Общая характеристика Свода законов Российской Империи

Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.)

1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов".

1801 г. - Член комиссии А.Н. Радищев представил на обсуждение "Проект для разделения Уложения Российского" и "Проект Гражданского уложения", проникнутые антикрепостническим духом.

1803 г. - Комиссия реорганизована и передана в ведение Министер­ства юстиции.

1808 г. - Во главе комиссии поставлен М.М. Сперанский.

1810 г. - М.М. Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собствен­ной Е.И.В. канцелярии. М.М. Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департа­менту законов фактически возглавил работу отделения.

1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов.

Российской Империи (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и вклю­чавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г.

1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах).

1835 г. - С 1 января Свод законов введен в действие.

1845 г. - Утверждено подготовленное М.М. Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздира­лись серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф пред­ложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I. Не следует думать, что Ни­колай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепо­стного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы.

За проведением в жизнь этой дирек­тивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подго­товкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто пре­образована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облег­чалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соот­ветствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Со­борного уложения, затем привести их в определенную систему и, на­конец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Собор­ного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хро­нологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., соста­вивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодифи­каторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случа­ях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о до­кументах внешнеполитического характера, сохранявших еще опера­тивную секретность. Не вносились также законы, изданные по об­стоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н. Филиппова, в пер­вое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в тео­рии не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п.

Параллельно с систематизацией общеприбалтийского импер­ского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематиза­ции остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права.

По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Се­нат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, швед­ском, русском (немного) языках были из Сената направлены в ука­занную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Уч­реждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские.

После издания Полного собрания законов Сперанский присту­пил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской Империи (см. схему 37). При его составлении исключались недейст­вующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакцион­ная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперан­ский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере из­менялась. Прежде всего, акты давались в орфографии XIX в. Отбра­сывались элементы закона, которые кодификатор считал, видимо, несущественными.

Так, например, в «Учреждении для управления губерний» 1775 г. были отброшены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, видимо, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, оче­видно, «Краткое изображение процессов» и Артикул воинский попа­ли под шапку Воинского устава и были датированы 1716 г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения рабо­ты, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.

При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой систе­ме, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологиче­скому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем по­следовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на пуб­личное и частное, восходящее к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной ко­дификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: