С хе м а 3 5

Высший и центральный государственный аппарат Российской Империи

в XIX - начале XX в.

ИМПЕРАТОР

Генерал- Обер-

прокурор прокурор Председатель Председатель Председатель Председатель Управляющий


Правительству-щий сенат 1709-1917


Святейший

синод 1721-1918


Комитет министров 1802-1917


Совет

министров 1857-1917


Государственный

совет

1810-1917


Государственная

дума

1906-1917


Собственная

Его Имп. Вел.

канцелярия

1826-1917


Министр Министр Министр Министр Министр Министр Министр Начальник
Министерство внутренних дел 1802-1917 Министерство иностранных дел 1802-1917 Министерство юстиции 1802-1917 Министерство финансов 1802-1917 Министерство путей сообщения 1832-1917 Министерство государствен­ных имуществ 1837-1905 Министерство торговли и про­мышленности 1905-1917 Генеральный штаб 1905-1910

Министр


Министр


Министр


Министр


Государственный

контролер Главноуправляющий Главноуправляющий



Военное

министерство

1802-1917


Морское

министерство

1802-1917


Министерство народного 1802-1917


Министерство императорс­кого двора 1826-1917


Государственный контроль 1811-1917


Главное управление

государственного

коннозаводства

1856-1917


Главное управление

землеустройства

и земледелия

1905-1915


-----------


Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными тер­риториями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в опре­деленной степени, на русификацию национальных окраин. Характери­зуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиле­ние их влияния, особенно во второй четверти XIX в.: армии, полиции и судебной системы.

3. Общая характеристика российского права в первой половине XIX в.

Консерватизм политической надстройки России первой полови­ны XIX в. предопределил также особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся в основном для того, чтобы укрепить устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.

Стремление удержать и укрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Пет­ром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «За­кон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю на­рушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?». Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее сис­тематизации законодательства (см. схему 36).

Если содержание права в данный период изменилось несущест­венно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена гранди­озная работа по систематизации российского законодательства, со­ставившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, ох­ватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложе­ние 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринима­лись попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комис­сию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии для составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: