История России в вопросах и ответах
задачи в кратчайшие сроки и готовность ради этого идти на любые жертвы.
К 40-м гг. крайняя централизация управления культурой привела не только к единоначалию, но и к единообразию и единомыслию, совершенно ей противопоказанным. Культура попала в прокрустово ложе сталинизма.
Источником драмы культуры стало подчинение ее официальной идеологии. После войны культурная политика не только сохранила идеологизированно-охранительный характер, но и приобрела тенденцию к превращению в прямо репрессивную политику, свидетельством чего стали партийные постановления второй половины 40-х гг. о литературно-художественных журналах, репертуаре драмтеат-ров, кинофильмах и музыкальных произведениях, развертывание кампании по борьбе с «космополитизмом». Однако выросшее национальное самосознание общества не позволило осуществить консервацию и усиление административно-командных методов руководства культурой, сложившихся в предшествующий период в условиях неразвитости демократических традиций и монопольного положения партии. Первый шаг в сторону демонтажа системы был сделан при Н. С. Хрущеве и вошел в историю как «оттепель» — по названию повести И. Эренбурга (1954 г.). Однако слишком многое связывало общество 50-х гг. с предшествующим этапом развития, что определило непоследовательность и половинчатость этого шага. Осознавалось ли это руководством? Вероятно, да, ведь не случайна следующая самохарактеристика Хрущева: «В вопросах культуры я сталинист».
|
|
50-е гг. отмечены тем, что вновь получили доступ к широкой публике произведения многих деятелей литературы " и искусства, ставших жертвами беззакония в годы сталинщины: О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля, Б. А. Пильняка и др.; после долгого перерыва были изданы сборники А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко, хотя одиозные ждановские постановления 40-х гг. оставались в силе вплоть до перестройки. Расширилась свобода художественного творчества, увеличилось число издаваемых в стране литературно-художественных журналов, таких как «Наш современник», «Юность», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», «Москва», «Дон» и др.,
Активизировались международные связи советской культуры. Был учрежден Международный конкурс испол-
Раздел 7. Великая российская революция...
кителей им. П. И. Чайковского (первый состоялся в 1958 г.), возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.), началась организация выставок зарубежного изобразительного искусства, гастролей музыкантов и т. п. Однако по мере укрепления личной власти Хрущева наряду с тенденцией оживления культурной жизни и очищения ее от негативного наследия прошлого стали все более усиливаться консервативные настроения и административный контроль за культурной жизнью.
|
|
Внедрялась практика проведения совещаний с деятелями культуры, причем прозвучавшие на них мнения руководителей партии и правительства, нередко весьма некомпетентные, воспринимались как непреложные истины. Участились рецидивы разносной критики, публичных проработок. Печально известна судьба Б. Л. Пастернака, исключенного в 1958 г. из Союза советских писателей в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» (вос-станозлен в 1987 г. посмертно).
Начало 60-х гг. — это время, когда на фоне победных реляций XXII съезда партии, принявшего программу коммунистического строительства в СССР, и начавшейся подготовки к празднованию 10-летия пребывания Хрущева у власти (по определению официальной печати, «великого десятилетия»), в стране все более нарастали трудности, но при этом не только не ослабевали, а, наоборот, приняли откровенно лихорадочный характер реформаторские начинания руководства. К концу 1964 г. ресурс времени и общественного доверия оказался исчерпан, в партии и стране произошла смена руководства.
Новый политический лидер, Л. И. Брежнев, представлял силы, главным курсом которых являлась стабильность, постепенно выродившаяся в застой. Все это не могло не отразиться на ходе культурного процесса, хотя прямой жесткой зависимости здесь не было. Импульс «оттепели» вышел далеко за рамки 50-х гг. «Шестидесятники» — поколение интеллигенции, называвшее себя «детьми XX съезда», — стояло у истоков и определяло развитие многих либеральных и нонконформистских тенденций культурной жизни последующего периода.
Однако первый признак поворота к духовной реакции обозначился уже в 1965 г. арестом писателей А. Синявского и Ю. Даниеля за публикацию нескольких произведений
15. Зэк 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция.
на Западе. Б феврале 1966 г. над ними состоялся суд — первый открытый политический процесс после смерти Сталина, что произвело на современников крайне гнетущее впечатление.
В 1966 г., выступая на XXIII съезде КПСС, Л. И. Брежнев негативно высказался о двух направлениях в художественной культуре: «очернительстве^, с одной стороны, и «лакировке действительности» — с другой. Слова генсека были восприняты как установка на Критику художественных произведений о трагических страницах недавнего прошлого, острых проблемах настоящего. Вскоре последовал ряд юбилейных дат — 50-летие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина и др., отмеченных постановлениями ЦК КПСС, выдвижением концепции «развитого социализма», развертыванием широкомасштабных идеологических кампаний. Идеологический диктат усилился. Постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (январь 1969 г.) фактически было возвратом к сталинским решениям по культуре 40-х гг.
Тенденции неосталинизма становились все более явными. Имя Сталина звучало в официальных докладах самого высокого уровня, его образ создавался на страницах многотомных эпопей, становился центральным во многих фильмах. Ужесточилась цензура. Стала обычной практика запрета публикаций художественных и публицистических произведений; появились так называемые «полочные» фильмы, т. е. отснятые, но не допущенные к выходу на экран; специальные комиссии выносили запреты на организацию художественных выставок, постановку театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений.
|
|
В 1970 г. был ликвидирован последний оплот демократической художественной интеллигенции в связи с отставкой А. Т. Твардовского с поста главного редактора журнала «Новый мир». Те творческие деятели, которые пытались открыто выражать свои сомнения, протесты, вынуждены были эмигрировать. В разное время были были вынуждены покинуть страну писатели — А. Солженицын, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, историк А. Не-
крич, виолончелист М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др.
В последующие годы указанные тенденции в руководстве культурой развивались по восходящей, породив такое явление литературно-художественной жизни, как «советский официоз», другими слозами, поддержанные и поощряемые государством авторы и произведения. «Высшим достижением» официальной культуры стало присуждение Л. И. Брежневу Ленинской премии по литературе (1980 г.). Наконец, нельзя не сказать о том, что идеологические проблемы культурной жизни усугублялись материальными. Финансирование культуры осуществлялось по остаточному принципу, что было связано не только с экономическими трудностями, но и с недооценкой этой сферы.
Несмотря на очевидные негативные явления, было бы ошибочным сводить культурную жизнь середины 60-х — середины 80-х гг. только к ним. Давление официальных, властных структур вызывало противодействие, и в культурной жизни шли процессы, никак не укладывавшиеся в понятие «застой». Более того, в тех условиях именно литература, кино, театр выполняли роль своеобразного средства для снятия напряжения, зревшего в обществе.
Громадным социальным и культурным завоеванием советской культуры 70-х гг. стало обеспечение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Продолжались творческие поиски в литературе и искусстве: выросшее самосознание общества практически исключало возможность полностью остановить этот процесс по команде сверху.
|
|
Ярким явлением в литературе стала так называемая «деревенская» проза. Книги Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева говорили об источниках силы народного духа в тяжелейшую пору раскрестьянивания деревни. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. Шукшина. Его творческое кредо можно определить его же словами: «...Литература есть правда. Откровение».
Широкое признание получила «бытовая» проза, ставившая острые моральные проблемы. Ее безусловным лидером являлся Ю. Трифонов. Настоящий бум переживали театр «Современник» О. Ефремова и театр на Таганке Ю. Любимова в Москве, Большой драматический театр Г. Товстоногова в Ленинграде. Следует обратить внимание на некото-
15*
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
рые специфические черты художественной жизни 70-х, которые позволяли ей быть насыщенной и разнообразной. Так, получили распространение попытки ставить актуальные проблемы в иносказательной форме, обращаясь к классике (экранизации, театральные постановки). В среде демократической интеллигенции и молодежи получили развитие такие формы доступа к запрещенной литературе, как «самиздат», магнитофонные записи бардов (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким и др.).
В обществе, таким образом, обозначилось реальное противостояние двух культур — официально-охранительной, выполнявшей Социальный заказ власти, и демократической, готовившей его радикальное обновление. С 1985 г., после прихода к власти нового партийного руководства во главе с М. С. Горбачевым, оно приняло широкомасштабный характер с непредвиденными для большинства результатами. Обновление духовной жизни стало составной частью обновления всей системы государственного социализма в СССР, так называемой перестройки, которая завершилась распадом СССР и глубокими цивилизационными изменениями на всем постсоветском пространстве. Что определило такое развитие событий? Далеко не в последнюю очередь «революция умов», перехлестнувшая определенные ей первоначально границы.
Лейтмотивом перестройки стала гласность, понимаемая в русском языке как «известность, общественность, оглашение». Термин «гласность» как свидетельство новых подходов в политике КПСС впервые прозвучал у М. С. Горбачева в докладе на XXVII съезде (февраль 1986 г.), когда он заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Особый размах политика гласности приобрела после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, позволив открыто обсуждать в средствах массовой информации болевые проблемы общества, его прошлого и настоящего. Это вызвало настоящий поток публикаций на ранее запретные темы, касающиеся нашей недавней истории, прежде всего сталинизма.
Особенность состояла в том, что открытие собственной истории началось через художественную прозу— романы А. Рыбакова и Д. Гранина, В. Гроссмана и В. Дудинцева, пьесы М. Шатрова, причем большинство этих произведений были написаны задолго до перестройки. Значительный
вклад в раскрытие исторической темы внесла публицистика (О. Лацис, И. Клямкин, 10. Карякин и др.).
По мере переосмысления идейных позиций, открытия спецхранов с ранее недоступными для исследователей документами в острую полемику включались ученые-историки, были опубликованы сборники «Историки спорят», «Страницы истории КПСС», «Трудные вопросы истории» и др. Важным моментом в начавшейся перестройке исторической науки стала публикация ранее запрещенных работ дореволюционных и советских политических деятелей 20—30-х гг. — А. Керенского, П. Милюкова, П. Струве, Н. Бухарина, Л. Троцкого, лидеров белого движения — А. Деникина и др.
Вернулись к отечественному читателю труды российских философов Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова... Сложность перестройки исторической науки усугублялась недоверием массового читателя к советской исторической школе, которое было следствием предшествующего этапа се развития. Это определило большой спрос на переводную историческую литературу, были опубликованы исследования С. Козна, Р. Конквеста, Р. Такера и других западных историков.
Как видим, в условиях гласности художественная литература перестала быть единственным источником слов правды, но литературный бум не ослабевал: слишком много незаполненных страниц было в истории самой литературы. За 2—3 года читателям были возвращены десятки ранее запрещенных произведений: представителей первой эмиграции — В. Набокова, Е. Замятина, М. Алданова и др., писателей-эмигрантов 70—80-х гг. — В. Аксенова, В. Вой-новича, В. Некрасова, Э. Лимонова. Одним из самых ярких событий стала публикация в 1989 г. романа А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Наряду с литературой политика гласности проводилась и в других сферах культурной жизни — кинематографии, изобразительном искусстве, музыке, театре. Во всех творческих союзах произошла смена прежнего «рекомендованного» партийными органами руководства. Новые популярные передачи — «Взгляд», «До и после полуночи» и др. — появились на телевидении, которое все чаще стало работать в прямом эфире. Совершенно необычным явлением стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции, съез-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
дов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного числа людей, что говорило о политизированности общественного мнения. Творческая интеллигенция находилась в эпицентре идейных разногласий и политического размежевания.
Развитие политики гласности, рост идейного и политического плюрализма вызывали, однако, неоднозначную реакцию. Достаточно вспомнить письмо ярого приверженца ортодоксальной коммунистической идеи (март 1988 г.) Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», выступившей на страницах газеты «Советская Россия*.
Определилась группа журналов и газет демократического направления — «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Огонек», «Аргументы и факты» и др., которым противостояли издания национально-патриотического и коммунистического толка— «Наш современник», вМоло-дая гвардия», «Правда», «Советская Россия». Общественная атмосфера приобрела дискуссионный, острокритический характер, причем масштабы критики постепенно переросли первоначально заданные сверху рамки «социалистического выбора». На страницах периодики речь шла уже не о сталинских преступлениях и деформациях социализма, а о «порочности» самой системы. У значительной части населения начавшаяся переоценка ценностей вызвала трагическое отторжение всего предшествующего опыта страны. Стремясь остановить этот разрушительный процесс, XXVIII съезд КПСС предпринял попытку предложить новую стратегию развития, в том числе в области культуры, но это было уже не более чем бег вдогонку за временем.
И. Г. Кислицына
7.22. Как складывались
взаимоотношения Русской
Православной Церкви
и советского государства?
Открывшийся 15 августа 1917 г. в Москве Поместный Собор РПЦ проводил в целом консервативную линию и выступал против обновления во всех областях. Церковники-прогрессисты выступали за реформы в вероучительной
и канонической областях, в сферах церковного управления и церковно-приходской жизни. Они пытались провозгласить новую эпоху догматического творчества и союза с интеллигенцией. Господствующие круги церкви отстаивали традиционный статус церкви, а обновленцы фактически предлагали буржуазно-демократические реформы, но эти противоречия отошли на второй план в ходе Октябрьской революции.
Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г. отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. 11 декабря Ленин подписал постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата просвещения, затем были приняты акты о передаче всех актов гражданского состояния в ведение государственных органов. 11 декабря Совнарком организовал комиссию для разработки декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, первоначальное название проекта было «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях», однако в январе 1918г. проект утвердили под названием «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это название подчеркивало главную цель закона. В декрете указывалось также, что все имущества церковных обществ становятся народным достоянием.
Избранный с помощью жребия патриарх Тихон встал против революции, которую он назвал сатанинским делом и подверг анафеме. Он в дальнейшем достаточно резко выступал против Брестского мира, косвенно поддерживал белогвардейские движения, развивал связи с эмиграцией. Но обновленческое движение тоже первоначально встало в умеренную оппозицию советскому строю. В ходе гражданской войны противоречия в церкви не могли не обостряться, так как РПЦ как массовый институт испытала на себе все влияния политики, различных политических сил. Но не забывалась главная функция церкви.
Тихон призывал служить панихиду по всем убиенным. В момент приближения деникинцев к Москве он запретил встречать белых колокольным звоном. В то же время Тихон четыре раза обращался с заявлениями, где осуждал террор и кровь со всех сторон, и в том числе со стороны большевизма, еврейские погромы Петлюры. Но при этом он фактически признавал советское правительство. В годы
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
военного коммунизма духовенство было приравнено к лишенцам и они выживали только благодаря верующим. В ходе гражданской войны погибло несколько тысяч священников и 28 архиереев.
К концу гражданской войны выяснилось, что РПЦ сохранила свои позиции и началось даже их усиление. Большевизм в это время передает в музеи мощи святых, изымает церковные ценности для организации помощи голодающим Поволжья, отправляя часть этих средств па поддержку Коминтерна. По поводу сопротивления духовенства и верующих в Шуе в 1922 г. Ленин писал Молотову, что в условиях голода надо производить изъятие ценностей самым решительным и бешеным образом, дать самое беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавлять его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли его в течение десятилетий. Началось закрытие монастырей — более 500. Церковь желала помогать голодающим, но правительство не допускало этого, чтобы не усиливать авторитет РПЦ. Поэтому был арестован митрополит Вениамин, особенно проявлявший в этом отношении активность и ведший антисоветскую деятельность.
В 1922 г. при ВЦИК была создана особая Комиссия по отделению церкви от государства, которую возглавлял сначала Красиков, затем Смидович. В 1929 г. она стала называться Постоянной комиссией по вопросу культов, кроме того, при Политбюро работала антирелигиозная комиссия во главе с Ярославским. В ОГПУ имелся отдел 6 во главе с Тучковым по «обслуживанию» РПЦ.
ГПУ активно вмешивалось во внутрицерковкую жизнь, опасаясь влияния РПЦ на население и ее конкуренции с марксистской идеологией. Была начата подготовка к усилению всяких оппозиционных тенденций в РПЦ, с этой целью ГПУ поддерживало ранее возникшее обновленческое движение, стимулировало его материально, поощряло, провоцировало и т. д.
Начало нового этапа обновленческого движения относится к 1922 г., когда группа недовольных курсом Тихона во главе с Введенским, Красницким, Белковым потребовала устранения патриарха Тихона и изменения отношения православия к государственному строю. Используя дезорганизацию церкви в связи с отречением Тихона, группа создала высшее церковное управление под председатель-
ством архиепископа Антонина Грановского и оформилась в так называемую Живую церковь. Она выступила за радикальную реформу, человек понимался как венец создания, вечность— как развитие нравственного устроения личности, спасение надо было искать в трудовой жизни, литургия приближалась к народному пониманию. Главное было в примирении с социальной революцией. Вопросы идейного реформаторства сочетались с борьбой с монашеством и с засильем иерархов. I съезд жизнецерковников поддержал сторонников радикалов во главе с Красницким и ввел брачный епископат и демократизировал церковное управление. Умеренная группировка Антония вышла из Живой церкви и создала новое формирование — «Церковное возрождение» христианско-социал истинеского характера. Она отреклась от старой клановости и провозгласила союз пастыря с народом. Вскоре был организован «Союз общин древлеапостольской церкви» во главе с Введенским, оказавшийся самым жизнеспособным. Он упростил богослужение, перевел его на русский язык. Общая задача всех обновленческих организаций была: приблизить РПЦ к веку радио и Дарвина, социальных проблем и Эйнштейна. Обновленчество осуждало тихоновщину и провозглашало принцип лояльности в отношении советской власти. Если обновленчество до революции носило политически-государственный характер, то теперь — социальный. Обновленчество было поставлено перед проблемой освящения революции и социализма. И оно сделало это. В 1923 г. был созван Поместный Собор обновленческой церкви. Собор приветствовал Октябрьскую революцию и призывал честных христиан бороться за ее идеалы. Этот Собор аннулировал анафему Тихона, лишил его сана патриарха и упразднил патриаршество вообще. В то же время начался кризис обновленческого движения. Патриарх Тихон раскаялся в своей антисоветской деятельности и вновь взял на себя бразды церковного правления. Он нанес мощный удар против обновленцев, объявив им анафемы и смело используя традиционный консерватизм верующих. Обновленчество было вынуждено отказаться от ряда намеченных реформ, чтобы не отталкивать от себя клир. Выяснилось, что единственное серьезное сохранившееся отличие обновленцев от тихоновцев заключается в способе церковного управле-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
ния ■— соборное, коллегиальное управление, а не патриарший деспотизм.
Начался упадок обновленчества. Главная причина его была в том, что был взят слишком быстрый темп реформ, не сообразуясь с характером массового религиозного сознания. Сойдя с политической арены, обновленцы стимулировали процесс политической и идеологической трансформации официального православия. Собственно, они апробировали те требования приспособления РПЦ к действительности, которые позднее реализовала преодолевшая раскол РПЦ.
Патриарх Тихон в заявлении Верховному Суду 16 июня 1925 г. провозгласил принцип аполитичности церкви. Раскаиваясь в своих политических действиях, он заявил, что теперь он не враг советской власти и отмежевывается от зарубежной и внутренней контрреволюции. Осуждая сотрудничество духовенства с оппозицией, Тихон в обращении к пастве 28 июня писал, что российская церковь аполитична и не желает быть ни красной, ни белой, она должна быть и будет единой соборной апостольской церковью и всякие попытки втянуть ее в политическую борьбу должны быть осуждены. В своем завещании, опубликованном в «Известиях» 15 апреля 1925 г., Тихон призывает духовенство и верующих рассматривать советскую власть как установленную Богом, действующую для всенародного блага и требующую соответствующего к себе отношения. Не допуская никаких компромиссов в области веры, верующие должны быть искренними в отношении советского строя.
Принцип аполитичности знаменовал собой новый этап развития РПЦ. Он прокламировал обособление и полную нейтральность церкви в отношении государства, являющейся государством в государстве. Отойдя от принципа политической оппозиции на принцип политического невмешательства, церковь спасла себя как институт. Однако объективно она не могла оставаться вне государственной и общественной жизни. Складывающийся политический авторитарно-тоталитарный режим не мог, в свою очередь, оставить такой институт, как РПЦ, вне своего контроля.
В дальнейшем РПЦ перешла от принципа аполитичности к принципу лояльности в отношении к советскому государству. Эта новая ориентация предполагала признание советской власти и необходимость политического регули-
рования религиозно-церковной жизни. Новый патриарх Сергий в первое время придерживался тихоновской концепции церковно-государственных отношений. Но вскоре он предпринимает усилия для разработки нового курса с учетом опыта обновленческого движения. Это нашло отражение в «Послании пастырям и пастве» 29 июля 1927 г., которое положило фактически начало новому периоду истории РПЦ. Послание осудило взгляды той части духовенства, которое считало резолюцию недоразумением и поэтому недолговечной. Было сказано — РПЦ вместе с народом, а следовательно, и с правительством. СССР является гражданской родиной православных. Духовенство, которое не желало признать власть, должно было отстраниться от дела. Постепенно местоблюститель, созданный Синод, епископат и клир все больше отмежевывались от своей оппозиционной линии. В религиозной литературе не просто констатировалась зависимость в прошлом РПЦ от самодержавия, но вроде бы осуждался этот факт. Вроде бы, так как в 1942 г. РПЦ заявила, что в синодальный период РПЦ церковь находилась в услужении государства, тем самым ненавязчиво проводилась некая параллель между Россией прошлой и настоящей.
После смерти Тихона патриаршья церковь оказалась в состоянии внутренней борьбы, верх в которой взял митрополит Сергий. Он завершил преодоление обновленческого раскола и встал на путь ортодоксии и традиционализма. РПЦ сумела приспособиться к действительности без смены богословских основ под лозунгом традиционализма. Сергий консолидировал на этой основе духовенство.
В 1929 г. государство уточняло церковную политику. Было принято постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», которое просуществовало вплоть до 1990 г. По этому закону вводилась обязательная регистрация религиозных объединений, которые получали в бесплатное пользование молитвенное здание и культовое имущество, могли приобретать и арендовать имущество, без права собственности. Но им запрещалось организовывать взаимопомощь, заниматься благотворительностью, устраивать экскурсии, организовывать библиотеки, собирать собрания, паломничества. То есть деятельность РПЦ значительно сужалась и ограничивалась. Основополагающим понятием было религиозное объединение, которое образо-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
вывалось как минимум 20 гражданами старше 18 лет по месту их жительства.
Из числа этой двадцатки избирались ее исполнительные органы, причем с 60-х гг. священникам запрещалось входить в этот орган. Верующие могли нанять его или уволить, что вызвало противоречия, которые были на руку партор-ганам. Некоторые секты — иеговисты, пятидесятники, адвентисты, кришнаиты и др. запрещались. Таким образом был введен жесткий курс по отношению к религии и церкви, который в дальнейшем ужесточался. В 1930-х гг. в ходе коллективизации и раскулачивания шло жестокое преследование РПЦ, был взорван храм Христа-Спасителя. В 1937— 1938 гг. была уничтожена большая часть духовенства, однако РПЦ в целом выжила благодаря мудрой политике патриарха, который внешне полностью подчинился системе власти, но добивался изнутри решения отдельных проблем.
Митрополит Сергий и его окружение предприняли акции по осуждению внутренней и внешней эмиграции — духовной контрреволюции. На базе неприятия нового политического курса в РПЦ возникли расколы — так называемые иосифлянский, григорианский, даниловский, сторонники этих расколов встали в оппозицию к новому курсу, считая его прислужничеством перед властью и изменой православию. Церковный центр вел с ними резкую борьбу и они в начале 30-х гг. распались. В 1931 г. объявила о самоликвидации Украинская автокефальная церковь, большинство приходов которой воссоединилось с РПЦ. После нападения Германии на СССР эта церковь вновь возобновила свою деятельность, сотрудничая с фашистами. Собор архиереев лишил архиепископа Поликарпа духовного сана.