во вред самому народу.

Древнегреческое ago, даже не будучи соединенным с demos, несет в себе смысл руководства, управления, акрометого —ведениядела, воспитания. Стоиттолько поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы по­лучим новое слово — педагогика. Педагогика — это искусство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем, древнегреческое «paidagogeo» обозначало не только «воспитывать», ной «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом назывался раб, провожавший ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появился дополнительный смысл — «вождь», «руково­дитель».

О руководителе как воспитателе говорили не толь­ко древние В течение семидесяти лет руководитель в нашей стране ассоциировался в первую очередь с на­ставником, воспитателем. Коллектив брал тунеядца «на поруки», а руководитель воспитывал его. Дело оказа­лось зряшным — воспитывать в условиях уравниловки невозможно. Наставничество оборачивалось морализа­торством. Поглощенный им, руководитель отвлекался от своих профессионально-производственных функ­ций, от управления делами.

Самое удивительное то, что и прагматичные амери­канцы склонны к наставничеству и воспитанию. Не все, конечно. Но и Тейлор в конце 80-х годов XIX века, и Р.Уотермен в начала 80-х годов XX века говорили об одном и том же: подчиненные — взрослые дети, а руко­водитель — отец и наставник. Собственно говоря, па­терналистский стиль управления (патернализм) озна­чает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесняли производственные.

Видимо, мотивы демагогии и педагогики — универ­сальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но и в Древней Греции они впер­вые были обнаружены со всей яркостью и очевидно­стью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: