России. 1 страница

Обоснование диагноза

Диагноз

Общий анализ мочи

Анализ мочи по Нечипоренко 8. 02.

В 1 мл норма

Лейкоциты 5000 до 4000

Эритроциты 1500 до 1000

ПОКАЗАТЕЛЬ ДАННЫЕ НОРМА

Физические свойства

Относительная плотность 1018 1020-1026

Цвет соломенный соломенный

Прозрачность полная полная

Химический состав

Реакция слабокислая нейтральная / слабокислая

Белок отсутствует отсутствует, следы

Сахар отсутствует отсутствует, следы

Ацетон отсутствует отсутствует

Уробилиновые тела отсутствуют отсутствуют

Осадок мочи

Эпителиальные клетки 1-3 в поле зрения 0-3 в поле зрения

Лейкоциты 8-10 в поле зрения 0-2 в поле зрения

Эритроциты 3 в поле зрения 1-2 в поле зрения

Слизь незн. кол-во отсутствует

Цилиндры нет нет

Беременность 23-24 недели, угроза прерывания беременности, анемия беременных.

Беременность 23-24 недели - по срокам определения беременности по последней менструации, овуляции и др.

Угроза прерывания беременности - так как были жалобы на боли внизу живота в 2 триместре беременности

Анемия беременных - по данным лабораторного обследования

Лечение

Стол №7

Настой толокнянка (угнетает избыточную сократимость матки) 30,0 х 3 раза в день

Настой пустырник (успокаивающее средство) 30,0 мл х 3 раза в день

Папаверин 2% -2,0 мл х 2 раза в день - спазмолитик

Раствор магнезии - угнетает сократительную активность матки

Сущность феодализма состояла в производстве и присвоении прибавочного продукта в форме феодальной ренты путем внеэкономического принуждения лично или поземельно зависимых крестьян к труду. На сегодняшний день выделяются три основных пути генезиса феодальных отношений: романский, общинный и восточный. Романский (классический) тип характерен для средневековых государств, возникших на территории Западной Римской империи: Италии, Франции, Испании. Появившийся здесь еще во времена господства Рима институт колоната развивается в систему феодальной зависимости. Важнейшим моментом феодальной истории этих стран стало бурное развитие в XI–XII вв. городской промышленности. Развитие промышленности в городах привело к образованию там богатого класса торговцев и к упадку мелких феодалов, затруднявших торговлю разбоями. Город становится местом постоянного торгового обмена с окружающими деревнями, реже – с другими городами. Появляются первые гильдии (нем. guilde – корпорация) –объединения купцов для взаимной защиты в пути и на рынке, для монополизации торговли и устранения взаимной конкуренции путем соглашений относительно мер веса, длины, цен и других условий сбыта. Отсутствие государственной власти, способной обеспечивать соблюдения правовых норм, а также узость рынков ремесленной продукции побудили к созданию ремесленниками первых цеховых сообществ (корпораций), наподобие гильдейских организаций. К XI в. процесс корпоратизации охватил всю Западную Европу. Прообразом средневекового ремесленного цеха были ремесленные объединения в Римской империи, позже – Византии, получавшие императорские привилегии. Цехи представляли собой самостоятельные организации со своей иерархией (мастера, подмастерья, ученики), обладавшие преимущественным правом заниматься исключительно одной определенной профессией, получившие определенные налоговые и юридические привилегии, имевшие право утверждать свои уставы и добиваться их соблюдения. Деятельность цехов регламентировалась (в вопросах определения качества сырья и готовой продукции, объема продукции, времени и порядка работы в мастерской и т.д.) в соответствии с правилами, утвержденными государственной властью. Такой порядок обеспечивал монополию цеха в производстве того или иного продукта и исключал конкуренцию между ремесленниками. До XI в., пока не было прочного рынка и спрос был ничтожен, цехи работали на заказ под надзором потребителя. Следующий, восточный тип генезиса наиболее неоднороден, как во временном разрезе, так и в силу разнообразия национальных черт формировавшихся феодальных отношений. Территориально этот тип генезиса охватывал Восточную Римскую империю (Византию), арабские государства, Средний и Дальний восток. Среди исследователей нет общности в оценке процессов трансформации экономических отношений в этих частях мира. Общее, что характерно для стран восточного типа генезиса феодализма, – это формирование феодальных отношений в ходе трансформации азиатского способа производства. Указанное свойство предопределило неразвитость правового института частной собственности, сохранение сильной центральной власти. Последний, общинный тип генезиса феодализма был распространен среди славяно-германских народов. У этих народов переход к феодальным отношениям протекал в ходе разложения первобытной общины. Пример общинного типа генезиса феодальных отношений представляет Киевская Русь и сменившие ее Владимиро-Суздальское княжество, позже – Московское царство. Образованию Киевской Руси предшествовал период (VI–VIII вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии. Базовым институтом развития феодальных отношений на территории Киевской Руси в IX–X вв. стала такая разновидность феодального землевладения, как вотчина. Специфическая черта вотчины – наследственность владения землей, которая могла отчуждаться, дариться и передаваться по наследству согласно воле собственника. Вотчина образовалась в процессе принудительного присвоения общинных земель (подобно господским аллодам на Западе), княжеских пожалований, иногда покупки участков. Княжеские пожалования вотчинного типа были аналогичны западноевропейским бенефициям. Из-за слабости великокняжеской власти, обилия земель и медлительности процесса феодализации эта форма феодального землевладения получила в средневековой Руси широкое распространение, представляя собой прочную экономическую базу феодальной раздробленности. Каждый вотчинник считал себя самостоятельным, служил князю лишь по договору. Вотчина была и своеобразным типом феодальной системы хозяйства, которое оставалось почти полностью натуральным. Господская запашка была невелика. Барщина еще только зарождалась. Основной формой эксплуатации крестьян был натуральный оброк. Крестьяне пользовались правом на выход, могли переходить от одного вотчинника к другому. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники уже представляли собой особую группу населения. Местом основной локализации ремесла становятся города, численность которых растет с 26 в IX–X вв. до 119 в XII в. Центром города являлся торг, где реализовывалась ремесленная продукция. Вопрос о существовании ремесленных объединений, подобных византийским и западноевропейским цехам, в периоды Владимиро-Суздальской и Московской Руси остается в центре историко-экономических дискуссий. Крупнейший экономический центр Северной Руси Новгород территориально подразделялся на ремесленные концы, где расселялись ремесленники однородных специальностей. Однако ни разработанных внутренних уставов, ни общепризнанных прав по контролю за производством и рынком у них не было. По общему мнению, их функции в основном ограничивались местным самоуправлением. Причины слабости корпоративного начала, видимо, нужно искать в низком напряжении конкуренции: сравнительной редкости ремесла, слабой, в силу расстояний, внешней конкуренции. История внешней торговли Киевской Руси делится на два этапа. Первый период (IX – сер. XI в.) характеризовался усилением роли арабских купцов, укреплением связей с Византией и Хазарией. На экспорт шли меха, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Импортировались дорогие ткани, серебро, олово, свинец, медь, пряности, лекарства, красящие вещества, церковная утварь. Второй этап (сер. XI – XII в.) перенес центр торговли на северо-западное направление: Новгород, Полоцк, Смоленск, что было вызвано нарушением торговых путей на юге. Период развитого феодализма в Киевской Руси характеризовался усилением крупного феодального землевладения и политической роли феодалов. Укрепление феодальных отношений, возникновение новых местных центров привело к феодальной раздробленности. Этот этап развития феодализма характеризовался расширением колонизируемых территорий, ослаблением экономической и политической зависимости местных феодалов от правителей ранних феодальных государств. В это время происходит рост земледелия, промыслового хозяйства, ремесла, торговли, утверждение иерархической структуры землевладения и системы вассальных отношений. Монгольское завоевание Волжской Булгарии (территория современного Татарстана), южных и центральных княжеств Руси в XIII столетии наряду с колоссальным подрывом производительных сил принесло новые элементы хозяйственной организации, порожденные азиатским способом производства. В частности, первая перепись населения, переход на подушное налогообложение состоялись по указаниям хана Батыя и преемников его власти в сформировавшейся на Волге Золотой Орде. Возвышение Московского княжества в XIV–XV вв. сопровождалось развитием поместной системы, формированием сложной иерархии внутри господствующего класса, регулируемой местничеством. Светские и духовные феодалы владели иммунитетными привилегиями (родственны европейским регалиям), объем которых сокращался по мере укрепления государственной централизации. Поместная система возникла в виде раздачи князем, позже великим князем и царем земель в пользование дворянам, при условии несения ими государственной службы. Первые массовые раздачи земель имели место при великом князе московском Иоанне III Васильевиче (вторая половина XV в.). Экономическое значение этого процесса заключалось в освоении новых земель, особенно на юге страны. Социально-политическая роль поместной системы состояла в том, что она служила целям материального обеспечения дворянства – основной социальной силы государства в борьбе с феодальной раздробленностью. С распространением поместной системы связано развитие барщины (форма отработочной ренты) и складывание крепостного права. Поместья дворян, так же как феоды в Западной Европе, были первоначальной формой условного землевладения. Постепенно устанавливается наследование поместий. Соборным уложением 1649 г. был разрешен обмен поместий на вотчины. Поместная система перестала существовать при царе Петре I в результате указа о единонаследии (1714). Он закрепил слияние поместий с вотчинами в единый вид дворянской земельной собственности. Следующий важнейший институт российского феодализма – местничество. Под ним понимается строгое соблюдение установленной иерархии, старшинства и знатности рода. В экономической сфере оно сближается с иерархической формой феодального землевладения. Боярские семейства на Московской Руси были окружены зависимыми людьми, получавшими в ленное управление земли и обязанными за это службой. В сфере государственного управления местничество давало приоритет по занятию должностей более знатным родам. Юридическое оформление феодальных отношений было завершено Соборным Уложением 1649 г., окончательно установившим феодальную зависимость крестьян. В XVII столетии происходит слияние всех областей, земель и княжеств в единое государство. Это вызывалось усилением обмена между территориями, ростом товарного обращения, созданием общероссийского рынка. В этот период городское ремесло в массовых масштабах превращается в мелкотоварное производство. Появились первые мануфактуры, вырос купеческий капитал, заметно усилилось экономическое и политическое значение городов, прежде всего Москвы как столицы государства. Развитие товарно-денежных отношений, вовлечение стран Восточной Европы в мировой рынок способствуют возникновению специфической формы ренты – барщинно-крепостнической. Суть этой ренты заключалась в противоречивом соединении черт отработочной и денежной ренты. Как и при отработочной ренте, прибавочный продукт производился в хозяйстве феодала, но уже не для внутреннего потребления, а прежде всего для продажи. Как и при денежной ренте, прибавочный продукт реализуется на рынке, однако связь с рынком осуществляется не через крестьянское хозяйство, а через хозяйство феодала. Причины укрепления феодализма в Восточной Европе в XVI–XVIII вв. современные исследователи видят в том месте, которое заняли эти территории в международном разделении труда. Растущий экспорт продукции сельского и лесного хозяйства, обусловленный ростом спроса со стороны развивающегося капитализма Западной Европы, давал в руки землевладельцев крупнейший в государстве источник дохода и стимулировал их к усилению эксплуатации крестьянства. Последовавшие в начале XVIII столетия преобразования императора Петра I, обеспечившие России промышленную базу (178 крупных предприятий), объективно способствовали укреплению феодального порядка. Причина этого в том феодальном базисе, на котором были основаны эти предприятия: крепостной рабочей силе, полной зависимости предприятий от заказов феодального государства.

№3Восточные славяне в дофеодальный период.

Киевская Русь — государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. Встает вопрос о том, кто такие восточные славяне? Откуда они появились? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши). В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы: западные, южные и восточные славяне. Вост. славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Черного до Балтийского морей, от течения Днепра, до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов. Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки (примерно 10 домов). Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки». Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей. В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Дажь и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог – бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велее (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Территория, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры. С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. Из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян. С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-угорами, селились вперемежку с ними. С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у вост. славян.

№4 Формирование древнерусского государства Киевская Русь.

Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов — норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военнуюдружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками — людьми — на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси — печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей.

№5Эволюция социального и политического строя Киевской Руси.

Политические особенности

Киевская Русь образовалась вдоль мировых торговых путей: 1. Из Балтики и Черного морей? из варягов в греки;

2. Волжский торговый путь; 3. Из Средиз. Моря в Индию и Китай? шелковый путь. Киевская Русь строилась как большое торговое предприятие, что влияло на образование социально-политических институтов. Избыток земли и торговый характер древнерусской государственности обусловили своеобразие социально-экономических и соци-ально-политических отношений. К. Р. получила сложную экономическую систему, сочетавшую и товарно-денежное, и натуральнохозяйственное начала. В К.Р. феодализм складывается из необходимости военной защиты от посягательств на торговые пути и от набегов от кочевников. Порядок занятия Киевского стола? лествичный? старшинство в роду. В столице? князь (военный предводитель, верховный судья, распределитель дани), на местах? заместитель? боя-рин или наследник. В городе четко разграничены функции между княжеской властью. Князь (монархич. начало, оборона, правосудие, защита православия и церкви? не сливалась с властью), Аристокра-тия (аристократич. начало), Вече (демократич. начало, инструмент самоуправления, престолонаследие, суд, по не-обход. собирают общенар. Вече-парламент)-до XIII в. При князе формируется совещательый орган? Дума. Дружина (политическая и военная опора князя): Боярство (функции законотворчества, вопросы внутреннего управ-ления), Дворянство (военная поддержка). Отношения князь-вече? посредством договора. Отношения княж. власть-территория? 1. Земли сохр. племенную замкнутость. 2. Натур. хоз-во обеспечивало ав-тономность. 3. Община? самоуправляющаяся общ.-полит. структура. 4. Интересы земли и интересы власти не сов-падали. Князь? власть временная. Пост. власть? самоуправл. волость. В городе: главный - военный начальник, тысяцкие, сотские, десятские. Княж. управление на местах. 2 пути: 1. князь присылает сына (дружинника)? монархич. начало,2. Вече? избирают князя. В местной администрации: князь-посадник, который управлял волостелями. Местное управление было организо-вано на началах кормления. Князям-поместникам поручался сбор дани, 1/3 часть оставляли себе. Дружинники в местной администрации: посадники (наместники в крупн. городах), воеводы, тысятские, сотские, данники, тиуны (упр. княж. вотчин) Т.о. К.Р. сформировалась как федерация городов- государств, сохранив сильное демократическое вечевое начало и в местном самоуправлении, имевшем двойную природу? избранным народом и назначенным князем,и в отношени-ях с центральной властью. Социальные особенности Распространенная форма организации производства? феодальная вотчина, владение, передававшееся по наследст-ву. Соц. организация вост. славян в начале IX в. отражает процесс складывания феод. Отношений. В их основе ле-жит собственность феодала на основное средство производства? землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. Основой хозяйственной и социальной организации была соседская община свободных земледельцев с институтом общинной демократии. Община? самостоятельный коллективный экономический институт самоуправления, свя-зующий элемент между ветвями власти. Функции: выплата налогов, осущ. внутренний суд, выплата виры за пре-ступников, актуальный сыск.Членство в общине свободное. Община: сельская, городская, соседская, семейная. Выделяются 2 основных класса: 1). Крестьяне; 2). Феодалы. 1) Все свободное население К.Р. носило название?люди?. Зависимое население: 1. смерды? занимаются с/х (жили в общинах или вотчинах). 2.разорившееся или обедневшее крестьянство? закупы. 3. Рядовичи? зависимые люди, заключившие с князем договор. 4. Рабы? холопы или челядь? разорившиеся соплеменники. 2) Военно-княжеская знать, бояре, дружинники. Привилегированный слой? родовая аристократия и дружина? ис-точник военной демократии. Русская правда.? 1 половина XI в.Связывается с именем Ярослава Мудрого, но многие статьи были приняты после его смерти. Дополнение? конец XI- нач. XII??Правда Ярославичей? Свод законов, сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законода-тельство, дополнил действующее право.?Правда Ярослава? ограничивала кровную месть родственниками. Законы Ярослава разбирали споры между сво-бодными людьми? княжеской дружины. В Р.П. были видны черты социального неравенства, она отражала начавшийся процесс сословного деления. Она регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизн

№6Предпосылки и причины феодальной раздробленности на Руси. Характеристикасоциально-экономического и государственного строя русских княжеств.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в XI в. Начиная с XII в. наблюдается её постоянный упадок. Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси - внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми темпами города. Развивались ремёсла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства. По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые поселения на завоёванных землях. Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеекие выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией Новгород представлял из себя «феодальную республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIIIв., когда на русские земли обрушились орды Батыя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: