фотоснимков. Миролюбову первоначально не удалось правильно расположить дощечки, прочесть и перевести текст, и он потерял к ним интерес.
Во время ТТ мировой войны Изенбек умер (август 1941 г.), а часть его имущества, включая дощечки, исчезла. В 1953 г., откликаясь на призыв генерала А. А. Куренкова (А. Кура), увлекавшегося ассирологией, сообщить что-либо о таинственных дощечках, Ю. П. Миролюбов стал присылать для публикации в журнале «Жар-Птица» (издаваемом А. А. Куром в Сан-Франциско) тексты некоторых дощечек. Сомнительная транслитерация, многочисленные опечатки и малодоступность журнала не привлекли к публикации внимание ученых, оценивших ее появление как мистификацию.
В 1957—1959 гг. (до своего закрытия) журнал опубликовал уже системно основную часть «Влесовой книги» (до 3/4 ее объема), позднее Н. Скрипник напечатал еще несколько дощечек из архива Миролюбова (посмертно). Данная публикация стала предметом дискуссий и лежит в основе последующих изданий текстов и переводов. Практически все профессиональные историки и филологи признали «Вле-сову книгу» фальсификацией — Д. С. Лихачев, О. В. Творо-гов, Л. П. Жуковская, А. Г. Кузьмин и др. Хотя несколько специалистов осторожно поддержали мысль о ее подлинности и возможности использования в качестве исторического источника — Ю. К. Бегунов, В. Вилинбахов. Среди сторонников подлинности «Влесовой книги» преобладают любители-историки и фольклористы, но они по-разному переводят и интерпретируют ее текст. С. Лесной связывает ее появление с Южной (Прикарпатской) Русью, А. И. Асов, называющий себя воплощением волхва Бусом Кресенем, считает «Влесову книгу» произведением новгородских волхвов.
|
|
Книга посвящена одному из главных языческих славянских богов, Велесу, тесно связанному с культом Перуна. Белее являлся богом богатства, носителем жреческой мудрости и защитником людей. Во вступлении дается харак- тернстика языческого пантеона древних славян, лишь отчасти находящего подтверждение в сохранившихся источниках. Приводимый текст может быть интерпретирован как свидетельство бытования у древних славян веры в единого Бога, выступающего в качестве дохристианской Троицы: триединства Сварога (Бога-отца), Перуна (Сына) и Свято-
4. Зэк «О
История России в вопросах и ответах
Раздел 2. Киевская Р//сь — цивилизация и государство
вита (Святого Духа). «Блесова книга» рассматривается в качестве священной книги, своего рода «Русских вед», и носит подчеркнуто антихристианский характер.
«Власова книга» предлагает версию происхождения «ру-сищей» (русов-славян, хотя в оригинале «славяне» не упоминаются), связывая их прародину с Семиречьем, которое по-разному локализуется переводчиками и комментаторами (чаше всего в Средней Азии). В качестве прародителей русов называются киммерийцы и скифы. Родоначальником русов назван Богумир (имя, отсутствующее в древнеславянских языках и практически невероятное в приведенном написании), который переселился в южнорусские степи. От дочерей и сыновей Богумира пошли славянские племена: от Скревы — кривичи, от Древы — древляне, от Полевы — поляне, от Сева — северяне, от Руса — русы. Приводятся также легенды о Кие, об основании Киева и Новгорода и др.
|
|
Во «Влесовой книге» говорится также о борьбе русов с эллинами, римлянами, готами, гуннами, обрами, взаимоотношениях с Хазарским каганатом и появлении варягов. «Влесова книга» завершается временем Аскольда и Дира, попытками греков распространить среди русов христианство.
Существующие версии переводов очень противоречиво рисуют мифологию, верования и этногенеалогические представления русов, не соответствующие мифологическому сознанию представления о времени, содержат неясные и малоинформативные места, хронологические смещения и т. п. Кроме того, ряд сюжетов «Влесовой книги» явно опирается на представления 40—50-х гг. XX в., отвергнутые современной наукой.
На все это указывают критики «Влесовой книги». Они также обращают внимание на темные, практически непроверяемые, стороны версии о находке и публикации текстов. Так Ю. П. Миролюбов до 1952 г. ни в одной из своих публикаций не обмолвился о существовании дощечек. Единственная публикация фотографии 16-й дощечки, как было доказано Л. П. Жуковской, является на самом деле прописью на бумаге. Содержание «Влесовой книги» противоречит современным данным лингвистики, археологии, хронологии и расходится с данными «Повести временных лет» и всех других источников.
В то же время не ясны мотивы фальсификации столь обширного источника, время его изготовления. Поэтому сторонники подлинности «Влесовой книги» не прекращают поисков аргументов и доказательств в поддержку своей позиции, периодически предлагают новые варианты перевода и интерпретации текста.
Отчасти внимание к «Влесовой книге» подогревается стремлением, проявляющимся у многих народов, к романтизации и «удревлению» своей истории. Увлечение неоязычеством также усиливает интерес к «Влесовой книге*. При этом одни авторы черпают в ней дополнительные аргументы для критики норманской теории, освобождения истории славян от влияния варягов, другие, напротив, видят в ней подтверждение германо-арийского происхождения русских и необходимость преодоления «славянщины».
В. Ф. Патракова
2. 5. Каковы особенности развития традиционного общества Древней Руси?
Вопрос об особенностях развития традиционного общества Древней Руси является одним из наиболее дискуссионных в исторической науке. По мнению С. М. Соловьева, в Древней Руси господствовал родовой строй. М. Ф. Владимирский-Буданов, В. И. Сергеевич господствующими считали рабовладельческие отношения. В. О. Ключевский считал, что хотя рабство и играло большую роль в жизни древнерусского общества, но социально-экономические отношения в кем определялись прежде всего высоким уровнем развития городов и торговли.
В начале XX в. Н. П. Павлов-СильванскиЙ высказал мысль о принципиальном сходстве исторических путей Древней Руси и средневековых стран Западной Европы. Это сходство он видел в существовании феодальных отношений как отношений сюзеренитета-вассалитета в условиях раздробленности политической власти.
В советской историографии 30-х гг., благодаря в первую очередь трудам Б. Д. Грекова, утвердилась концепция о земледелии как главном занятии восточных славян и господ-4*
|
|
История России в вопросах и ответах
стве у них, начиная с IX в., феодальных отношений, основу которых составляло вотчинное хозяйство. В 60-х гг. Л. В. Черепнин показал, что феодальные отношения Древней Руси зарождались на основе не вотчинной, а государственной собственности на землю. В этом проявлялась особенность исторического развития Руси по сравнению со средневековыми странами Запада, где феодализм возник в результате появления частной собственности на землю.
В 70-х гг. И. Я. Фроянов предпринял попытку доказать, что феодализм на Руси возник не ранее XIII в., а до этого существовал родоплеменной строй.
В 80-х гг. В. И. Горемыкина высказала мнение о наличии в эпоху раннего средневековья по всей Европе рабовладельческого строя. На Руси рабовладение просуществовало вплоть до народных восстаний конца XI — начала XII в., в результате которых на смену рабовладельческим отношениям пришли феодальные.
Споры среди историков вызывает и вопрос о специфике политического строя Древней Руси. Вопрос о характере политического строя в Древней Руси был поставлен еще в XVIII в. В. Н. Татищев, а затем Н. М. Карамзин отмечали наличие на Руси сильной монархической власти. По мнению С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, единовластия на Руси не было, поскольку великокняжеская власть принадлежала всему роду князей. В. И. Сергеевич полагал, что княжеская власть на Руси была ограничена вечевыми собраниями, а престолонаследие регулировалось не кровнородственным принципом, который часто нарушался, а межкняжескими договорами. С точки зрения А. Е. Преснякова, вопросы престолонаследия регулировались нормами семейного права.
Советские историки при характеристике политического строя Древней Руси исходили из его классовой природы, связывая его возникновение с развитием феодализма. Они определяли этот строй как раннефеодальную монархию, важнейшим признаком которой, как считал еще в 30-х гг. Б. Д. Греков, было единозластие: великий князь правил, лишь совещаясь со знатью (старшей дружиной).
|
|
По-разному оценивались в советский период роль и характер вечеЕЫх собраний в политическом строе Древней Руси. Б. Д. Греков полагал, что долгое время их роль была незначительной и только начиная со второй половины
101 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государства
XI в., когда наметился переход к феодальной раздробленности, она резко возросла. По мнению С. В. Юшкова, вечевые собрания хотя и развились из племенных сходок, но постепенно утратили свой демократический характер и в Древней Руси отражали интересы главным образом верхов городского населения.
И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко и Ю. В. Кривоше-ев, напротив, отмечают большую политическую роль веча на Руси, которая, по их мнению, была не меньшей, чем роль княжеской власти, вплоть до XIII в. Древняя Русь, по их представлениям, являлась федерацией городов-государств во главе с номинальным сувереном — великим киевским князем.
Традиционное древнерусское общество, основу которого составлял эволюционный тип социального развития, было многоукладным. С одной стороны, Русь называли «Гардарикой» — страной городов, в которых большое развитие получило ремесленное производство и торговля. С другой стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огнеоое земледелие.
Городские поселения у восточных, славян появляются еще в догосударственный период. Они зарождались на родо-племен ной основе вследствие территориального слиянии нескольких соседних общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (еече); жрецы, а позже православное духовенство исполняли культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.
В связи с образованием древнерусского государства родо-плшенные связи в X—XI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельским хозяйством.
Отдельные города располагали собственными войсками, приглашали на службу князей, имели посольские связи с другими странами и, по существу, являлись городами-государствами. Наиболее крупные города являлись резиденциями княжеской власти. В Киеве находился великокняжеский престол.
История России в вопросах и ответах
ВIX — начале ХП в, во главе древнерусского государства стоял великий князь киевский. В его облике постепенно утрачивались черты военного вождя, князь становился светским правителем, принимая актирное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда,
организации торговли.
Князь правил вместе с дружиной, большую роль в которой играли наемники, вначале варяги, а затем, в киевский период — «степняки» (представители соседних тюркских племен). Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.
В период расцвета Древней Руси (конец X — первая половина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии и по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старейшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными междоусобными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI в. для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей. На местах функции управления еще долго выполняла племенная знать (князья «светлые и великие*, «княжье», «старцы градские*), но «под рукою» великого князя. Находясь в Киеве, князь назначал в местные центры своих посадников, которые следили за сохранением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и
103 Раздел 2. КиевспвЯ Русь — цивилизация и государство
его дружины. В XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани — «данщики» и такие должностные лица, как «мытники*, взимающие торговую пошлину; «вирники» — денежный штраф за убийство свободного человека; «пятен-щики», бравшие пошлину за продажу лошадей.
В древнерусском государстве не было еще четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое во многом еще опирались князья в практике управления и судопроизводства.
В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон: каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показаний свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах — поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» — штраф за убийство свободного человека, «продажу» — штраф за другие виды преступлений).
В древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что они находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, что свидетельствовало о наличии элементов народного самоуправления в Древней Руси. Довольно часто вече избирало князей, так, из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены народным собранием.
По мере укрепления княжеской власти и роста его административно-управленческого аппарата заметно снижается роль веча в политической жизни Древней Руси. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собра-
История России в вопросах и ответах
ниями князей. За вечем сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялось в Вятке, Пскове и Новгороде.
По мере укрепления государственности в Киевской Руси формируется аревнсрусское законодательство. Древнейшим известным сводом заколов является «Русская Правда», составленная при великом киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.). В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая затем дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113—1125 гг.)- «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в древнерусском государстве.
После образования древнерусского государства великий князь на основе принципа редистрибуции («власть рождает собственность») становится номинально и верховным собственником всей Русской земли. Таким образом, можно говорить о возникновении на Руси государственной собственности на землю, на основе которой в древнерусском обществе стали зарождаться феодальные отношения. В этом состояла одна из особенностей развития феодализма на Руси по сравнению с Западной Европой, где основой феодальных отношений являлась частная собственность на
землю.
Феодальными называются отношения между владельцами земли и крестьянами, которые пользуются этой землей, ведя на ней свое хозяйство. За пользование землей крестьяне выполняли феодальные повинности, отрабатывая, например, определенное время в хозяйстве феодала (собственника земли), а также выплачивая ему оброк продуктами своей сельскохозяйственной деятельности или деньгами. Присвоение феодалом этих повинностей получило название феодальной ренты.
В Западной Европе, где феодализм развивался на основе частного землевладения, первоначальной была отработочная форма ренты. Поскольку у древнерусских князей как владельцев земли не было своего хозяйства, то на Руси
105 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
вначале появилась натурально-денежная рента, возникшая на основе дани как военной контрибуции с подвластного населения.
При феодализме владельцы земли могли передавать ее в условное держание другим лицам, как правило, служилого звания, которые за службу получали с крестьян феодальную ренту. На этой основе складывались отношения сюзеренитета-вассалитета, которые в странах Западной Европы носили юридически-договорный характер. Поскольку на Руси примерно до середины XI в. отсутствовало частное землевладение, а князья и дружинники не имели собственного хозяйства, то князья передавали отдельным служилым людям право сбора дани с подвластного населения, т. е. как бы делились с ними частью феодальной ренты. Частное землевладение в Древней Руси появляется только во второй половине XI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводятся собственным хозяйством, с другой, — местная племенная знать превращает часть общинных земель в свою собственность. Феодальным собственником становится и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина. Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи слу- жилым людям права сбора дани вводится практика «кормлений», передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.
Крестьянское население Древней Руси жило общинами, основную часть которых составляли лично свободные общинники-— «люди». Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, которая заключалась в выплате дани на нужды князя и его дружины, содержании государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем
История России в вопросах и ответах
подвластной территории). Постепенно на смену «полюдью» пришел «повоз» (доставка дани в административные центры — «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.
По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимых, но юридически свободных общинников называли смердами.
Во второй половине XI в. появляются *закупы», крестьяне, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчини-ку с процентами. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен, например, возможности свободного передвижения. Если же «закуп» пытался бежать от езоего господина, то его превращали в холопа (раба), хотя по мере возврата долга чзакуп» мог вернуть себе юридически свободное состояние.
При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей». Так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Однако рабство на Руси, хотя и широко было распространено, но носило в целом патриархальный характер. Более того, в отличие от античных, рабы на Руси были защищены законом (например, наказывалось убийство раба, предоставлялась возможность использовать раба в качестве свидетеля в суде).
«Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.
С образованием древнерусского государства и принятием христианства происходит трансформация ментальности восточных славян, в которой постепенно утверждаются православные представления о природе и целях государственной власти как власти верховной, направленной не только на защиту страны от внешних врагов, но и поддержание порядка и согласия в обществе. В этом, например, усматривали летописцы высший долг великокняжеской
107 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
династии на Руси, осуждая «окаянных* князей за междоусобные распри.
А. В. Лубскш
2.6. Что представляло собой античное наследие в эпоху великого переселения народов?
Эпоха «великого переселения народов» охватывает IV— VII вв. В начале этого периода произошло кратковременное восстановление единства Великой Римской империи, политический и экономический центр которой переместился в Константинополь, в 330 г. ставший государственной столицей. В 476 г. последний император Западной Римской империи был низвергнут, а императорские регалии отосланы в Константинополь. Восточная часть империи — Византия стала единственной легитимной преемницей римской государственности. В VI в. при императоре Юстиниане Восточная Римская империя стала крупнейшим европейским государством с развитыми экономическими отношениями и своеобразной культурой, основанной на античных Традициях. По свидетельствам очевидцев, Константипо- поль был «красивейшим городом света», роскошь и масштабы которого поражали воображение и контрастировали с развалинами и запустением Рима. В понимании ромеев и их соседей Византия находилась в центре мира, значит, объективно притягивала к себе окружавшие народы и оказывала на них влияние.
В лесных просторах Восточноевропейской равнины активно расселялись славяне, у них формировались крупные племенные объединения. Южнее славянской ойкумены находились лесостепные и степные долины Волги, Дона и Северного Кавказа, заселенные кочевниками иранского, тюркского, монгольского происхождения. Как оседлые склавины, венеты, анты, так и степняки-гунны, авары, болгары, утигуры, куртигуры и аланы представляли для Византии реальную угрозу. Кочевники Евразийских степей и часть славян были покорены гуннами и в составе их орды направились на Запад — к богатствам Рима. В свою очередь, Византия-стремилась отвести от себя внешнюю угрозу, для
История России в вопросах и ответах
чего предприняла внешнеполитические действия — поощряла распри среди восточных «варваров». Более того, Северный Кавказ был в сфере «жизненных интересов» Византии, здесь ее влияние соприкасалось с соперничающим сасанидским Ираном. Следовательно, конкурирующие державы старались вовлечь находящиеся между ними народы в русло своей политики, экономики и культуры.
В VI в. интенсивность натиска кочевников ослабевает и оживает торговля по «великому шелковому пути». Щелк был очень выгодным товаром, поэтому иранские власти старались монополизировать торговлю. Иран стремился установить контакты с северными народами водным путем вверх по Волге и Дону и окончательно отрезать западного конкурента от китайского и среднеазиатского шелка. Византия стремилась перехватить инициативу. Крупнейшим среднеазиатским производителем шелка была Согдиана, чьи экспортные интересы совпадали с византийскими. Вскоре согдийские купцы освоили северный маршрут «великого шелкового пути», который шел через северный При-каспий на Запад через Волгу и Дон на Кавказ и в Византию. Большинство шелковых тканей в экспорте и импорте были среднеазиатского производства, некоторая часть производилась даже в Византии. Кроме того, на Кавказ из империи попадали предметы роскоши и традиционный экспорт ремесленных изделий и продуктов. Византию интересовали продукты сельскохозяйственного импорта и рабы. Многие товары являлись предметом регионального, межплеменного обмена. Как видно, развивались транзитная торговля шелком, межрегиональные экономические контакты и региональная торговля. В любом случае, Константинополь получил возможность активного проникновения в евразийские степи, а византийская «культурная экспансия» имеет четкие экономические причины. Итогом социально-экономического развития евразийских степных народов был их переход «от кочевий к городам» и образование государств у
болгар, алан, хазар.
Влияние Византии в регионе ее «торговых интересов» устанавливалось одновременно с распространением христианства. Византия проповедовала христианство через северное Причерноморье. Вожди савиров, адыгов, алан принимали христианство и становились в понимании ромеев союзниками-единоверцами с провизантийской политической ори-
109 Раздел 2. Киевская Русь ~ цивилизация и государс тво
ентацией. Вслед за этим, в VI—VII вв., Константинополь установил на берегах Керченского пролива свой суверенитет и «Боспор стал жить под римской властью в мире и согласии». В V—VII вв. в этой части Причерноморья возводятся монументальные строения культового или административного назначения, тем же временем датируются первые христианские захоронения, например, на Таманском полуострове. Предметы с христианской символикой имели более широкое распространение, по в центральных районах Кавказа христианство не закрепилось. В Ново-Михайловском родоплеменном центре адыгов и в других местах появляются базилики греко-коринфского типа. В произведениях, приписываемых Андрею Первозванному, у Прокопия Ке-сарийского, у других авторов раннехристианского времени можно прочитать, что народы, заселявшие причерноморские земли, «с благоговением соблюдают христианский закон». В Фанагонки и на Тамани появились первые христианские епархии, которые на Константинопольском соборе 519 г. представлял епископ Иоанн. Согласно христианской историографической традиции свои епархии появились в других местах «Скифии» для готов, алан, адыгов и других племен.