Дифференциация средневековой культуры

В рамках средневековья как типа культуры складывается разные модификации 1) сельская культура, она формировалась на протяжении нескольких веков, ее основу составил народный фольклор

3) Городская: складывается в процессе развития городов и торговли, промышленности, в ее рамках формируется архитектура, литература, зрелищная культура

4) Феодальная культура она стоит у истоков средневековой культуры как таковой, создает идеалы кодексы рыцарей, обращики рыцарской литературы, формирует те или иные модели поведения

5) Церковная культура. Главная идея связана с идеи бога она присуща всем социальным группам и главная ее задача при помощи языка символов передать идею бога идею возвышенности приближенности человека к богу

Основные черты средневековой культуры:

Главная идея повлиявшая на формирование характера средневековой культуры связана с идей бога, что определило особенности картины мира которая является теоцентричной и выразила себя в таких чертах как амбивалентность, символичность и иерархичность.

Амбивалентность средневековой культуры:

Термин был введен М.М.Бахтиным, он считал что средневековая культуру надо рассматривать как столкновение 2 культур: 1) ученой, церковной, официальной культуры 2) народной, карнавальной, смеховой, пародийной культуры

В настоящее время эта концепция критикуется исследователи настаивают что нельзя говорит о чистоте присутствия в средневековье этих 2 культур. Подобные автономности не существовало поскольку идеи теоцентризма проникали в народную культуру, а образованные люди средневековья сохраняли пласт народных верований, поэтому амбивалентность (двойственность) присутствует в каждом факте средневековой культуры

(дьявол у священника, троединство)

Иерархичность. Мир представляется в средневековье как цепь бытия, когда у каждого человека есть свое место в цепочке бытия предопределенное богом. В эту цепочку бытия кроме человека включается ангелы демоны бог дьявол, но вине Люцефера произошло грехопадение что внесло порядок в небесные сферы.

Д.з прямая и обратная преспектива пирамида иерархичности средневековои картины мира

Бог дьявол где человек ромб социальная иерархия в духовнои и повседневной иерархия ангелов и людеи доказать что повлеяла на повседненую и духовную

Человек создает в себе двойную природу он несет в себе и божественное и дьявольское начало, его жесткая закрепленность в иерархии будет предполагать и требовать от него свободу выбора (в данном факте кроме иерархичности предполагается амбивалентность) влияние на выбор человека будет оказывать религия которая выступает мощным моральным регулятором повлиявшим и на влияние и на характер человека и культуры

Символичность.

Символы играли очень важную роль. Они перестраивали его духовную жизнь, символ в средневековьи не просто истолковывался не просто воспринимался а он переживался. поэтому настоящии религиозный символ – это переживание и указание на ТРАНЦЕДЕНТНОСТЬ человеческого бытия. Поэтому в символе присутствуют 2 начала духовное и чувственное, символ отличается от идеи тем что в идеи есть рационального начала. А символическое переживание мира подразумевает некое сокровенное знание, с одной стороны символ доступен всем, а с другой он истолковывается только учеными исследователи, поэтому крестьянский образ жизни это универсальный символизм. Свое воплощение и завершение этот принцип находит в храме, храм воспринимается как зримое архитектурное скульптурное иконописное выражение иерархичности (иерархическая лестница) где каждая деталь собора это символы дающие представление об устройстве мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: