Концепция человека

Человек в средние века рассматривался как подобие бога но не по рождению а по творению, бог сотворил человека как уникальное существо по своему образу и подобию человек средневековья это уникальное творение которое каждый раз создается заново. Смерть воспринимается и как естественный феномен завершения жизни но в большей степени это моральный феномен. Смерть есть кара за грехопадение. Т.к бог даровал человеку свободу воли то человек в праве выбрать либо царство небесное либо царство дьявола. Еще одна черта –эсхатологичность (ожидание конца света)

Надежда на спасение связана с выбором самого человека. С тем что он предпочтет: руководствоваться духом или плотью. Поэтому человеческая душа воспринимается как арена на которои сошлись бог и дьявол и каждыи из них борется за человеческую душу. Мировосприятие средневекового человека дуалистично, оно определяется конфликтом между духовным и плотским

Между богом и дьяволом. Отсюда возникает боязнь плоти подавленность естественных инстинктов которые воспринимаются как дьявольски соблазн, земная жизнь рассматривается как прелюдия к загробной жизни в которые последует наказание за все грехи и воздаяние за все добродетели. образ жизни - становится монашеская аскеза. свобода воли – отказ от всех мирских соблазнов.

Д.з. найти иллюстративные примеры доказывающие иерархичность символичность и амбивалентность средневековой культуры

В 12-13 веках рыцарской культуре стала противостоять городская культура. Феодальные города в этот период обладали достаточной самостоятельностью, довольно часто муниципальным самоуправлением. Во Франции в этот период было около 20 университетов. Расцвет городов приходится на 13 век. К 13 веку сформировался новый тип мироощущения. Условия формирования нового типа: 1 – пестрый состав городов, 2 – постоянные миграционные процессы, демократическая атмосфера, атмосфера деловой активности – все это привело к развитию свободомыслия, к формированию антифеодальных и антиклерикальных настроений. Формирование новых этических норм - горожанин ценил практицизм, хитрость, деловую активность, любил жизненные блага. Куртуазия заменена на плотские наслаждения. («Роман о розе»). Сатира – («Роман о Лисе»).

Представления о боге в средневековой культуре. ВМесто безликого космоса античного мира, в центре средневековой культуры появляется бог, который определяется такой важной характеристикой, как трансцендентность (бог всемогущ, бог бесконечен, бог неизменен). Бог находится за пределами земного мира, но он выступает его создателем и единственным, кто управляет им. Средневековый человек был убежден, что мир появился по воле бога. Если бы бог не захотел, то нашего мира не было бы. Вся средневековая культура в отличии от античной, которая была сосредоточена на зрелищности, средневековая была сосредоточена на творце. Поэтому, вера в бога – это исходная характеристика средневекового человека. Средневековый человек уверен, что непостижим, что мир, который окружает человека, рассматривается как доказательство невидимого бога. Поэтому, в средневековой культуре нет космологизма, а есть идеи теоцентричности и историчности. Идея историчности связана с пониманием направленности времени из прошлого в будущее. Точка отсчета – рождение Христа.

Христианский гуманизм: основные идеи:

1. меняется представление о боге. Если в ВЗ бог суров и деспотичен по отношению к человеку, а в христианском гуманизме выступает как любящий отец и отношение между ним и человеком – это отношение любящего отца и сына. В основе их отношений – это взаимная любовь.

2. христианский гуманизм объявляет равенство всех людей пред богом. В ВЗ было четкое разделении на иудеев и всех остальных.

3. христианство считает, что каждый получит то, в чем он нуждается, но в мире ином. В ХГ человек является величайшей ценностью, душа каждого ценна перед богом и все люди равны перед богом.

4. христианство обращается не к безликому обществу, а к каждому человеку в отдельности. За каждым из них закреплено право на свободу выбора.

5. христианство несет в себе проповедь любви, но христианская любовь – это большой труд. Человек должен творить блага, тому кто рядом с ним. Он должен помогать тем, кто его окружает. Христианская любовь проповедует прощение.

6. христианство оставляет перспективу для совершенствования человека. Царство небесное существует не в потустороннем мире, а оно живет в самом человеке. Мир в христианстве – это не нечто готовое, утвердившееся, а это нечто, что создается каждым человеком и от каждого зависит то, каким он будет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: