Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 6 страница

Большевики шли на захват власти, имея поддержку рабочих, части солдат. Эта поддержка определялась их недовольством Временным правительством, его бездеятельностью по решению незавершенных Февральской революцией демократических задач. Монархия была ликвидирована, но другие жизненные проблемы – о войне и мире, о земле, рабочий, национальный вопросы – все это только обещалось, откладывалось «до лучших времен», что вызывало недовольство широких масс. Большевики планировали захватить власть, чтобы начать осуществлять свои планы по переустройству России и строительства социалистического государства.

16.2. 11 Всероссийский съезд Советов и его решения.

В открытии II съезда Советов вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков. В конце первого заседания после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство делегатов от партии меньшевиков, правых эсеров и бундовцев не признали итогов восстания и покинули съезд. Выработке реалистической позиции мешало отсутствие единства в партийных рядах умеренных социалистов, личные амбиции лидеров и недооценка большевиков. II съезд Советов утвердил итоги восстания в Петрограде, провозгласил победу революции и установление власти Советов. Съезд принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира - без аннексий и контрибуций, а также Декрет о земле с требованиями отмены собственности на землю (социализация земли), запрещения купли-продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т.д., что соответствовало эсеровской аграрной программе. Кроме того, съезд объявил необходимость скорейшего созыва Учредительного собрания. На съезде была создана новая структура государственной власти. Высшим законодательным органом провозглашался Всероссийский съезд Советов. Законодательные, распорядительные и контролирующие функции получал избранный съездом многопартийный ВЦИК. Съезд сформировал Временное (до созыва Учредительного собрания) революционное правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком или СНК) во главе с В.И. Лениным, которое состояло из одних большевиков.

16.3. Создание советской государственной системы: Съезды Советов, ВЦИК, СНК. Отраслевые наркоматы. Чрезвычайные органы, система советов на местах.

Съезды Советов, в 1917 (после Октябрьской революции) — 1936 местные и центральные органы власти в некоторых советских республик. Система Съездов Советов включала районные (уездные), областные (губернские), краевые, республиканские (автономных и союзных республик) и Всесоюзные(Всероссийские до образования СССР) Съезды Советов.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917—1937. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. До образования СССР включал и членов от УССР и БССР, избиравшихся на республиканских съездах Советов. ВЦИК, избранный IX Всероссийским съездом Советов, включал помимо представителей Украины и Белоруссии делегатов от Закавказских республик[1]. Между сессиями ВЦИКа с ноября 1917 г. его задачи выполнялись Президиумом, оперативным органом ВЦИК. Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов»

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавая необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКа, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательным для ведомств, регинональных и местных органов.

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК. [5]

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

отделы

секретариат Президиума ВЦИК

приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Согласно Конституции РСФСР (1937) высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР.

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свиде-тельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов -- актов зако-нодательного характера.

В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особен-ности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необхо-димостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой рес-публики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями государственной жизни пору-чалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. На-родные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тес-ном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.

Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:

Наркомат внутренних дел (НКВД), создан 26.10(8.11).1917г., аппарат сформировался к январю 1918г.; наркомы А. И. Рыков (1917), Г. И. Петровский (1917-19);

Наркомат государственного призрения (НКГП), создан 29.10(11.11).1917; нарком А. М. Коллонтай;

Наркомат гос. имуществ (НКГИ), создан 9(22).12.1917; нарком В. А Карелин;

Наркомат земледелия (НКЗ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Милютин (1917), А. Г. Шлихтер (1917), А. Л. Колегаев (1917-18);

Наркомат местного самоуправления (НКМС), создан 9.12.1917(1.1.1918); нарком В. Е. Трутовский;

Наркомат по военным делам (Наркомвоен), сформирован в ноябре 1917; нарком Н. И. Подвойский (ноябрь 1917 - февраль 1918);

Наркомат по морским делам (НКМД), сформирован в январе-феврале 1918; нарком П. Е. Дыбенко;

Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), создан 6.10(8.11).1917; нарком И. В. Сталин;

Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы Н. П. Авилов (Глебов) (1917), П. П. Прошьян (1917-18);

Наркомат продовольствия (Наркомпрод), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. А. Теодорович (1917), А. Г. Шлихтер (1917-18), А. Д. Цюрупа (1918-21);

Наркомат просвещения (Наркомпрос), создан 26.10(8.11).1917; нарком А. В. Луначарский (1917-29);

Наркомат путей сообщения (НКПС), создан 26.10 (8.11).1917, первоначально назван Наркомат по железнодорожным делам; наркомы М. Т. Елизаров (1917-18), А. Г. Рогов (1918);

Наркомат торговли и промышленности (НКТП), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Ногин (1917), А. Г. Шляпников (врио наркома 1917-18), В. М. Смирнов (1918);

Наркомат труда (НКТ), создан 26.10 (8.11).1917; наркомы А. Г. Шляпников (1917-18), В. В. Шмидт (1918-28);

Наркомат финансов (НКФ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. И. Скворцов-Степанов (1917, к работе не приступал; фактически руководил В. Р. Менжинский), Менжинский (1918);

Наркомат юстиции (НКЮ), создан 26.10(8.11). 1917; наркомы А. Ломов (Г. И. Оппоков) (1917, к работе не приступал; фактически руководил П. И. Стучка), И. З. Штейнберг (1917-18).

10-11.3.1918г СНК и все Наркоматы переехали из Петербурга в Москву. Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата: Совет нар. комиссаров и нар. комиссариаты. Окт. 1917- янв. 1918. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. «Наука», 1966. С 49.

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.

Созданию аппарата советского хозяйственного управления пред-шествовало установление рабочего контроля над производством, кото-рый был введен 14 (27) ноября по предложению и проекту В. И. Ленина. Осуществляя рабочий контроль над производством, про-летариат не только охранял промышленность от разрушения, но на практике постигал сложное искусство управления хозяйством. На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления -- Высший Совет Народного Хозяйства, который «...должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Ко-миссаров является в политике». В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 134.

Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных орга-нов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского со-вета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предо-ставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах -- Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных -- 7, губернских -- 38, уездных -- 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.

Власть Советов с невиданной ранее быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства -- Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности. В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской вла-сти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Коми-тету.

Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, тру-да, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контро-ля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

При народ-ных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

Местные органы власти и управления

Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы самоуправления, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. содержала специальный раздел, нормы кото-рого регулировали организацию аппарата местного управления. Орга-нами этого аппарата в областях, губерниях (округах), уездах (районах) и волостях были соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и селениях -- Советы депутатов, избиравшие исполнительные комитеты.

Исполкомы находились под контролем соответ-ствующих Советов. Существенное значение для правильной организации работы органов государственной власти на местах имело четкое консти-туционное закрепление их статуса. Ст. 56 Конституции РСФСР 1918 г. устанавливала: «В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной терри-тории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет».

В соответствии со ст. 61 Конституции областные, губернские, уезд-ные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имели предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех поста-новлений соответствующих высших органов Советской власти; б) приня-тие всех мер к культурному и хозяйственному подъему данной террито-рии; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Всероссийская чрезвычайная комиссия

Вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова “ и саботажем ” в названии комиссии были заменены на “ и преступлениями по должности ”.

Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф. Э. Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, “пьяных погромов” (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма “под флагом анархизма”.

ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией. Особую опасность представляла спекуляция в связи с заключением Брестского мира.

Поскольку он предусматривал обязательство правительства России безоговорочно оплатить все ценные бумаги, предъявленные Германией, началась широкая спекуляция акциями промышленных предприятий (в том числе уже национализированных). Акции продавались немецким подданным, от них поступали в посольство Германии, а оно предъявляло их к оплате. На борьбу с этим были брошены большие силы ВЧК.

В момент создания в ВЧК входили лишь большевики. 8 января 1918 г. СНК назначил членами ВЧК четырех левых эсеров, один из них стал заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК (в январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки уездные ЧК были упразднены).

О масштабах деятельности ВЧК можно судить по числу ее сотрудников - в конце февраля 1918 г. число сотрудников аппарата ВЧК не превышало 120 человек. К 1921 г. число сотрудников ВЧК достигло максимума - 31 тыс. человек. Это было связано с тем, что в ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась “завесами” - системой подвижных военных отрядов).

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами.

Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы.

Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.

16.4. Учредительное собрание и решения 111 Всероссийского съезда Советов.

Учреди́тельное собра́ние — выборное учреждение, созданное по образцу Учредительного Собрания Великой французской революции, призванное определить форму правления и конституцию в России после Февральской революции. Было распущено декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года.

Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Проходил 10—18 (23—31 января) 1918 в Петрограде, в Таврическом дворце.

Начал работу как съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 942 делегата с решающим голосом и 104 с совещательным. Они представляли 317 местных Советов и 110 армейских, корпусных и дивизионных комитетов. 13 (26 января) января съезд объединился с Третьим Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов. 16 (29 января) января прибыли делегаты 46 казачьих полков, восставших против генерала А. М. Каледина. На съезде присутствовали 233 делегата от трудящихся Украины, Белоруссии, Средней Азии и Прибалтики. К концу работы съезда было 1647 делегатов с решающим (из них свыше 860 большевиков) и 219 с совещательным голосом. Утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, О федеральных учреждениях Российской Республики (докладчик И. В. Сталин), О войне и мире (докладчик Л. Д. Троцкий), Утверждение закона о социализации земли (докладчик А. Л. Колегаев), объявил Россию Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).

16.5. Основные этапы развития советского государства.

Советское общество в разные времена было разным. Оценивая процессы, происходившие в советской экономике, можно выделить три этапа ее развития. Первый - до 39-го года, второй - с 39-го по 65-й год и третий - с 65-го по 89-й. Причем, говоря об этих этапах, надо понимать, что обозначенные временные границы достаточно условны. Они лишь приблизительно выделяют различные тенденции, действовавшие в советской экономике. Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Первый этап - до 39-го года. Предпринятая после Октябрьской революции кавалерийская атака на капитализм захлебнулась, так как производительные силы в России еще не доросли до социалистических отношений. Организовать плановое нетоварное хозяйство в стране, где основными производителями являлись миллионы крестьянских дворов, оказалось невозможно. В результате в 1921 году пришлось вводить нэп, что явилось, говоря словами Ленина, "восстановлением капитализма в значительной мере". В этот период и государственные промышленные предприятия работали на коммерческой основе. В апреле 1923 года был издан декрет ВЦИК и СНК "О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)". В нем было указано, что тресты организованы с целью получения наибольшей прибыли и государственная казна за их долги не отвечает. Предприятия получали широкую хозяйственную автономию: они имели право сами устанавливать цену на свою продукцию и свободно выступать на рынке в качестве самостоятельных меновых хозяйств. Если бы на этом и остановились, тогда действительно о социалистической революции не могло бы быть и речи.

Отступление закончилось в 1929 году. Тогда же было объявлено "наступление социализма по всему фронту". Вот как вспоминает этот момент тогдашний председатель Госплана Г. М. Кржижановский. В письме к жене он пишет: "А время-то какое переживаем великое... Проснулась мощь низов! Решающая историческая сила - налицо! Не может мое перо изобразить ту волнующую радость, которая меня охватывает, когда я это вижу. Становлюсь тогда действительно поэтом. И слушатели это почувствовали... Ощущение такое, что после вынужденной отсидки в нэповском окопе партия вновь подняла всех в долгожданный бой, в наступление на врага" ("Общество и власть. 1930-е годы" стр. 74).

В том же 1929 году было принято постановление ЦК ВКП(б) "О реорганизации управления промышленностью", в соответствии с которым основным показателем работы предприятий устанавливалась разница между заданной и фактической себестоимостью при непременном соблюдении требований, предъявляемых к качеству продукции. В результате этих преобразований прибыль потеряла оценочную и стимулирующую функцию и сохранила только учетную. Такое положение сохранялось до реформы 1965 года.

Второй этап - с 1939-го по 1965-й год. В результате "наступления социализма по всему фронту" к 1939 году в советской экономике сложилась принципиально другая ситуация по сравнению с 1921 годом, когда вынуждены были ввести нэп. Прошла коллективизация и индустриализация. Кулак перестал существовать как класс, на смену мелкому крестьянскому хозяйству пришли колхозы, появилась крупная промышленность. Частное производство полностью исчезло. Государственные предприятия, а также колхозы действовали по единому государственному плану. Велась сознательная политика на замену товарно-денежных отношений плановыми. Можно с уверенностью сказать, что где-то на этом этапе практически перестал работать закон стоимости. От товарно-денежных отношений остался лишь их внешний облик (подробнее об этом речь пойдет ниже).

"Есть два типа производства: капиталистический тип, в том числе и госкапиталистический, где есть два класса, где производство работает на прибыль для капиталиста, и есть другой, социалистический тип производства, где эксплуатации нет, где средства производства принадлежат рабочему классу и где предприятия работают не на прибыль для чужого класса, а на расширение промышленности для рабочих в целом" (И. Сталин. Соч., т. 7, с. 305). Работа "не на прибыль", "а на расширение промышленности для рабочих в целом" стала реальностью этого времени.

Именно на этом этапе осуществлялось наиболее последовательное движение к социализму, которое было прервано реформой 65-го года.

Третий этап - с 1965-го по 1989-й год. Экономическая реформа 1965-го года дала приоритет стоимостным показателям над натуральными и усилила роль прибыли. Реформа прибавила к учетной функции прибыли еще и оценочную и стимулирующую. В результате у предприятий возник свой собственный интерес, не всегда согласующийся с интересами общества. Сплошь и рядом возникала ситуация, когда с позиций государственного плана надо делать одно, а хозрасчетных интересов предприятий - другое. Экономические рычаги срабатывали против плановых заданий.

После реформы 1965 года закон стоимости начал настойчиво пробивать себе дорогу. Нельзя сказать, что реформа 1965-го года реставрировала капитализм, но движение пошло именно в этом направлении. Оставался еще план, выраженный в натуральных показателях, монополия внешней торговли, отсутствовало свободное ценообразование, но все это уже потихоньку размывалось. Так, в 70-х годах Госкомцен отклонял как необоснованные 30% заявок предприятий на повышение цен на их продукцию. Начинала раскручиваться погоня за прибылью. Окончательно рыночная стихия была освобождена перестройкой.

В 1989-м году был принят закон "О предприятии", превративший предприятие в обособленного производителя. Затем последовало освобождение цен, приватизация. Появилась частная собственность, а вместе с ней хозяева и наемные работники. Реставрация капитализма завершилась.

Тема 17.

Правовая политика Советского государства.

17.1. Национализация. Создание основ социалистической экономики.

17.2. Организация управления экономикой страны. Политика «военного коммунизма».

17.1. Национализация. Создание основ социалистической экономики.

После захвата власти большевистское правительство пошло, прежде всего, по пути формирования единого органа планирования и управления экономикой - Высшего Совета народного хозяйства, созданного 1 декабря 1917 г.. Центр тяжести руководства хозяйственной жизнью смещался на деятельность по снабжению и распределению продуктов. Появилось теоретическое обоснование этой ситуации, в соответствии с которым социалистическая централизованная экономика отличается от капиталистической тем, что в первой - социалистической - основную сложность представляют проблемы снабжения производителя и потребителя, а во второй - капиталистической - сбыт произведенной продукции. Отсюда делался вывод о том, что централизация распределения - душа планового хозяйства.

Первым шагом в формировании социалистического уклада в экономике был декрет о рабочем контроле, который должен был научить рабочих управлять. Но декреты не успевали за естественным ходом событий: повсеместное стихийное возникновение фабрично-заводских комитетов объяснялось лозунгами самой революции, внушавшей рабочим, что отныне они сами являются хозяевами своих предприятий. Однако попытка создания органов регулирования снизу - через систему рабочего контроля, - вскоре выявила свою полную несостоятельность: в фабрично-заводских комитетах интересы локальные и потребительские оказались доминирующими. Предоставленные самим себе, рабочие по самой природе вещей весьма редко обладали техническими знаниями, промышленной дисциплиной или знаниями в области технического учета, которые были необходимы для нормальной работы предприятия. Были случаи, когда рабочие просто напросто присваивали себе после захвата власти на предприятии его средства, продавали запасы и оборудование и использовали все это в своих интересах. Смертельный враг фабрично-заводских комитетов Рязанов говорил в январе 1918 г., что за пределами Петрограда они к тому же никогда не играли сколько-нибудь заметной роли, да и там только в металлургической промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: