Формула успеха» Дж.Аткинсона

Следующий шаг в изучении мотивации сделал в 1964 г. Дж.Аткинсон. В своих экспериментах он выя­вил любопытный факт: испытуемые, отличавшиеся вы­соким уровнем потребности в достижении, как прави­ло, гордились своими успехами. Напротив, люди с низким уровнем этой потребности были очень доволь­ны тем, что им удалось избежать неудачи. «Формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха перед неудачей» основную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного не­успеха.

Согласно гипотезе Аткинсона, неудача при реше­нии легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи. Предприни­матель выбирает, как правило, средний путь, где ве­роятность достижения успеха равняется 50%. Он стре­миться достичь успеха и вместе с тем гордится своими победами, что возможно, если успех достаточно тру­ден. Легкие победы обесценивают конечные резуль­таты.

Формула Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру «игры ожиданий». Совершенно очевидно, что если задача слишком трудна, то ее нельзя решить, по­лагаясь только на свой интеллект. Необходимо опреде­ленное везение. Поэтому говорят, что случай —верный спутник предпринимателя. Но он выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать.

Теория мотивации дает предпринимателю широкой диапазон свободы выбора, но это всегда выбор между менее и более рискованными стратегиями поведения. Менеджеры и служащие предпочитают твердые гаран­тии и нормы. Но гарантии, считает деловой человек, это норма поведения для посредственностей. Бизнесмен же пс -тоянно перешагивает ее, балансируя между стра­хом перед неудачей и гордостью за успешно преодо­ленное препятствие (которое всегда чуточку выше творческихсил).

Теория мотивации В.Врума1

1 Материал подготовлен при участии А.П.Леппика.

Теория мотивации В.Врума относится к числу базо­вых в зарубежном менеджменте. На нее ссылаются практически во всех курсах истории этой науки. Она активно используется на практике при объяснении по­ведения людей в организации, поэтому ее рассмотре­ние в настоящей работе представляется совершенно логичным ответом на ту популярность, какую она при­обрела за рубежом, а в последнее десятилетие и у нас в стране.

Все многообразие созданных в зарубежном менед­жменте теорий мотивации можно подразделить на две большие группы — содержательные и процессуаль­ные. В содержательных теориях главным считается вычленение иерархической структуры потребностей, а в процессуальных основное внимание уделяется ме­ханизмам переработки внешних сигналов в решения. В основе этого класса теорий лежит понятие целесооб­разности, при котором человек сравнивает поставлен­ные цели (ожидаемые результаты) с имеющимися в наличие средствами (пути достижения цели) и делает определенные выводы о том, стоит ему браться за это дело или оно не приведет к успеху. Именно к ним при­надлежит теория Врума.

Виктор Врум родился в 1932 г. в Канаде, в 1958 г. защитил докторскую диссертацию в Университете Ми­чигана. В настоящее время — профессор психологии и производственного администрирования в Иельском университете. В 1964 г. появилась фундаментальная работа «Труд и мотивация» (Vroom V.H. Work and Motivation. N.Y., 1964.), а в 1965 г. книга «Мотивация в управлении» (Vroom V. H. Motivation in Management. N.Y., 1965), сыгравшие исключительно важную роль в развитии теории и практики современного менеджмен­та. По мнению ее автора, исследование мотивации ста­новится необходимым при изучении таких проблем, как выбор сферы профессиональной занятости, трудовая мо­бильность, удовлетворенность трудом, обеспечение вы­сокого уровня производительности. В основу своей тео­рии он положил понятие выбора. Коренное отличие его концепции, как и вообще теорий такого класса, выража­ется в том, что поведение человека не детерминируется раз и навсегда жесткой схемой существующих у него потребностей. Индивид может выбирать стратегию по­ведения среди множества альтернативных вариантов. Вот почему феномен выбора играет решающую роль. Че­ловек выбирает тот образ действий, который сулит ему наилучшие результаты. Мотивированное поведение рационально в том смысле, что человек находит наилуч­шие средства для реализации собственных целей. Боль­шинство действий человека представляют собой созна­тельно сделанные выборы. На этой посылке строятся все процессуальные теории мотивации, в том числе и тео­рия ожиданий В.Врума (expectancy-valence theory — EV).

Суть теории мотивации Врума в том, что он показал не саму машину или ее структуру, но процесс, приводя­щий машину в действии, то, как в конкретной жизнен­ной ситуации человек принимает решение, влияющие на последующее поведение. Если человек действует рационально, то он рассчитывает, что определенные действия приведут к определенным результатам. Это не означает, что цель будет непременно достигнута или что индивиды рассмотрели все альтернативы и знают весь спектр возможных последствий. Понимания цели, или предпочтительного результата, недостаточно для объяс­нения действия. Для того чтобы предсказать поведение индивида, мы должны знать не только его предпочтения или мотивы, но и его убеждения относительно наилуч­шего пути их достижения.

Вторая посылка утверждает, что в любой момент времени из нескольких результатов, скажем X и У, человек предпочитает либо игрек иксу, либо икс игре­ку, либо ему безразлично, что именно он получит. Вы­бор зависит от силы желания или привлекательности цели. Если X больше У, то выгоднее, например, изгото­вить X деталей, чтобы заработная плата возросла (при сдельной оплате труда) на столько-то процентов. В дру­гом случае трудиться усерднее невыгодно, так как вслед за рекордной производительностью последует сниже­ние расценок. Его коллегам придется трудиться боль­ше за те же деньги. В результате передовик может потерять доверие товарищей, стать для них штрейх-брекером. Наилучшей целью для него будет У, а не X.

Для описания подобных предпочтений, а также их измерения используется понятие валентности (субъек­тивной ценности). Валентность говорит с нами на языке субъективных оценок, а не объективных критериев. Объективно привлекательная цель, например, повыше­ние материального уровня жизни, для кого-то в данной ситуации может оказаться незначимой и он предпочтет меньший заработок более интересной работе. Иметь большую валентность, значит быть субъективно более значим. Субъективный характер валентности означает также, что ценность результата индивидуальна. Для од­них людей важно реализовать в работе свои способно­сти, другие видят в ней средство сделать карьеру, тре­тьи ориентируются на ценности общения и возможность приносить пользу обществу.

Чем выше полезность результата, тем в большей мере он способен служить инструментом удовлетворе­ния потребностей. Если валентность результата велика (в интерпретации Врума больше нуля), то он максималь­но предпочителен и работник прилагает все усилия для его достижения. Если валентность низка (отрицатель­на), то результат нежелателен и человек предпочитает его не добиваться. Если валентность равна нулю, то работнику все равно, достигнет он эту цель или нет.

Валентность —понятие не только субъективное, но и ситуативное. Ее значение зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Производя определенное количество деталей в день, работник ожидает получить за них деньги, на которые он может купить определен­ные товары. Чем больше денег он получит, тем больше товаров он может приобрести, следовательно, высокая заработная плата может иметь для него положительную валентность. Однако в условиях товарного дефицита не существует принципиальной разницы, две или три неподкрепленные материально бумажки получил ра­ботник. В подобных условиях (ситуации) деньги могут и не иметь положительной валентности.

Таким образом, валентность выражает степень привлекательности той или иной цели, ее ценности. Однако тот факт, что человек стремится обладать чем-то, еще не значит, что он обязательно будет предприни­мать действия, направленные на достижение этого результата.

В ситуации выбора конечное действие зависит от силы, подталкивающей индивида к этому действию. Подобная сила, называемая мотивационной (MF), зави­сит не только от степени привлекательности конечного результата, но и оттого, насколько человек уверен, что предпринятые им действия, окажутся успешными или необходимыми. Многое зависит от неподконтрольных человеку событий, так как большинство ситуаций, тре­бующих принятия решения, включают элемент риска.

В.Врум предположил, что позитивный результат можно предсказать лишь с определенной вероятнос­тью, или, если говорить точнее, индивид оценивает как привлекательность результата, так и вероятность того, что предпринятые им действиям приведут к нему. Та­кая осознаваемая (субъективная) вероятность называ­ется ожиданием. К примеру, изготовив 800 деталей, работник надеется получить прибавку к зарплате в 20%. Но он может ее и не получить либо получить в урезан­ном виде, если у предприятия нет необходимых средств или администрация предприятия предпочитает исполь­зовать финансы на другие цели, поставив оплату труда в конец списка своих приоритетных целей. Предпола­гается, что человек определяет субъективную вероят­ность исходя из своего жизненного опыта. Например, в одном из исследований показывается достаточно сильная корреляционная связь между ожиданиями и производительностью, причем основной вклад в эту зависимость внесли «эффекты прежней производи­тельности», продуктивность рабочего в прошлом «стро­го (г = 0.52, р<0.01) коррелируете ожидаемой произ­водительностью»2. 2 Kovenklioglu G. And Greenhaus H. Causa! Attributions, Expectations, and Task Performance // Journal of Applied Psychology, 1978, vol. 63, №6, p. 704.

Ожидание измеряется от нуля до единицы, как и любая другая вероятностная величина. Чем ближе ожидаемая вероятность достижения результата к еди­нице, тем более человек убежден, что его действия приведут к желанному результату. Если ожидания рав­ны нулю, то он расценивает свои шансы как ничтож­ные, полагая, что никакие действия не помогут ему добиться желаемого исхода.

Мотивационная сила, определяющая выбор человека, выражается Врумом через следующее соотношение: сила, направленная на то, чтобы человек совершил определенное действие, есть монотонно возрастающая функция от алгебраической суммы произведений валентностей всех результатов и силы ожидания того, что действие приведет к дос­тижению этих результатов.

Положительная мотивация возникает тогда, когда ожидается, что действие вызовет желательные послед­ствия, а негативная — когда ожидается, что действие вызовет неприятные результаты. Для того чтобы пред­сказать поведение индивида, надо знать валентность результатов для него на данный момент времени и сте­пень его уверенности (субъективная вероятность), что определенные действия приведут к определенным ре­зультатам. Их мультипликативное соотношение состав­ляет силу, побуждающую человека совершить (не со­вершить) то или иное действие.

Несмотря на ряд недостатков, имеющих, впрочем, не принципиальный характер, теория ожиданий В.Врума активно применялась в трех практических сферах: профессиональный выбор, удовлетворенность трудом и эффективность труда (производительность). Получен­ные здесь эмпирические данные позволили последо­вателям Врума разработать частиотеоретические моде­ли, объясняющие мотивацию и поведение людей в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: