Определенную роль в проповедовании христианского учения сыграли Грузия и Армения, которые приняли эту религию в IV в. Здесь христианская культура перекликалась,с богатым античным наследием греко-римской цивилизации. До наших дней сохранились крестообразные храмы и базилики Грузии и Армении. Культура этих народов имела глубокие национальные корни, но многое они заимствовали и у высокоразвитой античной цивилизации. Народы, обитавшие к северу от Главного кавказского хребта, воспринимали христианство как от Византии, так от закавказских Грузии и Армении, с которыми также были тесные экономические и культурные контакты.
В IV—VII вв. крупные племенные объединения сложились у славян, которых византийцы называли склавинами, венетами, антами. Греки и славяне часто контактировали друг с другом. С первых веков нашей эры славяне нападали на окраины Византии, а в период правления Юстиниана (527—565 гт.) «славяне и анты регулярно опустошали империю*. В свою очередь, Константинополь пытался направить действия «варваров» в целенаправленное русло
|
|
История России в вопросах и ответах 11 [)
выгодной для себя политики. Иными словами, по отношению к славянам Византия проводила сбою классическую политику взаимоотношения с воинственными соседями. Поэтому славян и антов стали нанимать на военную службу и даже поручали им важные боевые операции. Кроме этого, славян пытались отвлечь от Византии войнами с соседними племенами. Уже в VI— VIII вв. впервые говорится о восточных походах слапян, которых, возможно, пытались использовать в борьбе с Ираном. Следует отметить, что персидские источники сохранились в компиляционной обработке поздних арабских авторов. Последние сообщали, что славяне были союзниками римлян и отличались своей воинственностью. Что касается воинственности славян и их «дикости», сведения восточных историков и византийских авторов как бы подтверждают друг друга.
К этому же времени относятся первые упоминания о христианских проповедях у славян, однако новая религия у славян не приживалась. В первые века своей истории славяне придерживались традиционных языческих верований, которые были сильны даже в X в., когда христианство стало государственной религией. Славяне использовали свой календарь, придерживались собственных архитектурных и ремесленных традиций. Природно-климатические особенности вносили своеобразие в сельское хозяйство древних славян, хорошо прослеженное Б. А. Рыбаковым. Археологические исследования В. В. Седовым славяно-антских, пражско-корчакской, пеньковской, волынцевской, некоторых групп Черняховской культуры показывают наличие византийских предметов, которые могли попасть к их владельцам в результате военных походов.
|
|
Тесные контакты славян с Византией и постантичным миром Причерноморья, с точки зрения Г. В. Вернадского, способствовали «постепенной западной эмансипации славян», их восприятию культурного античного наследия. В период «великого переселения народов» усиливается социальная дифференциация слапян-антов. До вторжения гуннов и участия славян в их завоевательном походе об общественной организованности славян достоверных сведений нет. Но уже в VI в., по сведениям Иоанна Эфесского и Про-копия Кесарийского, появляются могущественные вожди, например Мсзамир, который «имел огромную власть у антов», или Кий, который, согласно «Повести временных
111 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
лет», «ходил в Царьград», где князь удостоился почестей от императора. Таким образом, «великое переселение народов» ускорило общественное развитие славян, способствовало их опосредованной, постепенной эмансипации античного наследия.
«Великое переселение народов» IV—VII вв. явилось своеобразной чертой, отделяющей античную и средневековую историю, рабовладельческий и феодальный строй. Римская империя была завоевана варварами, которые восприняли античное наследие непосредственно, основав на ее территории свои «варварские королевства». Византин — наследница богатых римских традиций способствовала своей политикой опосредственному восприятию античного наследия народами и племенами Восточной Европы.
В. К. Цсчоев
2.7. Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
«г ____________________________________________________________________
Оценивая место средневековья в истории Западной Ев-попы, следует иметь в виду, что эта эпоха была временем во ишкновения, развития и разложения феодального способа производства — последнего, как принято считать, способа производства, основанного на внеэкономическом принуждении зависимых непосредственных производителей со стороны условных корпоративных собственников средств производства.
Феодальный способ производства предполагал относительно низкий уровень развития производительных сил общества. После резкого падения уровня жизни европейцев вследствие разложения рабовладельческих отношений, варварских вторжений и завоеваний, неурожаев и массовых эпидемий эпохи раннего средневековья (V—Хвв.) целый ряд факторов, в том числе и прогресс в сфере производительных сил, обусловил хозяйственный подъем в начале эпохи классического средневековья (X—XV вв.). В результате так называемой «внутренней колонизации» (X—XV вв.) в хозяйственный оборот были вовлечены практически все
История России в вопросах и ответах
пригодные для обработки земли и природные ресурсы западноевропейского субконтинента. Уже к XI в, развитие производительных сил достигает такого уровня, на котором начинается процесс отделения ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Следствием явилось возникновение средневекового города, который в отличие от античного полиса выступал не столько з качестве государственно-административного, военного или религиозно-культурного центра, сколько в качестве центра производства и обмена.
Средневековый город с присущей ему узкой специали-зированностыо ремесел и торговли, своеобразной цехово-гильдейской корпоративной организацией и даже «товарно-рыночной предназначенностью» был порождением феодального способа производства и его необходимым элементом. Тем не менее существенное разделение труда между сельским и городским населением, углубление специализации внутри сотен городских «профессий», развитие внутренней и международной торговли предопределили заметное повышение уровня развития производительных сил средневекового общества.
|
|
Другим, не менее важным, следствием возникновения и развития города как центра ремесла и торговли было значительное расширение сферы применения товарно-денежных отношений при сохраняющемся в экономике средневековья в целом господстве натурального хозяйства.
Несмотря на то обстоятельство, что втягивание сельскохозяйственного сектора феодальной экономики в товарно-денежные отношения протекало крайне сложно, неравномерно, порождало острейшие социальные конфликты и даже сопровождалось демографическими катастрофами в результате массовых эпидемий, в наиболее передовых регионах Западной и Юго-Западной Европы развитие этого процесса привело уже в ХШ— XIV вв. к замене натуральных видов ренты денежной и началу освобождения крестьянства от личной зависимости.
В XIV—XV вв. в торгово-промышленных центрах Западной Европы получает развитие процесс так называемого «замыкания» цехов и гильдий, В ходе его развития полноправные члены городских корпораций — мастера и купцы — постепенно отходили от непосредственного участи!! в производственных процессах и торговых операциях, ос-
113 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и гоафарство
тавляя за собой, главным образом, лишь организаторскую функцию и все в большей мере обретая статус монопольных собственников средств производства и обмена. Неполноправные члены городских «профессий», напротив, лишались такой перспективы и, превращаясь в «вечных» подмастерьев и учеников, по сути, становились наемными работниками различной квалификации. Следовательно, в результате «замыкания» ремесленных цехов и купеческих гильдий в феодальных по своей природе производственных отношениях средневекового города происходит зарождение элементов эксплуатации относительно свободного наемного труда со стороны условных собственников средств производства.
|
|
Появление краткосрочных крестьянских держаний на условиях выплаты фиксированной денежной ренты и «замыкание» ремесленных цехов и торговых гильдий со всей очевидностью свидетельствуют о том, что потенциальные возможности феодального способа производства достигли своего крайнего предела и дальнейшее прогрессивное развитие общества неизбежно связано с изменением характера собственности на средства производства и обмена: на смену феодальной (а следовательно, неизбежно условной и корпоративной) собственности должна прийти капиталистическая (сугубо индивидуальная, частная) собственность.
Процессы, протекавшие в экономической сфере, находили выражение в острых социальных конфликтах, сотрясавших Европу эпохи средневековья. Завершение феодализации общества породило борьбу основных общественных классов средневековья: крестьян против их феодальных господ, борьбу, которая шла на протяжении всей эпохи, варьируясь от скрытых, пассивных форм сопротивления до активных и массовых выступлений в форме восстаний и войн.
Появление городов, формирование бюргерства как сословия и возникновение органов городского самоуправления сопровождались борьбой горожан с феодальными сеньорами, которая получила наименование «коммунальных революций» XI— XIII вв. В ХШ— XV вв. акцент социальных противоречий перемещается в собственно городскую среду: с одной стороны, бюргерство вступает в борьбу с олигархическим городским патрициатом, с другой, в связи с «замыканием» цехов и гильдий, обостряются противоречия между полноправными членами ремесленных и торго-
История России в вопросах и ответах
вых корпораций и «вечными» подмастерьями и учениками. Пиком социальных конфликтов эпохи принято считать «кризисный» XIV в.
Процессы возникновения и эволюции средневекового государства и его основных структур были обусловлены воздействием сложного комплекса факторов. В ходе так называемого великого переселения народов (III — середина XI вв.) из глубин Евразии в Западную Европу была заложена смешанная в этническом и расовом отношении основа современных народов этого субконтинента. Германские, тюркские, иранские, угро-финские, славянские племена разрушили разлагавшуюся рабовладельческую Западную Римскую империю и расселились на ее территории, вступив в тесное взаимодействие с ее, преимущественно рома-но-кельтс ко -греческим, населением. Поскольку все эти этнические группы и их разнообразные сочетания находились на разных уровнях социально-экономического развития, их синтез представлял собой предельно острый, длительный, сложный и противоречивый процесс.
На базе новых этно-племенных образований, сложившихся в ходе великого переселения народов, завоеваний и перераспределения захваченных земель, в Европе возникают «варварские» раннефеодальные государства (V—IX вв.), сохранявшие существенные пережитки патриархального и рабовладельческого укладов. Сильнейшим из них оказалась держава франков, в период своего наибольшего могущества (первая треть IX в.) включавшая в свой состав большую часть территорий континентальной Западной Европы. В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован папой Римским Львом III в качестве императора. Однако «восстановленная» таким образом Римская империя просуществовала в качестве относительно единого государства
только до 843 г.
В X—XII вв. Европа вступает в эпоху феодальной раздробленности. Становление феодального способа производства, выразившееся в складывании системы феодального землевладения и землепользования, подчинении крестьянства феодальной юрисдикции при высокой степени господства натурального хозяйства и отсутствии сколько-нибудь прочных экономических связей привело к превращению отдельных феодальных сеньорий в «главные фокусные точки» средневековой экономики и социально-политических
115 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
структур. Государственная власть переходит в руки крупнейших поместных господ. Монарх сохраняет верховную власть, но она приобретает чисто номинальный характер: король обладает реальной властью только на землях своего домена и, таким образом, превращается лишь в «первого среди равных* ему представителей феодальной аристократии.
Однако в это же время в западноевропейских странах в связи с возникновением и развитием городов как центров ремесленного производства и обмена начинается процесс формирования локальных и региональных рынков, крепнут и расширяются экономические связи между отдельными.областями. Вместе с тем усиливаются и культурные связи внутри феодально-раздробленных государств. На этой основе укрепляется территориально-языковая общность складывающихся европейских народностей.
В XII—XV вв. в западноевропейских странах идет процесс создания централизованных государств. Возросшее экономическое и социально-политическое значение «свободных сословий» средневекового общества — духовенства, дворянства, бюргерства, а в некоторых странах — и лично свободной части крестьянства, а также та роль, которую они сыграли в усилении королевской власти за счет власти феодальных магнатов, привели к тому, что процесс политической централизации имел своим результатом создание сословно-представительных монархий. Сословно-представительные органы — парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании, — как правило, закрепляли за собой законодательную функцию, важнейшей частью которой было право утверждения общегосударственного налогообложения. В результате постепенно формируется представление о праве налогоплательщиков на участие в законотворческой деятельности государства. Параллельно возникновению органов сословного представительства королевская власть создает общегосударственные органы исполнительной власти и зачатки регулярных вооруженных сил, — возникает строго иерархи-зированный аппарат гражданской и военной бюрократии.
В процессе взаимодействия выборных органов сословного представительства и назначаемых главой государства органов исполнительной власти впервые формируются положения принципа разделения функций различных по своей природе властей, краеугольного камня современной
История России в вопросах и ответах
государственности. Общим итогом развития этнокультурных, экономических и социально-политических процессов явилось возникновение к исходу средневековья в Европе системы государств, близкой современной.
Ценным вкладом европейского средневековья в мировую культуру явилось превращение христианства в хронологических границах этой исторической эпохи из малочисленной и гонимой секты в одну из мировых религий. Христианство наряду с адаптированным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства образовали тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей. К исходу эпохи классического средневековья в европейской культуре, образовании и науке окрепла тенденция светского развития. Вместе с индивидуализацией средств производства и орудий труда, ростом экономического значения индивидуальных трудовых усилий в условиях товарного производства в средневековом менталитете происходит осознание значения отдельной человеческой личности вне зависимости от ее сословной принадлежности. Идея гражданского равенства становится одной из центральных в формирующемся гуманистическом
мировоззрении.
Наконец, на исходе классического средневековья степень товарности европейской экономики достигла такого предела, который породил острейший дефицит средств обмена, — феномен так называемой «жажды золота*. К тому Бремени уровень развития производительных сил и научных знаний, достигнутый Европой, сделал возможным осуществление далеких океанских плаваний. В результате XV в. ознаменовался началом эпохи великих географических открытий. Средневековые европейские держаны оказались способны не только организовать последовательное изучение среды обитания человечества — земного шара, но и обеспечить начало его колониального освоения. В итоге впервые в истории начинает складываться единая глобальная хозяйственная и геополитическая система, а сама история с этого времени начинает приобретать воистину всемирный характер.
Г. Ю. Магаков
117 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
2.8. Каковы причины и особенности
образования древнерусского
государства?__________________
Проблема образования Русского государства была поставлена еще в «Повести временных лет» (XII в.). В летописи содержатся две версии возникновения правящей династии на Руси: славянская (киевская) и варяжская (новгородская). На основании последней, рассказывающей о добровольном призвании новгородцами варяжского князя Рюрика и его братьев, немецкие ученые Г. 3. Байер и Г Ф. Миллер, работавшие в середине XVIII в. в Российской Академии наук, создали норманскую теорию происхождения Русского государства. Согласно этой теории, создателями государства у восточных славян были германцы-варяги, утвердившие на Киевском престоле свою династию. При этом особо подчеркивалось, что сами славяне по причине своего варварства к устройству собственной государственной жизни были не способны.
Против норманской концепции происхождения древнерусского государства выступил М. В. Ломоносов, который утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства, причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с балтийского побережья.
На протяжении всех последующих веков борьба между нормапизмом и антинорманизмом являлась ведущей тенденцией в изучении вопроса о происхождении государства у восточных славян. Причем в России норманизм был признан в качестве официальной версии, и многие ведущие отечественные историки— Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский — в целом принимали концепцию норма-нистов. Однако российские сторонники норманской теории особо подчеркивали идею добровольного призвания народом княжеско-монархической власти. Так, стоявшие на позициях норманизма славянофилы полагали, что именно эта «добровольность призвания» верховной власти народом и предопределила существенную особенность русской истории по сравнению с Западом, где государства возникали в результате завоевания и насилия.
История России а вопросах и ответах
В середине XIX в. в отечественной историографии сложилась «государственная школа», отдельные представители которой, опираясь на учение Гегеля, вообще отрицали наличие государственных отношений на Руси. Понимая под государством «политическое единство народной жизни», юридически регламентирующее межличностные отношения в обществе, они считали, что в Киевской Руси господствовали родовые отношения, которые затем сменились вотчинными (территориальными). Государство же в России, по их мнению, возникло только в XVI в. (С. Соловьев) или даже в XVIII (К. Кавелин).
Первые советские историки — Б. Греков, С. Юшков, М. Тихомиров — причины возникновения древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги-скандинавы, по их мнению, ускорили процессе становления древнерусской государственности. Однако с конца 30-х гг. господствующее положение в отечественной историографии занял воинствующий антинорманизм, который вообще отрицал какую бы то ни было роль варяжского элемента на Руси.
В зарубежной литературе, напротив, долгое время преобладал норманистский взгляд на образование государства у восточных славян. Его, например, придерживался и такой оригинальный исследователь, как Р. Пайпс.
В современной отечественной историографии некоторые историки (Б. Рыбаков, А. Кузьмин) вопрос о возникновении древнерусского государства продолжают рассматривать в русле формационного подхода и начало русской государственности связывают с зарождением феодальной собственности, возникновением классов и классовой борьбы у восточных славян. Однако ряд исследователей обращают внимание на то, что, наоборот, у восточных славян процессу классообразования предшествовало становление государственности, в котором внешний (варяжский) фактор играЛ очень важную роль. Наблюдается также отказ от интерпретации государства только как аппарата насилия одного класса над другим.
Как же происходил процесс образования государства у
восточных славян?
В VI—VII вв. в славянском мире происходит постепенное выделение трех групп — западных, южных и восточных
119 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие — лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Само слово «анты» чаше всего трактуется либо как «союзник» с учетом тюркского его происхождения, либо как «край» в переводе с иранского.
Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основу которой составляли уже социально-экономические связи. Поселки-общины, удаленные друг от друга на десятки километров располагались «гнездами».
Основным занятием восточных славян было земледелие, в лесной части — подсечно-огневое, в лесостепной — «переложное». В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятель-кости восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели также охота, рыболовство, бортничество.
К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например «из варяг в греки».
В VIII в. восточные славяне объединяются в территориальные союзы племен в первую очередь для защиты от внешней угрозы. Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие политико-управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Такими союзами, согласно «Повести временных лет», были на среднем и верхнем Днепре поляне; в бассейне Западной Двины — кривичи; на берегах озера Ильмень и реки Волхов — словене; в Полесье между Припятью и Березиной — дреговичи; в верховьях Оки — вятичи; по Десне, Сейму и Суле — северяне; между Сожем и Ипутью — радимичи; по
История России в вопросах и ответах
Тетереву и Ужу — древляне; на Волыни — дулебы; в Карпатах — хорваты; по Бугу и устью Дуная — уличи и тиверцы.
Политической основой этих союзов являлись институты «военной демократии», среди которых наряду с князем и дружиной большую роль играли вече и совет старейшин. Во времена военных конфликтов создавались народные ополчения.
Дальнейшая интеграция этих союзов постепенно привела к возникновению в середине IX в. нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде), Объединение этих центров и привело к образованию древнерусского государства.
Таким образом, процесс становления государственности восточных славян растянулся на несколько столетий и завершился примерно в середине IX в. Этот процесс был обусловлен в первую очередь естественным стремлением общества к самоорганизации и к упорядочению отношений между людьми. Важную роль играли социально-экономические (рост производительности труда, углубившееся разделение труда, развитие меновой и денежной торговли, возникновение социального неравенства) и военно-политические факторы (необходимость защиты от внешних врагов, потребность во внешнеполитической экспансии). Первоначально основными функциями государственных образований были суд и война и только позднее в связи с обострением социальных противоречий государство берет на себя функцию защиты интересов привилегированного слоя, не утрачивая при этом и функции защиты общенациональных интересов.
Возникновение государства у восточных славян было вызвано в первую очередь внутренними причинами. По сравнению с Западной и Южной Европой, где появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, темпы образования государственно-политического объединения славянских племен были замедленными. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация в свою очередь походов в Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений — все способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративно-
121 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
го устройства Древней Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.
Завершение процесса образования государства у восточных славян связывают с летописным рассказом о призвании варягов. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», описывая еще доваряжкиЙ период, приводит сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве — родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян.
Призвание варягов Нестор описывает следующим образом. Издавна в земли новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варягов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить города. Но вскоре между ними начались усобицы и не стало в их землях правды. И тогда решили они найти себе князя, который устроил бы у них справедливый порядок. Отправили за море послов и обратились к варягам-руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Вызвались три брата-варяга с дружинами. Старший брат, Рюрик, обосновался в Новгороде, средний, Синеус, — на Белоозере, младший, Трувор, — в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, и он сделался единодержавным князем на Севере.
Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника Аскольд и Дир реш или совершить набег на Византию. С небольшим числом воинов они спустились "по Днепру и подошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?» — спросили варяги. «Хазарам», — ответили киевляне. «Платите нам!» — сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласились, и варяги стали управлять племенем полян.
После смерти Рюрика княжить в Новгороде стал его родственник Олег, который задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Захватив с собой малолетнего сына Рюрика Игоря, Олег в 882 г. двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Выманив обманом из города Аскольда и Дира, Олег убил их под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним Игорь, «Рюриков княжиче. Киев понравился Олегу, и
История России в вопросах и ответах
он сделал его столицей, назвав «матерью городов русских». Отсюда Олег покорял другие славянские и неславянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивает исключительную роль в создании сильного государства Олега, который вывел славянские племена из подчинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.