double arrow

Особенности исламского вероучения и культа

Мусульманское вероучение изложено в священной книге – Коране (чтение). В Коране 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. За исключением самой короткой первой суры, все остальные следуют по порядку их длительности. Вторая сура самая длинная, третья короче, четвёртая ещё короче и так до конца.

В основе исламской веры лежат следующие положения:

- вера в единого бога Аллаха – это единственный бог, сотворивший всё сущее и определяющее его существование;

- вера в божественных ангелов, выполняющих волю Аллаха (Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил и др.);

- вера в божественных посланников – пророков, из которых Адам был первым, а Мухаммед – последним;

- вера в Священный Коран и другие Священные Писания (Тора Моисея, Евангилие Иисуса, Псалмы Давида);

- вера в бессмертие души, воскресение её из мёртвых в день Страшного суда;

- вера в существование двух форм загробного мира: ада и рая;

- вера в божественное предопределение.

Кроме Корана у мусульман есть ещё сборники биографических преданий, рассказывающих о жизни Мухаммеда – хадисы. Благочестивый мусульманин верит, что лучший способ угодить Аллаху – это подражать Мухаммеду. Слово «подражание» по-арабски звучит «сунна» и переводиться как «путь жизни». Сунна является священным преданием мусульман. Исламский закон, требующий повиновения Корану и хадисам, называется шариат. В шариате все действия мусульман разделяются на пять категорий:




1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным;

2) желательные действия;

3) добровольные действия;

4) нежелательные;

5) строго запрещённые действия.

Культ в исламе опирается на так называемые пять «столпов веры». Основной догмат ислама – единобожие – выражен простой формулой исповедания веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Она называется шахада, что значит «свидетельство». Произнося эту формулу, мусульманин как бы свидетельствует о принятии принципа монотеизма. Троекратное произнесение шахады пред духовным лицом составляет ритуал обращения в ислам. Шахада входит во многие молитвы, в азан (призыв к молитве).

Второе культовое предписание – совершение обязательной пятикратной молитвы салята (намаза): на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Скорее всего, обычай пятикратной молитвы перешёл к мусульманам от зороастрийцев. Перед намазом обязательно омовение лица, рук до локтей, головы и щиколоток ног. Сакрализация воды характерна для ислама. Считается, что вода очищает не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. Омовение необходимо после общения с иноверцами. Эта традиция происходит от очень древних обычаев. Если нет воды, её можно заменить песком или другим сыпучим веществом.



Намаз совершают не только в мечети, но и в любом месте, но требуется, чтобы место было чистое, а молящийся стоял лицом по направлению к Мекке. Во время намаза обычно произносят славословия Аллаху, шахаду, некоторые суры. Каких-либо просьб к Аллаху нет. Сам намаз сопровождается комплексом телодвижений – поясными поклонами, коленопреклонениями, простиранием ниц. Совершать его предписывается на особом коврике. В мечети общий ковёр. Голова мусульманина во время намаза должна быть покрыта головным убором, но без козырька или полей.

Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения мусульманина с богом: дуа – молитва содержащая конкретную просьбу, маулид – благодарственная или поминальная молитва, ночные молитвы во время поста.

Следующее культовое предписание – соблюдение поста в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, который был введён у арабов Мухаммедом в 632 г. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане – рамазан.

Этот пост своеобразен: целый день нельзя есть, пить, курить и даже нюхать что-то съестное или приятное на запах. Требуется воздерживаться от всего, что может доставить удовольствие. Эти требования должны выполняться лишь днём. В тёмное время суток пост и запреты прерываются.

В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить от соблюдения поста. Рамадан не обязателен для больных, престарелых, несовершеннолетних, беременных и кормящих грудью женщин. Обязанность поститься не распространяется на тех, кто в пути, и на воинов, участвующих в сражениях. Но те, кто пропустил пост, кроме больных, детей и стариков, обязаны возместить его, когда отпадут уважительные причины: либо заплатить искупление путём раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц.

В пост особенно предосудительно браниться, врать, клеветать. Самый тяжкий грех, наряду с богохульством и порицанием Мухаммеда, оскорбление духовного лица.

Пост, прежде всего, служит укреплению веры в Аллаха и другие религиозные догматы ислама. Каждый день до наступления рассвета, мусульманин должен произнисти особую сакраментальную формулу – нийа. В конце постного дня верующий должен вознести Аллаху слова благодарности.

К культовым предписаниям относят и совершение паломничества в Мекку. Каждый совершеннолетний мусульманин обязан, если он здоров и материально обеспечен, совершить хадж хотя бы один раз в жизни. В Мекку отправляются в начале 12-го месяца лунной хиджры. Священный город ислама можно посетить и в другое время года. Это паломничество называется малым, «умра» и не так почётно, как хадж.

История мусульманского обычая посещения Мекки ведёт свой отсчёт с 631 г., когда Мухаммед побывал в этом городе после девятилетнего пребывания в Медине. Тогда он совершил ритуал поклонения Каабе и другим местным святыням, тем самым, канонизировав прежние языческие обряды, включив их в культ ислама.

Прежде чем вступить на территорию Мекки, паломник должен привести себя в состояние «освящения» - ихрам. Он совершает омовение всего тела ,надевает специальную одежду из белой ткани. Голова остаётся непокрытой. В состоянии ихрама нельзя стричься, бриться, пользоваться благовониями.

Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, закрывается голова, чтобы не было видно волос, открытыми остаются только кисти рук и лицо.

Основное событие хаджа посещение мекканской мечети – аль-Масджид уль-харам, во дворе которой находится чёрный камень-Кааба и священный источник Замзам. Здесь хаджи слушают проповеди ,совершают молитвы, обходят семь раз вокруг Каабы и стремятся поцеловать камень. Затем начинается обряд бега между холмами Сафа и Марва. По преданию, мать Исмаила Хиджар бегала здесь в поисках воды для своего сына.

Затем паломники посещают долины Арафат, где по преданию стоял пророк в последний свой приезд в Мекку. Здесь люди могут отдыхать и поститься. Утром десятого зу-ль-хиджжа паломники идут в долину Мина, и бросают камни в те места, где когда-то стояли языческие идолы. После этого начинается самый большой праздник мусульман – праздник жертвоприношения. После жертвоприношений мусульмане стригут волосы и ногти и закапывают их в землю. Этим ритуальным действием начинается освобождение от состояния ихрама. Затем все возвращаются к мекканской мечети, обходят Каабу, холмы Сафа и Марва. Ихрам снимается, а хадж считается законченным. Многие паломники посещают Медину, чтобы поклониться гробнице Мухаммеда.

В число пяти «столпов» ислама входит традиция сбора средств с богатых членов мусульманской общины. В Коране это называется «очищением» (закят): богач очищается перед Аллахом от греха чрезмерного богатства. В ряде стран закят стал обязательным государственным налогом. Взимают его раз в год в определённые сроки по мусульманскому календарю с каждого вида имущества.

В исламе есть ряд пищевых запретов: на употребление мяса павших животных, заколотых с призванием не Аллаха, свинины. Шариат запрещает пить спиртные напитки.

Ортодоксальный ислам запрещает изображать людей и животных. Запрет связан с борьбой Мухаммеда против идолопоклонничества. Поиск художника был ограничен орнаментом, каллиграфией и миниатюрами в рукописных книгах. Только в 19 в. в Османской империи появилась станковая живопись, но преимущественно пейзажи и натюрморты.

Мусульманский погребальный обряд многое сохранил из доисламских традиций. Тело умершего принято предавать земле в течение 24 часов. Тело обмывают, натирают благовониями и заворачивают в белый саван, завязанный на ногах и у головы. Перед захоронением мулла читает молитву, обычно это 36 сура. Голова покойника при захоронении должна быть повёрнута к Мекке.

Значительную роль в культовой системе ислама играют праздники. Ураза-байрам – праздник окончания поста. Правоверный мусульманин обязан внести представителю духовенства фитр – подношение. Часть этого подношения распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождениями в гости.

Через семьдесят дней после окончания поста отмечается праздник Курбан-байрам – день жертвоприношений. Каждый мусульманин обязан принести в жертву животное, чаще всего овцу. В мечети в этот день совершается особое богослужение, читаются проповеди. В течении трёх дней мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

В исламе многие памятные даты отмечаются ночью. Кроме ночи предопределения – лайлят уль-кадр, торжественно отмечаемой в ночь с 26 на 27 рамадана, празднуется ночь зачатия пророка – с 5 на 6 раджаба, ночь его рождения – с 11 на 12 раби уль-авваля, ночь вознесения на небо – с 26 на 27 раджаба, ночь откровения Мухаммеда его пророческой миссии – с 14 на 15 шабана.

Мирадж – посвящён памяти чудесного ночного путешествия Мухаммеда на быстром как молния коне из Мекки в Иерусалим и встречи с Аллахом. Согласно преданию Аллах принял его и удостоил беседы, но всё это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу пророк застал его ещё тёплым.

Пятница – день отдыха мусульман, в который проводятся большие богослужения в мечети, которая является религиозным центром и социокультурным центром. При мечетях создаются школы – мектебе, в них преподаёт мусульманское духовенство. Священнослужителей, богословов, законоведов готовят в духовных школах – медресе.

Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации. На базе ислама формируется единая общность – умма. Первичной организацией является религиозная община, которую возглавляют имам и мулла. В главных региональных культовых зданиях – соборных мечетях имеется разветвлённый штат служителей культа во главе с муфтием.






Сейчас читают про: