Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 5 страница

Законодательная политика

Временного правительства

Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократиза­ция политической жизни страны. В апреле принимается Положение “ О регистрации товариществ, обществ и союзов “, дополнившее Устав гражданского судопроиз­водства и определившее порядок регистрации обществ (в регистра­ционных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление “ О кооперативных товари­ществах и их союзах “, возникающих без особого разрешения правительственной власти.

В апреле принимается закон “ О рабочих комитетах в промыш­ленных заведениях “, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фаб­рично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед прави­тельством, заниматься культурно-просветительской деятельностью. Тогда же принимаются законы “ О печати “и “ Об учреждениях по делам печати “, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати.

Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление “ О наказаниях за публичные призывы “к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.

Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении " О печати " устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации.

Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвы­чайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление “ О лицах, арестованных во внесудебном порядке). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается поста­новление “ Об условиях досрочного освобождения “заключенных.

Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промыш­ленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов.

Военно-административные методы, введенные еще до револю­ции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства “ Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом “. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже в период "главкизма" уже Советской властью.

В начале марта принимается постановление правительства “ Об учреждении общегосударственного Продовольственного комите­та “, действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано другое постановление “ О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных про­довольственных органах “, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продо­вольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался.

Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контроли­ровали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма.

В начале июля 1917 г. было принято положение “ О Министерстве продовольствия “. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продукты и предметы первой необходимости.

Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирова­ния распределения". (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918―1920 гг.).

В марте было принято также постановление “ Об установлении принудительного порядка на перевозные средства “, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.

Тогда же принимается постановление “ Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах “, в состав которого вошли представители Центрального военно-про­мышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.

Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. “ Совет по вопросам развития производительных сил страны “и “ Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности “, положения о которых были приняты в один и тот же день.

Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве про­мышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли.

В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Го­сударственного контроля, а также ученые, кооператоры, предста­вители земств и военно-промышленных комитетов.

Целями деятельности Заготовительного комитета при Министер­стве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций.

В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ве­домств о государственных импортных закупках и заказах, раз­работка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.

Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов, Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов, Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог.

Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовитель­ном комитете было принято положение о “ Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правитель­стве “, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.

Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) “ О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным прави­тельством постановлениями “,определившее критерии для ис­пользования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публич­ного права, возникающих в связи с установлением нового государ­ственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным прави­тельством необходимыми".

Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюцион­ной юридической практики.

В положении “ О судах по административным делам “(май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовлен­ных в Юридическом совещании.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект “ Об организации Исполни­тельной власти при Учредительном собрании “.

Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Ок­тябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

15.4. Двоевластие. Политические партии от Февраля к Октябрю.

Двоевластие - альянс законной и незаконной властей в России (2 МР-4 ИЛ 1917), обусловленный общим соревнованием за влияние на радикально настроенное население (главным образом, Петрограда). Временное правительство осуществляло буржуазно-демократические преобразования и добивалось созыва Учредительного собрания. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов осуществлял социал-демократические преобразования и стремился возглавить городскую охлократию. Заигрывая с массами, обе власти в условиях военного времени разваливали страну. Рабочие и тыловые солдаты поддерживали ту ветвь власти, которая обещала больше свобод. Газета "Коммерсант" от 19 МР 1917 писала: "Нельзя думать, что образовавшиеся в Петрограде политические группы не знают, что две власти в государстве являются главным основанием его гибели… Истина доступна даже идиотскому пониманию".

Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новыми политическими задачами для партий явились участие в коалиционном Временном прави­тельстве, различного рода форумах (Демократическое совещание, Государственное совещание, Съезд Советов) и подготовке к Учре­дительному собранию.

В работе коалиционного правительства приняли участие представители партий: "Союз 17 октября", конституционных демократов, социалистов-революционеров, социал-демократов (меньшевиков). Правительственные кризисы вызвали тенденцию к увеличению в составе правительства числа представителей соци­алистических партий. Правые и крайне правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либеральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в советах, совещаниях и правительстве значитель­ную роль стали играть партии эсеров и меньшевиков. Крайне левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета — в Советах.

Политические платформы партий, в основном, оставались преж­ними, наиболее острыми программными вопросами становились аграрный вопрос и платформа к Учредительному собранию.

На своем майском (1917 г.) съезде “ Партия народной свободы “ (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:

следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины. Порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинетных, удельных, монастырских, церковных и частновладельческих земель и удов­летворять нуждающееся население землей;

земли отчуждаться могут сверх установленной трудовой нормы, не отчуждаться — земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное от­чуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене соответствующей их нормальной доходности, выкупная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах без­возмездного пользования, как общинам, так и отдельным землевладельцам.

В марте 1917 г. Московская конференция партии народной свободы приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в государственную соб­ственность. Для подготовки реформы на местах должны быть созданы земельные комитеты, в задачи которых входило: урегули­рование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, временное руководство местными земельными делами и государственными землями.

В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчеркива­лась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна "перейти в общена­родное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования"). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.

Земельным комитетам предлагалось взять на себя ведение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе.

По мнению этой партии, реформа должна "влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и вы­ходящими из общины". При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предоставляться право возвращаться в общину, организовывать новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.

В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки частновладельческих земель, превыша­ющих установленную норму, провести муниципализацию земли, т.е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализирован­ной землей устанавливаются местными органами.

В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции пар­тии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих земель, немедленный переход ее Советам крестьянских депутатов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государ­ству, а право распоряжения — местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания.

На основе поместий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комите­там, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.

Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьян­ских и солдатских депутатов. Образованный в первые дни революции Петроградский Совет стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть, члены Исполнительного комитета Петроградского Совета (эсеры и меньшевики) входили в состав коалиционного Временного правительства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренными и радикальными группи­ровками и политическая позиция Советов, в частности их отношение к Временному правительству, менялось в процессе развития революции.

Территориальная система Советов включала: областные и районные объединения (съезды), губернские объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Выборы в Советы были прямыми (в городские Советы) и многостепенными (волостные и вышестоящие Советы). Советы имели исполнитель­ные органы: ВЦИК, ЦИК, исполкомы.

Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.

В ходе революции Советами осуществлялась экономическая деятельность — явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре 1 Всероссийская конферен­ция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля);

осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или реквизировали само предприятие;

проводилось регулирование труда. Исполком Петросовета в марте заставил частных предпринимателей установить восьмичасо­вой рабочий день;

регулирование поземельных отношений: Советы крестьянских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.

В июне 1917 г. в Петрограде состоялся первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство на котором получили партии меньшевиков и эсеров. Съезд выразил поддержку правительству (большевики настаивали на передаче всей власти Советам), связывая свою политику с предстоящим Учредительным собранием.

15.5. Учредительное собрание.

Учреди́тельное собра́ние — выборное учреждение, созданное по образцу Учредительного Собрания Великой французской революции, призванное определить форму правления и конституцию в России после Февральской революции. Было распущено декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года. правительства. Но оно медлило с ним. После свержения Временного правительства в октябре 1917 г. вопрос об Учредительном собрании стал для всех партий первостепенным. Большевики, опасаясь[1][нет в источнике] недовольства народа, так как идея созыва Учредительного собрания была очень популярна, ускорили намеченные Временным правительством выборы в него. 27 октября 1917 г, Совнарком принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина постановление о проведении в назначенный срок — 12 ноября 1917 г. всеобщих выборов в Учредительное собрание.

Ни одно постановление Временного правительства, несмотря на длительную подготовительную работу специально созданных для того комиссий, не устанавливало, какое именно число членов Учредительного собрания необходимо для его открытия. Этот кворум был определен лишь постановлением ленинского Совнарком от 26 ноября, по которому Учредительное собрание должно было быть открыто «по прибытии в Петроград более 400 членов У. С.», что составляло более 50 % всего намеченного числа членов Учредительного собрания.

В выборах приняли участие меньше 50 % избирателей. Всего было избрано 715 депутатов, из которых 370 мандатов получили правые эсеры и центристы, 175 — большевики, 40 — левые эсеры, 17 — кадеты, 15 — меньшевики, 86 — депутаты от национальных групп (эсеры 51,7 %, большевики — 24,5 %, левые эсеры — 5,6 %, кадеты 2,4 %, меньшевики — 2,1 %)[источник не указан 193 дня].

При этом, поскольку избирательные списки составлялись и утверждались задолго до Октябрьского переворота, эсеры — левые, правые и центристы — выступали на выборах единым списком, и осталось невыясненным, за кого голосовали избиратели, отдавшие предпочтение эсерам.

Кроме того, результаты выборов в разных регионах резко различались: так, в Петрограде в выборах участвовало около 930 тыс. человек, за большевиков было подано 45 % голосов, за кадетов — 27 %, за эсеров — 17 %[2]. В Москве большевики получили 48 %, на Северном фронте — 56 %, а на Западном — 67 %; на Балтийском флоте — 58,2 %, в 20 округах Северо-Западных и Центрально-промышленных районов — в общей сложности 53,1 % 5

18 января в «Правде» вышло постановление за подписью члена коллегии ВЧК, с марта главы ПетроЧК, Моисея Урицкого, которым всякие митинги и демонстрации в Петрограде были запрещены в районах, прилегающих к Таврическому дворцу. Провозглашалось, что они будут подавлены военной силой. Одновременно большевистские агитаторы на важнейших заводах (Обуховском, Балтийском и др.) пытались заручиться поддержкой рабочих, но успеха не имели.

Вместе с тыловыми частями латышских стрелков и Литовского лейб-гвардии полка большевики окружили подступы к Таврическому дворцу. Сторонники Собрания ответили демонстрациями поддержки; по разным данным, в манифестациях участвовало от 10 до 100 тысяч человек[2].

5 января 1918г. в составе колонн демонстрантов рабочие, служащие, интеллигенция двинулись к Таврическому и были расстреляны из пулеметов. Из показаний рабочего Обуховского завода Д.Н.Богданова от 29 января 1918г., участника манифестации в поддержку Учредительного собрания: «Я, как участник шествия еще 9 января 1905 г., должен констатировать факт, что такой жестокой расправы я там не видел, что творили наши „товарищи“, которые осмеливаются еще называть себя таковыми, и в заключении должен сказать, что я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы с нашими товарищами, а тем более после того, когда они начали вырывать знамена и ломать древки, а потом жечь на костре, не мог понять, в какой я стране нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей, которые способны делать все то, что не могли сделать николаевские сатрапы, теперь сделали ленинские молодцы.»...

По официальным данным (Известия ВЦИК, 6 января 1918г.) убит 21 человек, раненных сотни. Среди погибших были эсеры Е. С. Горбачевская, Г. И. Логвинов и А. Ефимов. Через несколько дней жертвы были похоронены на Преображенском кладбище. 9 (22) января произошел расстрел демонстрации в поддержку Учредительного собрания в Москве. По официальным данным (Известия ВЦИК. 1918. 11 янв.) число убитых более 50, раненых — более 200.

Первое и последнее заседание

Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %). Открыл заседание по поручению ВЦИК его председатель Яков Свердлов выразил надежду на «полное признание Учредительным Собранием всех декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров» и предложил принять написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», 1-й пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»[6]. После отказа правых эсеров обсуждать этот вопрос, большевики, левые эсеры и некоторые делегаты национальных партий покинули заседание. Оставшиеся депутаты под председательством лидера эсеров Виктора Чернова продолжили работу и приняли следующие постановления:

первые 10 пунктов аграрного закона, провозглашавшего землю общенародной собственностью;

обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры;

декларацию, провозглашавшую создание Российской демократической федеративной республики.

Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. Заседание однако, затянулось до поздней ночи, а затем и до утра. В 5-м часу утра 6 (19) января, сообщив, что «караул устал», начальник охраны анархист А. Железняков закрыл заседание, предложив депутатам разойтись. Вечером того же дня ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

18 (31) января III Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания и принял решение об устранении из законодательства указаний на его временный характер («впредь до созыва Учредительного собрания»).

Председатель Учредительного Собрания

Председателем Всероссийского Учредительного Собрания был избран Виктор Михайлович Чернов, за которого было отдано 244 голоса. Второй претенденткой была лидер партии левых эсеров Мария Александровна Спиридонова, поддержанная большевиками; за нее отдали свои голоса 153 депутата.

Убийство Шингарёва и Кокошкина

К моменту созыва собрания, один из лидеров Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы) и депутат Учредительного собрания Шингарёв, был арестован большевистскими властями 28 ноября (в день предполагавшегося открытия Учредительного собрания), 5 (18) января находился в заключении в Петропавлавской крепости. 6 (19) января он был переведён в Мариинскую тюремную больницу, где в ночь на 7 (20) января был убит матросами вместе с другим лидером кадетов, Кокошкиным.

Хотя правые партии потерпели на выборах сокрушительное поражение, защита Учредительного собрания стала одним из лозунгов Белого движения.

К лету 1918 года при поддержке восставшего Чехословацкого корпуса на огромной территории Поволжья и Сибири образовалось несколько эсеровских и проэсеровских правительств, начавших вооружённую борьбу против созданной II Съездом советов рабочих и солдатских депутатов власти. Ряд членов Учредительного собрания во главе с Виктором Черновым переехали в Самару, где создали Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), другая часть депутатов создала комитет в Омске. В сентябре 1918 г. на Государственном совещании в Уфе Комуч, Временное Сибирское и другие региональные правительства объединились, избрав временную Всероссийскую Директорию во главе с правым эсером Н. Д. Авксентьевым. Одной из своих задач Директория провозгласила восстановление в России Учредительного собрания.

Наступление Красной Армии в августе — сентябре 1918 г. заставило Директорию переехать в Омск; однако её стремление собрать депутатов и объявить об открытии Учредительного собрания, избранного в 1917 г., не устраивало правых (монархистов, кадетов и др.), которые даже в отсутствие большевиков и левых эсеров составили бы в Собрании меньшинство. 18 ноября 1918 г. Директория была свергнута омскими военными; адмирал А. Колчак, провозглашенный верховным правителем России, заявил, что его цель — разгром большевизма, а когда это произойдет, он созовет Учредительное Национальное собрание, но отнюдь не то «партийное, которое было разогнано матросом Железняковым»".

Так называемый Съезд членов Учредительного собрания, с октября 1918 года находившийся в Екатеринбурге, пытался протестовать против переворота, в результате был отдан приказ «принять меры к немедленному аресту Чернова и других активных членов Учредительного собрания, находившихся в Екатеринбурге». Выселенные из Екатеринбурга то ли под охраной, то ли под конвоем чешских солдат, депутаты собрались в Уфе, где пытались вести агитацию против Колчака. 30 ноября 1918 г. он приказал предать бывших членов Учредительного собрания военному суду «за попытку поднять восстание и вести разрушительную агитацию среди войск». 2 декабря специальным отрядом под командованием полковника Круглевского часть членов съезда Учредительного собрания (25 человек) была арестована, в товарных вагонах доставлена в Омск и заключена в тюрьму. После неудачной попытки освобождения 22 декабря 1918 г. многие из них были расстреляны.

Тема 16.

Возникновение и основные этапы развития советского государства и права.

16.1. Вооруженное восстание Октября 1917 г. и отношение партий к Октябрьской революции.

16.2. 1 Всероссийский съезд Советов и его решения.

16.3. Создание советской государственной системы: Съезды Советов, ВЦИК, СНК. Отраслевые наркоматы. Чрезвычайные органы, система советов на местах.

16.4. Учредительное собрание и решения 111 Всероссийского съезда Советов.

16.5. Основные этапы развития советского государства.

16.1. Вооруженное восстание Октября 1917 г. и отношение партий к Октябрьской революции.

Октябрьский переворот, большевистский переворот, третья русская революция) — этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков. Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет, – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил большевиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся. 24 октября глава правительства А.Ф.Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет. В тот же день к вечеру силы военно-революционного комитета, почти не встречая сопротивления со стороны защитников Временного правительства, стали переходить в наступление, в ночь на 25 они заняли мосты, государственный банк, телеграф и другие намеченные стратегические объекты. Вечером того же дня началось окружение Зимнего Дворца, где размещалось Временное правительство. Восстание развивалось почти бескровно. Лишь во время осады Зимнего Дворца раздавалась ружейная стрельба и гремели залпы артиллерии. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Глава правительства Керенский скрылся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: