История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская ревслюиря.'..
переустройстве общества. О Горбачеве справедливее сказать как о не состоявшемся реформаторе. Стремясь к обновлению и модернизации общества, он преуспел в разрушении существовавшей модели общественного устройства, содействуя слому социальной и государственной системы.
П. Я. Циткияов
7.23. Почему распался СССР?
Вопрос о причинах, приведших к распаду СССР, является одним из самых острых и политизированных. Позиции исследователей этой проблемы определяются их политическими симпатиями и антипатиями либерально-космополитического, национально-патриотического и коммунистического характера. Поэтому прежде чем описывать процесс распада великой державы, необходимо вспомнить, что в каждой более или менее крупной стране с многонациональным населением существуют национальные проблемы, которые становятся источником двух тенденций — центростремительной и центробежной. Первая тенденция приводит к образованию унитарного государства, вторая создает угрозу его территориальной целостности. В каком направлении пойдет политический процесс — как в Чехословакии или Югославии в сторону распада федерации или как в объединившейся Германии или в Китае, вернувшем себе Гонконг и работающим над возвращением Тайваня, — зависит от комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих содержание политического процесса.
|
|
В Западной Европе активно идет процесс интеграции в экономике, в военной сфере и даже в политике. Аналогичный процесс идет в Северной Америке между США и Канадой. Закономерность интеграции полностью вписывается в процесс становления мировой цивилизации в ходе информационной научно-технической революции. В свете этого обстоятельства распад второй сверхдержавы мира на 13 суверенных государств, из которых только Россия и Украина способны функционировать действительно самостоятельно, выглядит анахронизмом. Это понимают все политические лидеры без исключения, хотя и расходятся в определении путей выхода из геополитического кризиса.
Когда в 60—70-х гг. советская субцивилизация находилась на относительном подъеме и социально-экономическая ситуация выглядела более или менее стабильной, в национальной жизни доминировали центростремительные тенденции. Население СССР воспринимало себя в основном как «советский народ», имеющий свою Большую Родину — Советский Союз.
Специфика этой национально-государственной идеи заключалась в том, что советский человек в условиях государственного патернализма вручал, причем искренне, добровольно свою судьбу советскому государству и перекладывал на него всю ответственность за происходящее. Большую роль в легитимации сыграла ассоциация власти с интернациональными символами, но в рамках традиционной российской великой государственности, в гимне Союза говорилось — «навеки сплотила великая Русь». И хотя нигде не говорилось, что СССР — это именно Великая Россия, но вся система была устроена именно таким образом, не случайно отсутствовала компартия России, РСФСР не имела многих атрибутов национальных республик. В национальных республиках шла скрытая, хотя и объективно обусловленная русификация населения, однако официально подчеркивалось именно развитие советской интернациональной социальной общности людей. Это было связано с выдвижением хилиастических, по существу мессианских идей о том, что первому в мире социалистическому государству (СССР-России) предначертано выполнить всемирно-историческую миссию— привести человечество к светлому коммунистическому будущему, при этом власть определяла критерии успешного продвижения к цели, так как располагала мощным символическим капиталом — информационно-пропагандистским потенциалом и длительное время обеспечивала морально-политическое единство нации. Однако с течением времени познавательный потенциал марксистской теории был заблокирован догматизмом и волюнтаризмом загнивавшей элиты, это привело к кризису национально-государственной идеи, которая и без того была сложной, противоречивой.
|
|
В то же время в рамках советской интернациональной общности накапливались нерешенные проблемы межнационального общения, которые создавали почву для развития националистических тенденций. Ряд проблем имел
История России в вопросах и ответах
48Э
Раздел 7. Великая российская революция...
исторические предпосылки (выселение народов Северного Кавказа в 1944 г., ликвидация независимости Прибалтийских республик в 1940 г.). Бывшие национальные окраины за годы советской власти превратились в развитые социально-экономические регионы и стали центрами национальной государственности. Появившиеся национальные элиты искали пути к повышению уровня суверенитета своих республик или автономных областей. Просчеты правящей коммунистической элиты в национальной политике способствовали появлению новых трещин в межнациональных отношениях. В решениях партсъездов правильно указывались задачи в преодолении националистических тенденций, однако в реальной жизни они плохо реализовывались. В условиях нарастания всеобщего дефицита и снижения темпов прироста национального (союзного) дохода возникла иллюзия, что каждая республика самодостаточна и может решить эти проблемы самостоятельно.
В 1985 г. был взят курс на «ускорение», затем демократизацию, гласность и перестройку всего общества. В условиях противоречивой экономический реформы, вызвавшей обострение дефицита и ослабление центральной политической власти, межреспубликанские противоречия резко усилились.
Первый шаг к распаду СССР был сделан в 1989 г., когда был принят закон об экономической самостоятельности Прибалтийских республик, который носил явно политический характер. Появился прецедент выбивания особых прав для республик. В ноябре 1990 г. Горбачев направил проект нового Союзного договора всем верховным советам союзных и автономных республик. С этого времени союзные структуры оказались связанными этими положениями, которые предполагали создание новой государственности. Можно считать ошибкой союзного руководства формирование нового органа союзной власти — Съезда народных депутатов по смешанному принципу — часть депутатов избиралось по территориальным округам, а другая часть путем делегирования от партий и общественных организаций. В обществе сложилось впечатление, что вторая часть депутатов является неполноценной, так как представляет руководящий аппарат организаций. Предполагалось, что съезд будет выполнять учредительно-одобряющие функции партийных съездов, в то время как общество требовало в
|
|
новых условиях законных и справедливых правил политической игры. Слишком многочисленный и малопро-фессиональиый съезд стал митинговым органом и зачастую принимал решения в русле настроений, формирующихся средствами массовой информации.
II съезд народных депутатов СССР заслушал доклад комиссии под руководством А. Н. Яковлева о пакте Моло-това—Риббентропа от 1939 г., чем объективно простимули ровал процесс отделения Прибалтийских республик. После этого во всех республиках, за исключением Белоруссии, были организованы мощные националистические выступления, сопровождавшиеся инцидентами с участием армии и боевиков. Межнациональные конфликты выходили из под контроля союзного центра и де-факто разрушили СССР.
Союзное руководство во главе с М. С. Горбачевым проявляло то нерешительность, то авантюризм. В апреле 1991 г. был подготовлен противоречащий итогам референдума 17 марта 1990 г. «новоогаревский» проект союзного договора, являвшийся замаскированным конфедеративным договором, разрушавшим союз де-факто.
Демократические силы в России во главе с Б. Н. Ельциным, не понимая степени возникшей опасности для федеративного союзного государства, поддержали в инте ресах сосредоточения власти в рамках российской государственности антисоюзный сепаратизм национальных элит. Сначала они призвали проголосовать на всесоюзном референдуме против функционирования СССР как союзного государства. Лидеры демократов: Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Бурбулис, Г. Старовойтова, В. Новодворская, Е. Боннэр — призывали общество перейти «от стадии гниения прежней империи к стадии цивилизованного демонтажа». Академик Сахаров предлагал превратить СССР в союз 130 этнонаций. Гавриил Попов опубликовал книгу «Что делать», в которой изложил план создания конгломерата из 40—50 государств.
|
|
Хотя народы СССР, за исключением Прибалтики, не поддержали на референдуме этот призыв и проголосовали на референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР, президент РСФСР Ельцин продолжал политику ускорения развала СССР и осуществил ее полностью в рамках демократических реформ: запрета стержня СССР— КПСС прекращения пропаганды идей интернационализма, подготовки Беловежских соглашений в декабре 1991 г. В либе
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
ральной прессе появились проекты превращения России в конфедерацию нескольких десятков самоуправляемых республик: Московии, Сибири, Дальнего Востока, Уральской республики и т. д.
Одной из причин развала СССР является внедрение в российскую почву идеологии западного либерализма. В условиях стихийной демократии борьба радикально-либеральных сил и радикально-коммунистических сил привела к усилению национализма всех мастей и к развалу союзной государственности. Несмотря на различия во взглядах, все политические силы исходили из ложной посылки отождествления коммунизма (коммунистической колониальной сталинской империи) и союзного Российского государства. Элемент данной идеологемы в СССР безусловно присутствовал, но главное заключалась в том, что СССР объективно был геополитическим преемником Великой Российской Империи — уникального исторически и естественно возникшего мегасоциума на евразийском пространстве. Правящая в конце 80-х гг. коммунистическая элита во главе с группой Горбачева—Яковлева, развращенная бесконтрольностью, привилегиями, допустившая в ряде случаев откровенное предательство, объективно выполнила роль разрушителя союзного социалистического государства. По мнению А. Зиновьева, за всю писаную историю России не было такого случая, чтобы правители страны добровольно сдали правящие позиции и разрушили государство в угоду потенциальным противникам.
Наряду с Горбачевым персональную ответственность за распад Союза несет Б. Н. Ельцин. Его избрание на пост Председателя Верховного Совета РСФСР и принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете стали началом формального движения к независимости от союзного центра. Дело в том, что закон о суверенитете изначально содержал положения, противоречащие Конституции СССР. Республиканский съезд депутатов подготовил проект новой Конституции России, в котором не было ни одного упоминания союза республик. Окружение Ельцина подготовило межреспубликанские двусторонние договоры, которые игнорировали реальность вхождения республик в Союз. В этих договорах стороны объявляли себя субъектами международного права и заявляли о развитии европейского рынка, а не союзного. Эти договоры стали правовым
основанием для работы по дезинтеграции Союза и созданию СНГ. Одновременно в средствах массовой информации насаждалась идея о противостоянии консервативного коммунистически- тоталитарно го союзного центра и демократических республик. Свою лепту внесла экономическая война между союзными и республиканскими структурами, в первую очередь между центром и Россией. Начиная с принятия летом 1990 г. актов о защите экономического суверенитета РСФСР российское руководство проводило политику, которую в прессе называли «войной» налогов, бюджетов и т.д. Началась волна экономических реформ, которые привели к полной бестолковщине в экономике, что резко усилило дефицит. Субъекты Союза выдвинули идею о «республиках-труженицах» и «республиках-тунеядцах», концепцию грабежа их Россией.
Разведка и контрразведка постоянно предупреждали руководство СССР о нарастании антисоветской деятельности как за рубежом, так и внутри страны, однако Горбачев игнорировал все аналитические записки КГБ. Когда Крючков выступил на заседании Верховного Совета с сообщениями о планах Запада по развалу СССР с использованием агентуры влияния, он выразил крайнее недовольство. Горбачев и его соратники в своих мемуарах пишут о неожиданности последовавших событий, в то время как они все получили необходимую информацию об их подготовке. В сентябре 1991 г. съезд принял решение о сосредоточении власти в руках Верховного Совета СССР, но не того, который формировал он сам, а нового, который должны были сформировать республики. Президент СССР Горбачев лишился базы для руководящей деятельности в СССР. Предполагаемые межреспубликанские комитеты и советы не были федеральными органами и полностью зависели от позиций республиканских лидеров. В то же время Президент СССР обладал конституционными полномочиями предотвратить распад вверенного ему государства. Как верховный главнокомандующий он мог использовать вооруженные силы для ликвидации угрозы государственности. Однако он ничего не сделал ни в августе 1991 г., ни г решающий момент подписания Беловежских соглашений, которые юридически перечеркивали целый ряд действовавших конституционных актов.
История России в вопросах и ответах
Следует отметить такой недостаточно раскрываемый в питературе факт, как участие США в ликвидации СССР. Еще в разгар политического кризиса Г. Попов дал послу США Мэтлоку информацию о готовящихся в СССР радикальных мерах по спасению Союза. В это время, действительно, руководители силовых министерств в соответствии с законом о правовом режиме чрезвычайного положения начали разрабатывать план мероприятий по его введению. В этом приняла участие Генеральная прокуратура. М. С. Горбачев выжидал и на время покинул Кремль, выехав в самый ответственный момент в Крым. Американские власти приняли решение переориентироваться на нового лидера, который мог бы покончить с КПСС. Бывший президент США Дж. Буш признал на съезде республиканской партии в августе 1992 г., что крушение СССР произошло «благодаря дальновидному и решительному руководству президентов от обеих партий».
Августовские события стали огромной победой не только российских демократов, но и США, однако американские спецслужбы выразили неудовлетворение, что им не удалось сразу осуществить вариант по восточноевропейскому типу. В частности, не удалось нейтрализовать республиканские партийные органы, выстояли областные и районные звенья КПСС, была недостаточно деморализована армия, КГБ вообще сохранил свои архивы и здания. Резидент ЦРУ США сообщал, что необходима действенная по-мощь либеральным силам в СССР для окончательного достижения поставленных целей — ликвидации СССР и КПСС. Это не означает, что ЦРУ руководило данным процессом, но, несомненно, принимало в нем известное участие.
Таким образом, крушение СССР было вызвано сложным комплексом объективных и субъективным причин, причем сочетание их было особенно неблагоприятным. В истории страны были периоды, например в начальный период Великой Отечественной войны, когда крайне неблагоприятные внешние обстоятельства могли привести к краху союзного государств, но политическая воля руководства страны предотвратила такую возможность. Были периоды, когда бездарное политическое руководство в критических условиях едва не приводило к краху российской государственности («Смута» XVI в. и революции 1917 г.). То, что произошло в 1991 г., можно определить как невероятно неблагоприятное
Раздел 7. Великая российская революция...
сочетание негативных объективных социально-экономических условий и субъективного фактора — в первую очередь неэффективного руководства Горбачева и разрушительных действий Ельцина.
В настоящее время вновь создано объединение: Союз Независимых Государств (СНГ). В нем проявляются две противоположные тенденции — интеграция (России, Белоруссии, Казахстана Таджикистана и Кыргызстана) и реинтеграция — переход остальных государств на более независимые позиции. Вторая тенденция активно стимулируется США, не желающими возрождения второй сверхдержавы мира. Перспективы образования новой союзно-федератив-ной государственности в настоящее время туманны, несмотря на свою актуальность и объективную необходимость.
С. Л. Кислицын
7.2&. Существовала ли советская цивилизация?
Цивилизационный подход к изучению отечественной истории подвел исследователей к проблеме цивилизацион-ной характеристики советского периода развития России, отличающегося ярко выраженной спецификой. При этом в историографии прослеживаются две противоположные тенденции. Первая носит апологетический характер и настаивает на существовании в недалеком прошлом почти идеального общества, прообраза будущего человечества, основанного на принципах полного равенства и свободы граждан. Другая точка зрения носит разоблачительный характер и объясняет социалистический эксперимент «тупиком цивилизации», «империей зла», куда русский народ был загнан кучкой марксистских идеологов вопреки объективному ходу истории. И. Н. Ионов в учебнике «Российская цивилизация. IX — начало XX в.», изданной в рамках программы Сороса «Культурная инициатива», считает, что хотя Россия выступила как инициатор создания новой мировой социалистической цивилизации, «на деле это было проявлением цивилизационного кризиса, первой волной периферийной фундаменталистской реакции Востока на вызов Запада».
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
В противовес такой точке зрения известный писатель-эмигрант А. Д. Синявский в своей книге «Основы советской цивилизации» подчеркивал, что эта цивилизация не имела длинной истории, но «успела проявить себя как прочная, стабильная, расширившаяся в мировом пространстве структура. Советская цивилизация возбуждает интерес и внимание мира как, может быть, самое необыкновенное и грозное явление двадцатого века». Синявский подробно рассматривает краеугольные камни или постулаты этой кратковременной цивилизации — резолюция, государство, роль Ленина и Станина, «новый человек», «советский быт», «советский язык» и Приходит к выводу, что они стали блоками в строительстве Пирамиды, в центре которой мумия Ленина. По его мнению, перестроить эту пирамиду в демократический Парфенон будет крайне трудно.
Оба основные течения в литературе носят политизированный характер и нуждаются в уточнении. Академик А. Д. Сахаров развивал концепцию «конвергенции», которая предполагала перспективу использования всего лучшего из опыта социализма и капитализма на основе гуманистических ценностей и построения нового общества. В истории такой подход означает попытку совмещения и синтеза цивилизационного и социально-классового методов и использования их без абсолютизации выводов, очернения или обеления каких-то периодов отечественной истории, формирования новых догм и стереотипов, создания моноидеологий и сверхметодологий.
С конкретно-исторической точки зрения несомненно, что советский строй явился совокупным результатом деятельности миллионных масс людей — граждан России, которые в большинстве своем имели смутное представление о марксизме и теории социализма. Лозунги и идеи «русского марксизм а-ленинизма», определившие историческое развитие, во многом не совпали с сущностью и практикой реального движения. Возникшее общество, несмотря на свою специфику, было продуктом естественноисторическо-го развития евразийской российской цивилизации. Три революции за полтора десятка лет не просто повернули курс движения российской цивилизации, но сформировали новую социальную структуру общества, изменили менталь-ность населения и определили объективные закономерности развития нового общества. На практике оно было мало
похоже на свое изображение как в советской, так и в западной обществоведческой литературе, подчиненной решению пропагандистских задач.
Народы геополитического преемника Российской империи — СССР развивались в рамках такой цивилизационной волны, которая еще в большей степени отходила от западных схем развития, чем российская традиционная цивилизация. При этом надо отметить, что на развитие новой советской общности в первой половине XX в. огромное влияние оказала негативная внешнеполитическая среда, которая сформировала условия вооруженной борьбы за существование и выживание. Крах монархической системы и ужасающая разруха, вызванная I мировой войной, сразу поставили социалистов после октября 1917 г. на рельсы создания жестко централизованной государственности. Этот традиционный элемент евразийской цивилизации приобрел гипертрофированное значение и проявился с особой силой. Гражданская война и военная интервенция 14 государств закрепили тенденцию к централизации.
Индустриализация страны с нищим малограмотным населением, среди которого имелись десятки народностей с феодальными и даже родовыми социальными отношениями, потребовала еще большей мобилизации всех сил общества с авторитарно-бюрократическим режимом. Моби-лизационно-революционный характер развития Советской России на основе эксплуатации временного, революционного энтузиазма одной части масс и принудительного подчинения другой — стал характерным качеством этого общества. Сталинская диктатура 30—50-х гг. в полной мере отразила эту особенность процесса строительства социализма вопреки марксизму в одной отдельно взятой стране. Советское общество, безусловно, несло на себе выраженную печать тоталитаризма, но вместе с тем невозможно отрицать и того, что оно гарантировало трудящимся определенный социальный минимум, в том числе реализацию права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, отдых и жилье. Если западная цивилизация не могла изжить экономические кризисы, безработицу, войны, наркоманию, то советское общество не смогло избавиться от дефицита товаров, ограничений народовластия, роста милитаризации экономики. Великая Отечественная война и развязанная Западом «холодная война» вновь создали крайне не-
496 |
История России в вопросах и ответах
благоприятные условия для воплощения социалистической идеи в ее первозданном виде, и это снова стимулировало мобилизационный характер развития общества. С началом хрущевской десталинизации политическая система обновилась, но возрождения прав личности и свобод не произошло. В СССР утвердилась свойственная аграрным цивилизациям коллективистская и уравнительная психология, имеющая глубокие исторические корни. Такая менталь-ность стимулировалась всеохватывающим советским государством, которое стояло над гражданским обществом и контролировало его. Сложившийся в советском обществе особенный архетип культуры базировался на идеологии марксистского социализма, которая во многих отношениях сохранила ветхозаветные библейские категории («Моральный кодекс строителя коммунизма»), что придавало ей религиозный характер. Сохранение в государственной идеологии функций православия при формальном его отрицании, элементов русской патриотической идеи («навеки сплотила великая Русь») придавало социалистической идеологии совершенно особый, «священный» смысл. Это была своеобразная религия, не подлежащая критике, обновлению, совершенствованию с позиций новых условий и требований НТП. Идеология догматизировалась и омертвела, оторвавшись от масс. Поколение советских людей, выросших во второй половине XX в., в своей массе стало аполитичным, предрасположенным к усвоению индивидуализма и культа потребительства.
Период 60—80-х гг. в истории представлял собой уже новый, изменившийся тип общества, с трансформировавшимися признаками общецивилизационного комплекса. Государство по-прежнему представляло собой доминирующий элемент политической системы, но рассматривалось не как инструмент диктатуры одного класса, а как система управления обществом с позиций декларированных общенародных интересов. В социальной структуре СССР наблюдались стирание классовых перегородок и реальный отход от классовой модели общества. Существовавшие социальные группы отличались между собой в основном по характеру труда. Отношения общенародной собственности постепенно превращались в надклассовый институт, формально регулирующий социальные отношения. & партийно-государственной идеологии второй половины 80-х гг. использовались
Раздел 7. Великая российская революция...
общечеловеческие ценности, так называемая политика «нового мышления». В рамках однопартийной политической системы сформировалась своя политическая замкнутая элита на основе высшей партаппаратной бюрократии. Оторваться от масс — с одной стороны, это свидетельствовало о кризисе социальной справедливости в обществе, с другой — соответствовало общемировым тенденциям. В стране усиленно разв!шался социалистический культурный архетип. Культура понималась как генерация социалистических ценностей, содержащих в превращенном виде общечеловеческие идеалы. Несмотря на цензуру и давление властей, были созданы выдающиеся произведения литературы, кино, театра, живописи и т. д. Население СССР рассматривалось как социально-психологический феномен — «советский народ», что позитивно воспринималось им самим. В СССР отсутствовали межнациональные войны и вооруженные конфликты, сепаратизм успешно подавлялся без выраженных последствий. Народы СССР представляли в целом глобальную, относительно замкнутую в условиях самоизоляции общность, функционировавшую на основе особого — социалистического — способа производства. Основной формой движения постепенно становилась не революционная мобилизация, а социальная эволюция, что привело к некоторому повышению уровня материального благосостояния населения. Главным источником развития страны стали не мобилизации и террор, а усиленная эксплуатация недр и ресурсов, что тоже не имело перспективы. Полный отказ от отношений собственности, цивилизованных рыночных отношений, окостенение политической системы и идеологии, сохранение традиций сталинизма, мобилизационной экономики, загнивание политической элиты — все это не позволило создать механизм саморегуляции советского общества и ввергло его в системный кризис. Попытка создать новую цивилизацию на принципиально новом основании закончилась неудачей. Произошедший провал реального социализма свидетельствует о его «мутан-тном» характере. Поскольку социальное развитие оказалось направленным главным образом на противоборство с капиталистической системой, постольку созидательный потенциал широких масс оказался невостребованным. Люди, стремившиеся к своему объединению как хозяев экономической, политической жизни, оказались отчужденными как
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
от власти, так и от собственных предприятий. Диктатура государственных институтов во главе с переродившейся политической элитой, несмотря на ряд успехов страны, в целом законсервировала советское общество в его переходном состоянии. Социалистическая цивилизация обозначилась, но не состоялась... Реально сложившееся общество можно охарактеризовать как специфическую советскую цивилизацию в рамках евразийской российской цивилизации со всеми ее характерными признаками.
Полно и точно оценить эту субцивилизацию очень трудно и будет реально возможно в отдаленной перспективе при общем анализе развития социализма как в Европе, так и в Азии, особенно в Китае, успешно решающем проблемы модернизации и освоения достижений НТР. Но уже сейчас ясно, что советская история не является исключительно осуществлением чьего-то эксперимента, процессом взаимодействия жертв и палачей, серией глупостей и авантюр вождей. Она является имманентной частью мировой цивилизации, без которой нельзя представить развития человечества. Западные историки четко фиксируют эффект опосредованного воздействия советской системы на западную, результатом чего явилось использование в ней элементов планирования в экономике, регулирования социальных отношений. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция развития, связанная с ограничением анархически свободного рынка и варварской эксплуатации, экономического подчинения человека капиталу. Беспредельный индивидуализм постепенно отступает под натиском гуманистических ценностей. Преодоление надвигающейся экологической и демографической катастрофы возможно лишь при сознательном регулировании всего общества и природы со стороны человечества, объединенного в новую цивилизацию.