Необходимость административной зтики
Смена акцентов в идее контроля
До начала XX в. главная проблема с точки зрения как администраторов, так и общественности заключалась в предотвращении коррупции и преднамеренного казнокрадства в их бесчисленных формах. Существенные успехи, достигнутые в сфере гражданской службы в этом отношении, отодвинули вопрос непосредственных финансовых мошенничеств на второй план. Сейчас главная проблема заключается в предоставлении администрации и общественности данных, которые будут реально отражать результаты работы и обеспечивать прочную основу для оценки прошлой работы и планирования будущих действий.
Во-первых, необходимо помнить, как недавно в Англии появилось убеждение, что умышленная растрата государственных средств — исключительное и редкое явление. Строгий учет, сильное общественное мнение и высокие личные и профессиональные стандарты, сделавшие такое убеждение возможным — это недавнее достижение.
С другой стороны, вышеописанная смена акцентов поднимает более широкую проблему: являются ли достаточными существующие формы контроля, разработанные для предотвращения финансовых махинаций? Можно ли создать эффективную администрацию в современном смысле слова, могут ли администраторы играть должную роль в управлении государством без профессионального и этического кодекса, не поддающегося политическому давлению и препятствующего злоупотреблению политической властью?
Урвик подчеркивает, что в области администрирования государственные служащие должны быть профессиональными экспертами, каковыми не являются члены кабинета министров. В том, что касается техники администрирования (в отличие от политики) он должен применять как можно более научные методы. Но научность метода невозможна без признания того факта, что техника администрирования — вопрос правила, а не мнения. Более того, эффективные инструменты контроля не могут быть разработаны, если все заинтересованные лица не признают, что искажение статистических данных и другие нарушения правил администрирования так же неэтичны, как и растрата государственных средств. Профессиональная полезность государственного служащего заметно возрастет, если в ответ на приказ министра, противоречащий установленному профессиональному кодексу, он будет просить о переводе в другое подразделение и если от него будут ожидать соблюдения профессиональной чести, а не выполнения неэтичного приказания.
Методы предотвращения злоупотреблений в бизнесе и общепринятый взгляд на эту проблему также претерпели серьезные изменения.
Здесь было предпринято еще меньше усилий, чтобы сделать финансовый контроль абсолютно непроницаемым для воздействий, оказываемых на индивидов. Но в одном отношении бизнес от этого выиграл. Финансовый контроль в бизнесе стал несколько шире, чем дотошный подсчет каждого государственного пенса. Поэтому бизнесу было легче принять вышеописанную смену акцентов: к финансовым данным стали относиться не как к записям, предназначенным для описания прошлой деятельности и выявления злоупотреблений, а просто как к одному из аспектов общего статистического аппарата, измеряющего все направления работы предприятия.
Другим фактором, способствовавшим принятию новой точки зрения в деловом мире, была близость бухгалтеров и инженеров. Работая на одном предприятии, они не могли не повлиять на взгляды друг друга, несмотря на разницу профессиональных обязанностей. Таким образом, бухгалтер заимствовал у инженера интерес к проблемам измерения вне области финансов. Инженер начал применять свои профессиональные знания для решения проблем бухгалтерии. Он пгл понял, что бухгалтерские данные могут дополнить его £30 знания тех процессов, которыми он управляет. Он пытается соединить все учетные работы на предприятии в единую систему.
Еще есть бухгалтеры, относящиеся к своим функциям по-старому: их обязанность — проверка бухгалтерских документов, получение недостающих данных и выдача сертификатов. Но большинство руководителей современных коммерческих предприятий не удовлетворены таким ограничением инструментов контроля. Данные, полученные через несколько недель после конца года или полугодия — это не то, что нужно для управления. Они требуют непрерывного предоставления данных, от месяца к месяцу, от недели к неделе, которые отражали бы факты, пока еще не поздно исправить неблагоприятные тенденции, и позволяли бы предсказывать будущее.