Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 8 страница

Этот принцип получил наименование демократического централизма.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала

сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам

допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав:

лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное

право, не было равным. При выборах на Всероссийский съезд городские

Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские

съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс.

избирателей, во втором — от 125 тыс. Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом: рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную

связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не

только провозглашенным.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании

правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

Тема 19.

Становление системы правосудия и правоохранительных органов.

19.1. Первые декреты о суде. Слом старой системы судоустройства. Принципы нового судебного права. Положение о народном суде 1930 г.

19.2. Развитие системы репрессивных органов. Создание революционных трибуналов. Положение о революционных трибуналах 1919 г. Реорганизация 1921-1923 гг.

19.3. Чрезвычайная юстиция. Внесудебные репрессии ВЧК.

19.4. Организация рабочей милиции. Уголовный розыск.

19.1. Первые декреты о суде. Слом старой системы судоустройства. Принципы нового судебного права. Положение о народном суде 1930 г.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили до статочно многообразный характер: революционные, народные, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались революционным правосознанием, революционной совестью и обычаями. Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР

Декрет о суде № 1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи. Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

Одновременно с местными судами Декрет провозглашал создание

революционных трибуналов для «борьбы против контрреволюционных

сил». Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учреждаемые при Советах.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами В Ц И К, С Н К, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, «революционным правосознанием» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые

законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. В Ц И К принял новый

Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

Предполагалось создание областных судов1 и Верховного судебного

контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам (борьба с левыми эсерами,

имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым

юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

В июле 1918 г. С Н К принял Декрет о суде № 3, вновь расширивший компетенцию местных судов (иски до 10 тыс. рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве

создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и

приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде

Р С Ф С Р, которое унифицировало судебную систему республики. Учреждалась единая форма суда — народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей

осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами

советской власти и «социалистическим правосознанием». Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус). Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности Советов. Вместе с тем в 1918 г. Частично предпринимались попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права (аналогии с судом присяжных, мировыми судами, системой следствия).

Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных

съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судеб-

ной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых

актов, отбирались кадры работников судебной системы. Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.

19.2. Развитие системы репрессивных органов. Создание революционных трибуналов. Положение о революционных трибуналах 1919 г. Реорганизация 1921-1923 гг.

Уже Декрет о суде № 1 параллельно с местными учреждал особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати. Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов-, городов и даже волостей.

С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект

Декрета о революционных трибуналах, который был принят С Н К в мае

1918 г. Предписывалось сохранить ревтрибуналы только в крупных центрах и упразднить их в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности (борьба с контрреволюцией, спекуляцией, по делам печати) также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов (более детально это было сделано в ноябре 1918 г. в Положении о народном суде Р С Ф С Р). Вместе с тем ревтрибуналам оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией».

Тенденция к централизации системы проявилась также в создании

центрального Революционного трибунала при ВЦИК (май 1918 г.) и

кассационного отдела при В Ц И К, рассматривавшего жалобы и протесты

на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г.).

В период гражданской войны система ревтрибуналов подвергалась

существенным изменениям. В феврале 1919 г. В Ц И К своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия органов Ч К, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.

Положение о ревтрибуналах 1919 г. закрепило несколько отраслевых

видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы,

транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

В марте 1920 г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое

В Ц И К, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их

функции на органы В Ч К и особые отделы, в состав ревтрибуналов стали

входить представители губернских ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов,

объяснялись условиями Гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний — все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. При переходе к нэпу (1921—1923) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и их большая часть упразднена.

Сохранялись военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов,

корпусов, дивизий), военно-транспортные трибуналы в ряде крупных

городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранялись также

особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные

комиссии, выпадавшие из общей судебной системы.

19.3. Чрезвычайная юстиция. Внесудебные репрессии ВЧК.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. В декабре 1917 г. при Военно-революционном комитете, игравшем роль органа по «защите революции» в период и после октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, была образована специальная комиссия «по борьбе с контрреволюцией». 7 декабря 1917 г. С Н К принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

В первом выпущенном В Ч К циркуляре местным Советам предлагалось присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и

отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и

власти народа», и организовывать на местах аналогичные комиссии.

Через несколько дней издается Декрет о создании революционного

трибунала для суда над лицами, выступающими против советской власти,

саботажниками, расхитителями общественной собственности и проч.

В своей работе ревтрибуналы руководствовались «обстоятельствами

дела и велениями революционной совести».

В феврале 1918 г. (во время немецкого наступления) В Ч К обратилась

к местным Советам с призывом начать немедленные репрессии против

агентов-шпионов, контрреволюционных агитаторов, спекулянтов и т.п.

С марта 1918 г. началось формирование местных чрезвычайных ко-

миссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право

на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.

Левоэсеровский нарком юстиции Штейнберг в середине декабря

1917 г. издал приказ, запрещавший доставлять арестованных В Ч К лиц в

Смольный или революционный трибунал без санкции наркома юстиции.

Совнарком не утвердил это решение.

Вместе с тем правительство поддержало требование Наркомюста о необходимости давать предварительные санкции Н К Ю на проведение В Ч К политических арестов. Вскоре, однако, Совнарком принял другое решение: самостоятельно решая вопросы о проведении арестов, В Ч К только информирует о своих действиях (постфактум) наркоматы юстиции и внутренних дел.

В январе 1918 г. Совнарком подтвердил, что В Ч К имеет полномочия

только в области розыска и предварительного следствия. Передача дел в

судебные инстанции возлагалась на следственную комиссию при трибу-

нале. Однако уже в феврале полномочия В Ч К вновь расширились: ей

предоставлялось право «расстреливать контрреволюционеров на месте».

Дзержинский обратился к местным Советам с призывом учреждать на

местах собственные чрезвычайные комиссии и применять крайние меры

в борьбе с контрреволюцией.

В апреле 1918 г. В Ч К сформировала специальные боевые отряды.

Стал обсуждаться вопрос о создании регулярных вооруженных сил Ч К.

В июне 1918 г. прошла I Всероссийская конференция Ч К, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая Положение о местных ЧК. Это положение вошло в Положение о В Ч К и местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, утвержденное ВЦИК в октябре 1918 г. В Ч К являлась органом С Н К, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы В Ч К образовывались местными Советами на правах их отделов. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных Советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. На особый отдел В Ч К возложена функция по охране границ, ему переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части. Летом 1918 г. были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу «с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте». В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. В Ц И К принял Положение об особых отделах ВЧК.

На VI съезде Советов (ноябрь 1918 г.) была принята резолюция об

амнистии лиц, задержанных органами борьбы с контрреволюцией, и освобождении заложников, кроме взятых центральной ВЧК, как условие «безопасности товарищей, попавших в руки врага». В том же документе на В Ц И К возлагались обязанности по контролю за ВЧК, на местные исполкомы — за местными ЧК.

При наличии разветвленной сети местных органов В Ч К превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия В Ч К и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г. до февраля 1919 г., известный как период красного террора.

В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о ВЧК, в котором право

выносить приговоры по делам, проводимым Ч К, предоставлялось рев-

трибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные

действия ЧК. Однако в особых случаях органы В Ч К по-прежнему могли

применять внесудебную расправу (в местностях, объявленных на военном положении и при вооруженных выступлениях).

«Красный террор» официально вводился декретами наркомов внутренних дел и юстиции (4 и 5 сентября 1918 г.). Декретами была узаконена практика взятия заложников, введена приказом о заложниках за день до обнародования Декрета о терроре. Приказ был разослан местным Советам, которым поручалось через отделы управления, милицию и местные

ЧК осуществлять арест «подозрительных лиц».

В циркуляре по В Ч К говорилось, что она в своей деятельности совершенно независима и может производить обыски, аресты и казни, отчеты

о которых представляются в С Н К и В Ц И К. Начались массовые аресты

и расстрелы.

Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотребления-

ми по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре

1919 г. при В Ч К создан Особый революционный трибунал, состоявший

из председателя и двух назначенных В Ч К членов.

В конце октября 1918 г. В Ч К было вменено в обязанность установить

более тесное сотрудничество с другими правоохранительными органами:

представители Н К Ю и Н К В Д приняли участие в работе коллегии ВЧК,

местным Советам было предоставлено право назначать и снимать с постов руководителей местных ЧК.

В начале января 1919 г. ликвидировались уездные Ч К. Московский

комитет партии настаивал на лишении В Ч К полномочий трибунала и на

ограничении ее функций только следственными действиями.

В феврале 1919 г. В Ц И К принял решение о прекращении массового

террора, в связи с чем дела, которые вела ВЧК, должны были передаваться ревтрибуналам. Органы В Ч К стали организаторами сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране.

В марте 1920 г. В Ц И К своим Декретом вовсе отменил право ЧК

применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рас-

смотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920 г. в связи с обострив-

шейся военной и политической ситуацией В Ц И К вновь расширил права органов В Ч К на применение особых репрессивных мер.

19.4. Организация рабочей милиции. Уголовный розыск.

Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип был закреплен в октябрьском Декрете 1917 г.,.подчинившем милицию Советам.

Через год, в октябре 1918 г., Н К В Д и Наркомюст приняли совместную инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции», в

которой определялись основные задачи милиции: охрана общественного

порядка, борьба с преступностью и др. Систему милиции возглавляло

Главное управление рабоче-крестьянской милиции Н К В Д Р С Ф С Р.

На местах (в губерниях и уездах) создавались местные управления

милиции, находившиеся в двойном подчинении: Н К В Д и местных исполкомов Советов. При Главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях —

отделы уголовного розыска.

На работу в милицию принимались только лица, имеющие рабочее

или крестьянское социальное происхождение. В апреле 1919 г. С Н К своим Декретом утвердил порядок использования отрядов милиции в боевых действиях на фронтах Гражданской войны.

Окончательно система милицейских органов сложилась к середине

1920 г. В июне В Ц И К утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и

дознания по уголовным делам.

В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.), железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществлял Н К В Д.

В период Гражданской войны для «изоляции враждебных элементов»

создавались лагеря принудительных работ Н К В Д и ВЧК. Порядок их

организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением В Ц И К. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.

Тема 20.

Изменения в государственной системе Советской России в годы гражданской войны.

20.1. Политика военного коммунизма.

20.2. Изменения в государственном механизме.

20.3. Реорганизация организации государственного единства.

20.1. Политика военного коммунизма – 20.2. Изменения в государственном механизме.

"Военный коммунизм" – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг. … Вынужденное проводить в жизнь "военно-коммунистические" меры, Советское государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране… Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было бы "военного коммунизма" ". (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.42)

Термин “военный коммунизм” ввел в оборот марксистский теоретик А. А. Богданов еще до октября 1917 года. Он не связывал его с коммунизмом или с капитализмом, по его мнению "военный коммунизм" применим исключительно к армии, так как армия представляет собой "авторитарно регулируемую организацию массового паразитизма и истребления". В.И. Ленин же впервые употребил его в апреле 1921 года, сказав, что "диктатура партии большевиков явилась сердцем, ядром "военного коммунизма". И хотя "военный коммунизм" как проводимая политика большевистской партии полностью оформился к осени 1920 года, весь период гражданской войны, начиная с весны 1918 года, " над страной сияла его звезда ".

В сущности, военный коммунизм был порожден еще до 1918 года установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием репрессивно-террористических органов, давлением на деревню и капитал. Фактическим же толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

В результате был притворен в жизнь комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил контрреволюции, поднять экономику и создать благоприятные условия для перехода к социализму. Эти меры затронули не только политику и экономику, но, фактически, все сферы жизни общества.

В сфере экономической: повсеместная национализация экономики (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что, однако, не означает превращения его в собственность всего общества), чего требовала и гражданская война (по мнению В. И. Ленина, "коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране", помимо "коммунизма" того же самого требует и военное положение). Декретом СНК от 28 июня 1918 национализируется горная, металлургическая, текстильная и другие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий европейской России было национализировано 3,5 тысячи, к лету 1919 - 4 тысячи, а еще через год уже порядка 7 тысяч предприятий, на которых трудилось 2 миллиона человек (это около 70 процентов занятых). Национализация промышленности вызвала к жизни систему из 50 главков, руководивших деятельностью предприятий, распределявших сырье и полученную продукцию. В 1920 государство являлось практически безраздельным собственником промышленных средств производства. На первый взгляд, казалось бы, национализация не несет в себе ничего плохого, но, А. И. Рыков предлагает провести децентрализацию управления промышленностью, поскольку, по его словам: "вся система строится на недоверии вышестоящих органов к нижестоящим звеньям, что тормозит развитие страны ".

Следующая сторона, обуславливающая сущность экономической политики "военного коммунизма" - продразверстка. Простыми словами, "продразверстка" - это есть принудительное наложение обязанности сдачи "излишков" производства на производителей продуктов питания. Главным образом, конечно, это ложилось на деревню, основного производителя продуктов питания. На практике это привело к насильственному изъятию у крестьян необходимого количества хлеба, да и формы проведения продразверстки оставляли желать лучшего: власти последовали обычной политике уравнительности, и, вместо того, чтобы возложить груз поборов на зажиточных крестьян, обирали середняков, составляющих основную часть производителей продуктов. Это не могло не вызвать всеобщего недовольства, во многих районах вспыхнули бунты, на продовольственную армию устраивали засады. Проявилось единение крестьянства в противостоянии городу как внешнему миру.

Положение усугубили, так называемые, комитеты бедноты, созданные 11 июня 1918 года, призванные стать "второй властью" и изымать излишки продукции (предполагалось, что часть изымаемых продуктов будет поступать членам этих комитетов), их действия должны были поддерживаться частями "продовольственной армии". Создание комбедов свидетельствовало о полном незнании большевиками крестьянской психологии, в которой главную роль играл общинный принцип.

В результате всего этого кампания по продразверстке летом 1918 года провалилась: вместо 144 миллионов пудов зерна было собрано всего 13. Тем не менее, это не помешало властям продолжать политику продразверстки еще в течение нескольких лет.

С 1 января 1919 года беспорядочные поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. 11 января 1919 года был обнародован декрет "О разверстке хлеба и фуража". Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру в своих потребностях в продуктах. То есть каждая область, уезд, волость должны были сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов, в зависимости от предполагаемого урожая (определяемого весьма приблизительно, по данным предвоенных лет). Выполнение плана было обязательным. Каждая крестьянская община отвечала за свои поставки. Только лишь после полного выполнения общиной всех требований государства по сдаче сельскохозяйственной продукции, крестьянам выдавались квитанции на приобретение промышленных товаров, однако в количестве, намного меньшем, чем требовалось (10-15 %%), да и ассортимент ограничивался лишь товарами первой необходимости: ткани, спички, керосин, соль, сахар, изредка инструменты (в принципе, крестьяне согласны были обменивать продукты питания на промышленные товары, однако государство не располагало ими в достаточном количестве). На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (до 60 % в зависимости от региона) и возвращением к натуральному хозяйству. В последствии, например, в 1919 году из запланированных 260 миллионов пудов зерна было заготовлено лишь 100, и то, с большим трудом. А в 1920 году план был выполнен всего на 3 - 4 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: