Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 7 страница

С 17 ноября началась национализация крупной промышленности. Обобществлялись в первую очередь те предприятия, продукция которых была крайне необходима Советскому государству, а также те, владельцы которых саботировали производство. К весне 1918 г. только на Урале конфискации подверглись 68 заводов, всего же в руки государства перешло более 800 предприятий и отдельные отрасли промышленности (нефтяная, сахарная, железнодорожный транспорт, торговый флот).

Национализация банков и их слияние в единый Центральный было произведено 14 декабря 1917 г.. Однако в течение долгого времени финансовые дела большевистского правительства находились в полном расстройстве. После октября фактически перестала действовать налоговая система, не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало нормальный бюджет. К маю 1918 г., по оценке Наркомфина, за шесть месяцев деятельности правительство потратило от 20 до 25 млрд. руб., а поступления в бюджет составило лишь 5 млрд. руб.

В апреле 1918 г. была объявлена монополия внешней торговли, и социалистическое государство взяло, таким образом, в свои руки все командные высоты в экономике. Однако справиться с кризисом и хаосом не удавалось. Все это время нарастали темпы инфляции, плотину которой окончательно прорвало в мае 1919 г.: Центральный банк получил распоряжение выпускать денег столько, сколько требует хозяйство страны. Печатание “крашеной бумаги” после этого становится, пожалуй, единственной развивающейся отраслью советской промышленности.

В некоторые районы и на некоторые предприятия революция проникала довольно медленно. И работа там в течение некоторого времени протекала также, как и прежде. Так, бумагопрядильная и красильная фабрика в Петрограде работала на полную мощность вплоть до конца февраля 1918 г., когда она была остановлена из-за слишком большого накопления готовой продукции. Затовариванию способствовали неполадки в работе транспорта и связи, приведшие к расстройству всей системы товарообмена. Послереволюционная действительность в сельскохозяйственных отношениях выразилась в том, что крестьяне стихийно захватывали помещичьи земли в результате буквально понятого лозунга “земля-крестьянам”. При этом лучшие участки обрабатываемых земель доставались наиболее богатым крестьянам, которые получали их благодаря большему влиянию, самостоятельности и т.д., что привело к еще большей дифференциации населения в деревне. Крестьянство, имевшее запасы хлеба, отказывалось продавать его по установленным властью твердым ценам. Это вело к голоду в городах и необходимости вводить нормы на продовольствие.

В результате в мае 1918 г. в стране была установлена продовольственная диктатура. Сформированные из передовых рабочих продовольственные отряды изымали излишки хлеба у крестьянства безо всякой конфискации. Все это лишь обостряло противоречия между властью и населением деревни.

Летом 1918 г. в условиях начавшейся гражданской войны и интервенции ВЦИК приступает к объединению вокруг партии деревенской бедноты, организации которой (комбеды) должны были: перераспределять в пользу бедняков земли, инвентарь и скот, оказывать содействие в изъятии продовольственных “излишков” и, в более широком смысле, проводить на местах сельскохозяйственную политику Советской власти. Бедные крестьяне могли полдучать за свои услуги вознаграждение в виде зерна и предметов первой необходимости из изъятого, которые отпускались им бесплатно или со значительными скидками. Однако слабосильные крестьянские хозяйства, на которые делалась ставка, по-прежнему не в состоянии были обеспечить достаточное поступление хлеба для нужд новой власти.

В начале августа 1918 г. Ленин разработал план борьбы за хлеб нового урожая, который был основан на союзе “рабочих и беднейших крестьян голодных мест” с трудящимся крестьянством (середняком) и рассчитан на прямой обмен реквизируемых “всех продуктов городской промышленности” на хлеб. Реально это выразилось в ведении системы продразверсток, изымавших у крестьянства не только излишки, но и необходимые для посева запасы хлеба, который поступал для снабжения армии и промышленных центров. Далеко не все крестьянство поддерживало подобные меры и шло на сотрудничество с большевиками. Богатый крестьянин, производивший товарное количество зерна, был заинтересован в высокой и ничем не ограниченной цене на хлеб. Бедный же крестьянин, который не производил достаточно даже для своего собственного потребления и был вынужден наниматься на работу, был заинтересован в ценах низких и фиксированных. Эта мера представляла собой провозглашенный выбор между буржуазной и социалистической политикой.

Таким образом, воздействие голода и гражданской войны толкнуло советский строй на путь чрезвычайных мер, который одновременно оказался также и путем социализма. Двойственный характер мероприятий, которые были осуществлены под натиском необходимости и в то же время оказались выражением коммунистических принципов, стал существенной чертой и той политики, которая впоследствии стала известна как политика “военного коммунизма”.

17.2. Организация управления экономикой страны. Политика «военного коммунизма».

Лето 1918 г. положило начало разработке и осуществлению политики “военного коммунизма”, принятой большевиками как мера чрезвычайная в условиях начавшейся гражданской войны и интервенции.

Политика “военного коммунизма” преследовала две цели: во-первых, ослабить экономическую базу тех, кто составлял оппозицию коммунистическому режиму, и, во-вторых, создать условия, в которых этот режим мог бы осуществлять “рациональную” реорганизацию экономической жизни страны. Мероприятия “военного коммунизма” сводились к следующему:

Национализация а) средств производства, за временным исключением сельскохозяйственных, б) транспорта и в) всех предприятий, кроме самых мелких.

Ликвидация частной торговли путем национализации оптовых и розничных торговых предприятий и введение системы распределения, находящегося под контролем правительства.

Упразднение денег как менового эквивалента и переход к системе прямого товарообмена под контролем государства. Подчинение всей экономической жизни страны единому плану.

Введение трудовой повинности для всех совершеннолетних граждан, прежде всего мужчин.

По мнению современных исследователей, утверждение, что политика военного коммунизма была продиктована обстоятельствами, противоречит историческим фактам. Как подтверждал Л.Троцкий, по первоначальному замыслу военный коммунизм преследовал, действительно, более широкие цели, чем преодоление трудностей гражданской войны: советское правительство стремилось непосредственно развить методы регламентации в систему планового хозяйства как в сфере производства, так и в сфере распределения.

В июне 1918 г. был реализован декрет о национализации промышленности, после чего социалистический уклад стал ведущим в экономике страны. Принят он был “в целях решительной борьбы с хозяйственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты”.[6] В целях снабжения фронта необходимым снаряжением, оружием и боеприпасами, а также снабжения сырьем и инструментами заводов и фабрик, были национализированы все предприятия не только крупной и средней, но и мелкой промышленности (с числом рабочих свыше 5 человек).

Декрет о национализации крупного производства первоначально - в конце 1917 г. - мыслился как акт программного и агитационного содержания. Но за полгода существования диктатуры пролетариата в условиях, когда процесс “экспроприации экспроприаторов” активно развивался, идея претерпела значительные изменения. Декрет стал необходим как документ итогового характера. От идеи огосударствления синдикатов через положение о поголовной национализации акционерных компаний Ленин подошел к необходимости перехода в руки государства практически всей промышленности.

Тема 18.

Формирование нового социалистического права.

18.1. Источники права. Социалистическое правотворчество.

18.2. Первые кодификации права.

18.3. Конституция РСФСР 1918 г.

18.1. Источники права. Социалистическое правотворчество.

Правотворчества - это государственная деятельность, в результате которой воля государства возводится в закон, в нормы права. По своему содержанию правотворчество представляет собой такую государственную деятельность, которая направлена на создание правовых норм, а также на их дальнейшее усовершенствование, изменение и отмену

Общее определение правотворчества охватывает все формы и способы формирования права, в том числе санкционированный обычай, судебный или административный прецедент. В социалистическом обществе правотворчество связано с нормативными юридическими актами. Поэтому в социалистическом обществе правотворчество — это государственная деятельность, направленная на выработку, издание и совершенствование нормативных юридических актов.

Правотворчество выражает процесс формирования права. Но правотворчество и процесс формирования права (правообразования) нельзя отождествлять.

Формирование права включает в себя все этапы правообразования. Как уже отмечалось, в процесс правообразования входят: а) формирование воли народа, руководимого рабочим классом; б) ее юридическое изложение; в) придание ей качества действующих юридических норм. Правотворчества же охватывает деятельность соответствующих органов (государственных, а в некоторых случаях — общественных организаций) по возведению государственной воли в закон, по подготовке, изданию и совершенствованию нормативных юридических актов. Иными словами, правотворчество начинается тогда, когда потребности общественного развития уже определились воля народа в той или иной степени сформировалась и на этой основе в процесс правообразования вступают органы, правомочные на издание нормативных юридических актов.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о

суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию. Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (Ц К) и местными Советами.

Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

18.2. Первые кодификации права.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, стали брачно-семейные отношения (семья — ячейка общества, и при перестройке последнего обязательно подвергается воздействию первая). В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачащихся и проч.), узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В Кодексеподчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридическихпоследствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другогоследовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность роди-телей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельностиимущества родителей и детей, запрещалось усыновление. Законодательопасался скрытой социально-экономической эксплуатации трудящихcя под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т. п.)

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальнойзащиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. Быласформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС иобобщающий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по наймуво всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном).

В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха

(отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и

женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводи-

лась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. К З о Т заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. К З о Т вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации,

реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июне

началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля

над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы

была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда.

В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о

всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (С Т О) был

создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах

создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национали-

зации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, наци-

онализация охватила и сферу жилья. В Ц И К в апреле 1918 г. принял

Декрет об отмене наследования, по которому все виды наследования

(по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца при-

надлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием,

наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все ос-

тальное имущество переходило в собственность государства) и поступала

родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на

праве управления и распоряжения. Тем самым законодатель стремился

перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения».

Ту же цель преследовал майский 1918 г. Декрет ВЦИК о дарениях,

запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переус-

тупка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей».

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были

изъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, ку-

поны).

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли исключала из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения. На правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов.Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялсяпринципу законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса. На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, стадиях совершения преступления, соучастии, видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда: «В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов».

Под правом кодекс понимал систему (порядок) общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень и

характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость в кодек-

се не расшифровывались. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

При определении меры наказания суду следовало учитывать: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, такие мотивы, как «жестокость, злоба, коварство, хитрость, запальчивость, легкомыслие и небрежность», а также другие

обстоятельства.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих на-

чалах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе

конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом,

урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к

произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы,

объявление вне закона, расстрел.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования. В развитие положения о совхозах был принят декрет, предоставлявший право объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам получать земельные участки для организации на них совхозов (для удовлетворения своих потребностей). Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывавшейся судебной практики и быстро формировавшейся законодательной базы (декреты С Н К и постановления В Ц И К).

Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические) проблемы. Однако

в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

18.3. Конституция РСФСР 1918 г.

Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти.

Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь

1917 г.)

Второй этап начался с принятия на III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) — документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный,

программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.

Конституционная комиссия была создана на заседании В Ц И К

1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций

(большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, В С Н Х). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе

развернулась оживленная полемика между представителями различных

фракций. Обсуждались следующие вопросы:

1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, рассматривая национально-государственное разделение как анахронизм и «буржуазный пережиток». Каждому субъекту Федерации предлагалось предоставить самые широкие права по самоопределению и управлению своей территорией.

Синдикалистский характер предложений, сделанных представителем

Наркомюста М. Рейснером, выразился в следующем определении:

«Территориальная организация и территориальный федерализм совершенно не могут служить основанием для решения государственных вопросов в социалистической республике. Ибо наш федерализм есть не союз территориальных государств или штатов, а федерация социально-хозяйственных организаций. Она строится не на территориальных фетишах государственной власти, а на реальных интересах трудящихся классов Российской республики».

Субъектами Федерации, с точки зрения представителя Наркомата

юстиции, должны были стать местные федеральные общины-коммуны, Советы которых формируются по корпоративному принципу (из представителей профсоюзов, кооперативов, производственных ассоциаций).

Коммуны должны входить в федеративные объединения — провинции, а последние — в областные федеративные республики, объединяющиеся

в Р С Ф С Р. Основной целью такого государственного устройства должна

была стать максимальная децентрализация государственного управления.

На органы коммунального, провинциального и областного уровней возлагались хозяйственные, а не политические задачи.

2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их

традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы

предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.

На решение вопроса о статусе Советов сильное воздействие оказывали автономистские тенденции, развившиеся в первые месяцы советской власти: в ряде областей страны местные Советы формировали «независимые республики», «свободные трудовые коммуны» и т.п. Самовластие

местных Советов часто бывало чрезмерным, что угрожало государственному единству страны.

3. О Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским центральным

исполнительным комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было

предложение об изъятии у С Н К законодательных полномочий и передаче их Съезду и В Ц И К.

На заседании В Ц И К по вопросу о подотчетности С Н К развернулась

дискуссия. Свою позицию большевики обосновывали следующим образом: советский парламент не имеет ничего общего с буржуазным, в котором борются разные политические силы; советский парламент не может отказать С Н К в праве издавать неотложные декреты без предварительного обсуждения Ц И К в рамках общей программы съезда Советов; в руках Ц И К сосредоточивается общий контроль над всей деятельностью С Н К и возможность сменять правительство или отдельных его членов. Большевистская резолюция была принята.

4. О социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-

максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности,

максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.

Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне

1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в

качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены существенные изменения в избирательное право.

10 июля 1918 г. на V съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. После столкновений между большевиками и левыми эсерами, произошедших

в некоторых местах России, делегаты последних стали отзываться из

местных и центральных представительных органов, а руководство партии

подверглось аресту накануне V съезда Советов.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого

народа; II. Общие положения Конституции Р С Ф С Р; III. Конструкция

советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге Р С Ф С Р.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство Р С Ф С Р носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в Р С Ф С Р и состоящих из нескольких национальных

областей. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

В Ц И К формировал Правительство Р С Ф С Р — Совет народных

комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отрас-

левые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.

Все решения правительства докладывались В Ц И К, который мог

отменить или приостановить любое из них. Всего образовывалось 18 народных комиссариатов. Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркомате коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум В Ц И К.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим

образом. Всероссийский съезд Советов и В Ц И К утверждали изменения

в Конституции, принятие в состав Р С Ф С Р, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической

политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности,

основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в Р С Ф С Р осуществляли

сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, В Ц И К и С Н К.

Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: