Гуманизация и рационализации труда

Дж.Найллз провел ряд сравнительных исследований теле- и обычных работников (в основном служащих). Полученные результаты подтвердили эффективность Т. (производительность труда и качество выполняемой работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной организации трудовой деятель­ности) и продемонстрировали снижение транспортных, энергетических и финансовых расходов за счет эконо­мии затратна офисное пространство, потребление элек­троэнергии и топлива. Кроме того, «виртуальные» ра­ботники успешнее решали непростую задачу сочетания работы, личной и семейной жизни.

С 1989 г. одним из главных популяризаторов теле­коммьютинга в Европе является Европейская Комис­сия. Ее интерес к дистанционным формам организации трудовой деятельности связан, прежде всего, с необхо­димостью реформирования сельскохозяйственной по­литики и стимулирования роста несельскохозяйствен­ных видов занятости в сельских районах. В 1993 г. был выпущен документ «Рост, конкурентоспособность, за­нятость — проблемы и пути в XXI век», в котором Ко­миссия среди прочих приоритетных направлений раз­вития в Европе информационного общества упоминает и телеработу. В 1989 г. голландское Министерство транспорта заинтересовалось развитием телеработы с точки зрения дальнейшего планирования транспортной политики, а некоторые страны Европейского Сообще­ства (ЕС) (в частности, Италия, Швеция и Австрия) последовали примеру голландских коллег.

Как правило, лидерами в продвижении программ телекоммьютинга являются большие компании, по роду своей деятельности вовлеченные в развитие средств телекоммуникации и информационных технологий. Сегодня почти в каждой стране ЕС создана или созда­ется ассоциация по телеработе. Такие ассоциации раз­нообразны по форме: некоторые из них являются тор­говыми отделениями компаний, заинтересованных в телеработе; другие объединяют фирмы, государствен­ные учреждения, научные сообщества и людей, имею­щих аналогичные интересы; третьи — сочетают выше­упомянутую активность с попытками организации рынка телеработы и т. п. Характерной чертой и основ­ным направлением деятельности подобных ассоциаций являются содействие контактам всех лиц и организа­ций, заинтересованных в создании систем телеработы, а также удовлетворение интереса общественности и средств массовой информации к новым способам ра­боты, организации занятости и стиля жизни.

Согласно данным, приводимым в сети Интернет, к 1995 г. в Европе насчитывалось около 1 млн. 380 тыс. телеработающих, а в 1997 г. их было уже более 2 млн. Германия в этой области значительно отстает от своих европейских соседей — в 1998 г. здесь трудились за пределами офиса лишь 800 тыс. человек (2,4%). На се­годняшний день ведущее место в Европе принадлежит Великобритании (4 млн. человек — 15% трудоспособ­ных), за ней следуют Финляндия (13,6%), Норвегия (11,4%) и Швеция (10,3%). В СШАв 1995 г. около 8 млн. человек, а в 1997 г. —более чем 11,1 млн. осуществляли телекоммьютинг из дома. Причем если раньше речь шла о банальной неполной занятости, то теперь наметилась четкая тенденция к переходу на полный рабочий день. По оценкам специалистов, к 2002 г. в Европе для теле­работающих может быть организовано более 15 млн. рабочих мест, а к 2007 г. — до 40 млн. В США к началу нового тысячелетия ожидается рост числа дистанци­онных рабочих до 13— 14 млн. человек, по другим оцен­кам, их количество может достигнуть 50 — 60 млн. чело­век. По мнению Дж.Наиллса, к концу 2000 г. в США порядка 18% рабочей силы будут пользоваться теледо­ступом, по меньшей мере, один день в месяц. И это даст видимый эффект, например, в транспортной нагрузке городских районов.

В среднем ежегодный рост числа телерабочих ра­вен 15%, из них (см. табл. 1):

Таблица 1

Работники а сфере знаний к информации 74%
Исполнительные работники, менеджеры 12%
Учителя 13%
Инженеры, ученые 11%
Деловые профессионалы 11%

Социальные и экономические выгоды и преимуще­ства телеработы как для общества в целом, так и для отдельных индивидов — участников трудовых отношений, акторов, действующих на рынке труда, привели к разработке специальных Европейских программ, спо­собствующих развитию дистанционного способа орга­низации работы. Основными из них являются:

TWIN (Teleworking for the Impaired Networked Centers Evaluation) — программа создания центров телеработы для профессиональной интеграции ин­валидов;

WORKNET — программа создания пилотажных схем телеработы внутри крупных фирм в Италии и Франции, а также в рамках малого бизнеса в секто­рах производства и оказания услуг; MITRE (Market Implementation of Teleworking in Rural Environments (ORA Program)) — программа организации телеработы, адаптированной к услови­ям новых экономических секторов рынка в сельских районах Великобритании и Ирландии; HMR (Telework centres (Telecottages)) — программа создания международных центров телеработы, со­единяющих Бельгию, Францию и Люксембург; • RITE (Regional Infrastructure for Teleworking) — про­грамма, оценивающая возможность и эффектив­ность сетевой связи мелких компаний, действующих в шести регионах, включенных в программу, с круп­ными общественными институтами, стремящимися децентрализовать свои службы.

Основными целями вышеперечисленных и боль­шинства подобных им программ являются:

1) поощрение использования национальных и между­народных сетей телеработы предприятиями и их ре­гиональными партнерами;

2) оценка и стимулирование развития телеработы как возможного механизма снижения безработицы;

3) поддержка существующих европейских центров те­леработы;

4) помощь в создании 10 миллионов должностей для те­леработников к концу 2000 года и многое другое. Телекоммьютинг предлагает существенные выгоды

работодателям, наемным работникам, а также способ­ствует развитию региональной и национальной эконо­мики. Она имеет широкий спектр социальных выгод, среди которых можно назвать, например, снижение транспортных потоков и соответствующее уменьшение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Основная польза от развития телеработы — изменение стиля жизни всех людей. Телеработа более продуктивна, освобождает больше свободного времени, дает дополнительные возможнос­ти для образования, способствует меньшему загрязне­нию окружающей среды и экономии топлива. В боль­шинстве случаев переход к телеработе не снижает доходы и прибыли компаний. Напротив, причина, по которой сектор финансовых услуг в США и Великобри­тании первым начал процесс компьютеризации веде­ния банковских операций, заключения сделок и продаж по телефону, состоит в том, что это оказалось чрезвы­чайно выгодно. Основным стимулом для работодателей является то, что телерабочие на 20 — 45 % более продук­тивны, чем традиционные «офисные» работники, а пря­мые издержки на их содержание в год уменьшаются в среднем на 5000 — 8000 долларов. «Рост без усилий» в производительности происходит от того, что время, по­траченное на дорогу, общение, неизбежное в условиях офиса, эквивалентно, по подсчетам специалистов, 30 рабочим дням в год. Единственной проблемой является оценка времени, затрачиваемого телерабочими. Подан­ным, приведенным журналом Fortune Magazine, проана­лизировавшем работу 13 млн. рабочих из 100 ведущих компаний по всему миру, средняя выработка на челове­ка в день равняется 1000 долларов. Зарплата составляет около трети этой выработки. Прямая экономия происхо­дит из-за меньшего размера офисов, транспортных рас­ходов и других факторов. Даже после покрытия всех дополнительных расходов на оборудование и оплату телефонных переговоров, телерабочие полного дня вы­игрывают по сравнению с обычными рабочими, заняты­ми полный рабочий день. По мнению специалистов, ежегодный экономический эффект от телеработы со­ставляет около 6100 долларов и может достичь показате­лей 8500 долларов на одного работающего посредством удаленного доступа к ресурсам предприятия.

Однако кроме преимуществ телекоммьютинг име­ет и скрытые выгоды. Даже самые глубокие и радикальные изменения не могут произойти в компании, если


этого не хотят ее сотрудники. Удаленный доступ к ре­сурсам предприятий во многом сходен с Т., а 68 % людей, использующих удаленный доступ, хотят продолжать заниматься этим. 18% работающих с удаленным досту­пом к ресурсам предприятия заявили, что эта возмож­ность повлияла на их решение остаться в компании и не искать другую работу. Средний телерабочий в США, имея дома маленьких детей, зарабатывает (после выче­та всех затрат, связанных с работой) от 1 /6 до 1/8 сверх своей зарплаты и экономит значительное количество времени.

Ассоциация Технологий Менеджмента (Management Technology AssociatesМТА) провела ряд исследова­ний, нацеленных на сбор и анализ информации и мне­ний по вопросу о преимуществах и недостатках Т. (для наемных работников, работодателей, организаций (пред­приятий, компаний, фирм) и общества в целом) у опыт­ных телерабочих и менеджеров, имеющих опыт обще­ния с телерабочими.

Среди основных (упомянутых большинством опро­шенных специалистов) преимуществ телеработы для работодателей были названы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: