Телекоммьютинг

2 Материалы данного параграфа подготовлены И.О.Тюриной.

Телеработа (телекоммьютинг) —дистанционные отношения между работодателями и наемными работ­никами, рассматривающиеся как часть процесса децен­трализации рабочей деятельности во времени и про­странстве. В самом общем смысле Т. означает новый способ организации работы, общим элементом которо­го является использование телекоммуникаций, элект­ронного оборудования и Интернет (Internet)-технологий для обработки и обмена информацией и документами (текстами, рисунками, графиками и звуком). В процессе Т. штатные и внештатные сотрудники компании рабо­тают как самостоятельно (дома), так и в группах (в спе­циальных центрах). Используя практически только самое основное оборудование обработки информации (персональные компьютеры, модемы, принтеры), они соединяются со своими работодателями, которые мо­гут находиться на расстоянии сотен и даже тысяч ки­лометров от них, с помощью национальных и между­народных коммуникационных сетей. Компьютеры в данном случае служат, как правило, для трансформа­ции результатов трудовой деятельности в формы, кото­рые могут транслироваться посредством компьютер­ных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помо­щью компьютера (или факса, если рисунок черно-бе­лый) отослать клиенту.

Одним из наиболее распространенных видов теле-коммьютинга считается телеработа «на дому», в про­цессе которой работник выполняет производственные задания у себя дома, отказываясь от перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме того, телеработа может принимать множество других форм. Так, суще­ствуют кочевая телеработа, офшорная телеработа, кон­центрированная телеработа и т. п.

Телекоммьютинг отнюдь не является достоянием одних программистов. Через сеть могут работать кон­сультанты в любой области: дизайнеры, редакторы, писатели, юристы, переводчики, инженеры-конструк­торы, медики, финансисты, архитекторы — все, чей продукт можно доставить к заказчику посредством сети.

В течение многих лет телекоммьютинг активно ис­пользуется в США и странах Европы (в основном в се­верной ее части) деловыми и общественными организа­циями, органами управления в следующих областях:

компьютерный инжиниринг и коммуникации;

страховое дело;

коммерческие услуги для предприятий;

консультационные услуги (включая инжиниринг и

промышленный дизайн);

графический дизайн, издательская деятельность,

средства массовой информации;

финансовые услуги (бухгалтерия, сбор долгов);

административный субподряд, секретарские услуги,

переводы.

Специалисты считают, что Т. некорректно рассмат­ривать как некое «боковое» направление деятельности фирмы, в остальном ведущей свои дела традиционными способами. Вполне могут быть (и уже существуют) компании, целиком работающие в виртуальном про­странстве, работники и руководители которых связыва­ются друг с другом через Интернет по многу раз в день, корректируя ход совместной работы, и, пересылая друг другу промежуточные результаты. Если нужно, в ход идут различного рода конференции, вплоть до видео.

С технической стороны телекоммьютинг стал воз­можен благодаря:

уменьшению стоимости и увеличению производи­тельности компьютеров и телекоммуникационных средств; • достаточной развитости технических устройств и сервиса открытых электронных сетей (включая Ин­тернет), то есть, по сути, той среды, которая позволяет пользователям осуществлять процесс дистанцион­ного взаимодействия;

растущей психологической готовности работодате­лей и наемных работников изучать и использовать новые возможности достижения успеха в бизнесе. Интерес к концепции телекоммьютинга возник в начале 70-х годов в результате первых нефтяных кри­зисов. В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информацион­ных технологий, способных заменить реальные про­странственные перемещения и переезды электронны­ми коммуникациями и уменьшить, таким образом, использование транспорта. Впервые термин «теледос­туп» или «телекоммьютинг» (telecommuting) был вве­ден американским специалистом Джеком Наиллсом (Jack Nilles) в 1972 г. (по некоторым данным в 1976 г.) для обозначения дистанционной работы по договору. Найллс справедливо подметил, что в ряде случаев легче доста­вить работу к человеку, чем сделать наоборот. В конце 80-х годов по решению Европейской Комиссии в обра­щение было принято понятие «телеработа» (работа на расстоянии). Комментируя отличие терминов «телера­бота» и «телекоммьютинг», Дж.Найллс, в частности, от­мечает: «Сейчас я являюсь телерабочим, а не телеком-мьютером, поскольку все время работаю дома, и мой дом является центром нашей компании. Будучи телекоммь-ютером, я работал надругих работодателей, офис кото­рых располагался на некотором расстоянии от меня».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: