Отрицательно сказывались на экономическом развитии такие качества системы, как сверхцентрализация, примитивные методы составления госбюджета и учета издержек, искаженное ценообразование, скрытые субсидии ВПК; отсутствие передачи оборонных технологий в гражданские отрасли.
Накопившийся груз расточительности, неэффективности распределения ресурсов, структурные диспропорции, непосильная гонка вооружений, имперские амбиции и афганская авантюра создали в экономике предынфарктную ситуацию.
Столь же противоречивым было социально-политическое и духовное развитие общества. По современным подсчетам, СССР в 1985 г. занимал лишь 77 место в мире по уровню потребления на душу населения. Все отчетливее становились отчуждение власти от общества, развитие двойных стандартов в этике, политике и морали. Совершенствование экономической машины, работавшей автономно, без учета реальных потребностей общества и реальных возможностей страны, привело к формированию теневой, спекулятивно-криминальней экономики, тесно связанной с партийно-советской и хозяйственной номенклатурой, занятой в распределительной сфере. В брежневские годы 18-миллионнэя армия чиновников обрела большую самостоятельность, сложилась в класс со своими особыми интересами. Образовались многочисленные влиятельные слои, группы, клики, во многом признававшие социализм и официальную идеологию формально. Правящая партия фактически разделилась на партию аппаратчиков со своими привилегиями и интересами, далекими от нужд и забот народа, и партию рядовых коммунистов, полностью подчиненную аппарату.
|
|
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
В 70—80-е гг. в советском обществе зарождаются и постепенно набирают силу тенденции, сигнализирующие о том, что финал неумолимо приближается. Директивная плановая система и государственная собственность приобретают своего спутника в виде теневой экономики, официальная идеология — диссидентства, «нерушимый блок» коммунистов и беспартийных — в нарастающей аполитичности масс, КПСС как «ум, честь и совесть нашей эпохи» — в старческом маразме руководителей, рашидовщине и чурба-новщине, пути на стирание классовых различий противостоит растущий разрыв в материальном положении отдельных социальных групп. Фактически в обществе в эти годы сложились и вызрели внутренние механизмы и силы демонтажа такого реального социализма.
С. Г. Могилввский
7.25. Какую роль в отечественной
истории сыграло правозащитное движение?
Движение диссидентов, или инакомыслящих, оценивается в исторической литературе неоднозначно, несмотря на очевидную связь этого явления с победившим демократическим режимом. В. Соловьев и Е. Клепикова (бывшие диссиденты) и целый ряд историков считают, что это движение было больше западным мифом, чем реальным течением среди интеллигенции. Противоположная версия заключается в том, что это движение сыграло решающую роль в создании условий для перехода советского государства на путь перестройки и реформ. Значение этого явления состоит не в практической деятельности, которая, действительно, была минимальна, а в реальном раскрепощении сознания интеллигенции, которая разворошила почву для формирования антисоветских течений.
|
|
Советское инакомыслие имело давние традиции, формировавшиеся еще в довоенный период, когда существовала критически мыслящая старая русская интеллигенция, возникали оппозиционные течения в ВКП(б) и антисталинское сопротивление большевиков-интеллигентов. В
40—50-х гг. развились писательская фронда, брожение в среде творческой интеллигенции. Однако началом диссидентского движения принято считать демонстрацию на Пушкинской площади г. Москвы 5 декабря 1965 г. К этому времени сформировались группы инакомыслящих, пытавшихся распространить идеи либерализации общества и углубления частичной десталинизации страны, начатой XX съездом КПСС. Первые годы брежневского руководства положили начало репрессиям против инакомыслящих. Арест А. Синявского и Ю. Даниэля и суд над ними активизировали движение протеста против нарушения прав человека. Возникновение симптомов возможной реабилитации сталинизма вызвало появление «Письма 25-ти». В партийной печати антисталинскую линию проводили А. Бовин, Л. Карпинский, Г. Шахназаров, Г. Арбатов, Ф. Бурлацкий, В. Ядов, О. Лацис. Активно выступали инакомыслящие социалистической ориентации: А. Снегов, П. Якир, П. Литвинов, Р. и Ж. Медведевы, П. Абовин-Еги-дес и др. Большую известность получили произведения А. Солженицына, В. Шаламова, С. Газаряна, В. Олицкой, М. Байтальского, Е. Гинзбург и других авторов — жертв сталинских репрессий. В СССР развернулась кампания сбора подписей против политических репрессий неосталинского характера. Среди подписантов петиций, по подсчетам А. Амальрика, было 45% ученых, 22 — деятелей искусств, 18 — инженеров, 9 — учителей и врачей, 6 — рабочих и 5% студентов. В обществе сформировался известный круг правозащитников, готовых отстаивать свои убеждения. В связи с вводом советских войск в Чехословакию и разгромом демократических сил в этой стране советские диссиденты активизировали свою деятельность. Поскольку организационные структуры движения отсутствовали, то основой его консолидации стала самиздатовская работа по распространению публицистических и художественных произведений, критикующих советскую действительность и разоблачающих сталинизм. В 1969 г. была создана первая собственно правозащитная организация «Инициативная группа защиты прав человека в СССР», в которую вошли Т. Великанова, Н. Горбаневская, С. Ковалев, А. Лавут, А. Левитин-Краснов, Ю. Мальцев, Г. Подьяпольский, Т. Ходоро-вич, А. Якобсон, Г. Алутин, Л. Плющ. Группа просуществовала до 1973 г., когда были арестованы ее лидеры — П. Якир
История России в вопросах и ответах
-476
Раздел 7. Великая российская революция...
и В. Красин. В 1970 г. был создан «Комитет по правам человека в СССР» во главе с учеными В. Чалидзе, А. Твердо-хлебовым, А. Сахаровым, И. Шафаревичсм. Активизация движения вызвала новые репрессии властей, применивших особый вид заключения — психиатрическую клинику. Часть инакомыслящих была насильно выслана из страны. В 1972—1973 гг. наступил кризис движения, что потребовало перехода к подпольной работе.
|
|
В связи с подготовкой к Хельсинкскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе в СССР наступило известное потепление в гуманитарной области. Лидеру правозащитников академику А. Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира, что стимул и ровало движение. В новую организацию диссидентов «Московская Хельсинкская группа» вошли Л. Алексеева, М. Бернштам, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко, А. Корчак, М. Лан-да, А. Марченко, Ю. Орлов, В. Рубин, А. Щаранский. Группы «Христианский комитет защиты прав верующих в СССР», «Право на эмиграцию», «Выборы-79» и многие другие стремились охватить как можно большее число граждан, недовольных существующей политической системой СССР. Деятельность сравнительно немногочисленных групп популяризировалась радиопередачами радиостанций «Голос Америки», «Немецкая волна», «Радио «Свобода» и другими зарубежными средствами массовой информации, а также правительственными структурами западных стран. В самом движении начались проблемы и противоречия, связанные с тем, что в него начали проникать люди, пытавшиеся использовать правозащитную деятельность как средство наживы за счет получения долларовой помощи.
В начале 80-х гг. власти провели массовые репрессии против диссидентов и практически ликвидировали движение, игнорируя протесты мировой общественности. Несмотря на поражение, диссидентское движение не прошло бесследно для будущего страны и политической системы. Было создано новое информационное поле для интеллектуальной деятельности, в обществе возникло понимание необходимости перемен. Новые кадры партийных реформаторов во главе с М. С. Горбачевым, А. Н. Яковлевым качали так называемую «перестройку» общества, его демократизацию и либерализацию. Были амнистированы ведущие деятели оппозиции, возвращен из ссылки А Д. Сахаров. Легализован-
ное движение уже носило не правозащитный характер, а трансформировалось в зародышевые антисоветские политические организации — клубы, платформы в КПСС, народные фронты и т. д. Новые неформальные организации активно включились в процесс создания новой многопартийной политической системы. Большая часть бывших диссидентов заняла антикоммунистические позиции (С. Ковалев, Г. Якунин), меньшая— сохранила социалистические идеалы и вошла в организации социал-демократического толка (Р. Медведев, П. Абовин-Егидес).
|
|
Значение правозащитного движения 70—80-х гг. заключается не только в будущей политической деятельности его участников. В среду инакомыслящих вошли мастера искусств — И. Бродский, М. Ростропович, А. Тарковский, Э. Неизвестный и др., не желавшие жить под опекой государства. Неоднородность движения инакомыслящих была запрограммирована в названии и сущности этого явления. Нельзя быть инакомыслящим «как все», ибо это всегда индивидуально и личностно.
С. А. Кислицын
7.26. Что такое перестройка в СССР и каковы ее итоги?
Перестройка затронула всех и каждого в отдельности, поскольку под воздействием ее произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, перетряхнувшие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после октября 1917 г. в России, коренным образом изменился европейский и мировой порядок. Это вызывает неоднозначное к ней отношение. Одни видели в перестройке контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму; другие — возможность развития России в русле мировой цивилизации; третьи — наступление «смутного*, времечи и гибель огромной страны; четвертые — возможность возврата на есте-ственноисторический путь развития, прерванный в 1917 г.
Традиционной остается позиция, объясняющая все беды России всемирным заговором сионистов и империалистов,
История России в вопросах и ответах
давно вынашивавших планы ликвидации супердержавы. В научной и публицистической литературе эти и другие точки зрения представлены с разной степенью доказательности. Разной, потому что искать их в литературе, сложившейся в процессе перестройки, неоднократно менявшей свои цели и задачи, не приходится вовсе. К тому же результаты перестройки во многом не совпали с первоначальными замыслами ее творцов.
Нынешняя временная дистанция и процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю. Основное содержание перестройки — социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Она не дает качественно нового состояния общества, поскольку последнее есть результат длительного развития, а лишь снимает блокаду старой политической властью путей в будущее.
Перестройка была вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера, тупиковой ситуацией, в которой оказалось общество. Как и вся модернизация в России, переход к ней оказался вынужденным.
В истории перестройки в широком смысле этого термина можно выделить четыре периода: первый — от марта 1985 по январь 1987 г. проходил под лозунгом «больше социализма»; второй, уместившийся в 1987—1988 гг., имел новый лейтмотив — «больше демократии»; третий этап, охвативший 1989—1991 гг., стал периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки; наконец, четвертый, начало которого связано с августовским путчем 1991 г. и отстранением от власти М. Горбачева, ознаменовался резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок, приходом их к власти и началом соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими социально-экономическими и политическими преобразованиями и развалом СССР. Октябрьские события 1993 г., завершившие перелом в истории России, несмотря на их насильственный, кровавый характер, по всей очевидности и по логике можно считать концом четвертого этапа перестройки,'но уже без активного участия ее главного архитектора и многих ее сторонников. В таком понимании «перестройка» на две трети принадлежит М.
479 Раздел 7, Великая российская революция...
Горбачеву и на одну треть, под названием «реформы», — Б. Ельцину.
В течение шести лет М. Горбачеву удалось выдерживать линию на эволюционное развитие, основательно перетряхнуть идеологические, социально-психологические основы советского общества, дестабилизировать командно-административную систему. Перестройка добилась фактического ослабления старой политической системы: Союза республик, КПСС и Советов, Госплана и Госснаба, КГБ и цензуры. Были сделаны первые шаги к экономической демократии, признанию рыночной экономики и всех форм собственности, включая частную. Реальным содержанием стали наполняться формально декларируемые ранее демократические ценности. С отменой шестой статьи Конституции СССР было ликвидировано монопольное господство КПСС, началось преобразование унитарного государства, фактом стали идейно-политический плюрализм, свобода слова и гласность. Развернувшееся мощное общественное движение различной политической и идейной ориентации создало условия для становления многопартийности. Одним из главных результатов перестройки стало создание в стране основ парламентской системы, изменение тысячелетней практики России, когда она управлялась не законами, а людьми.
Вместе с тем это были лишь начальные шаги на пути становления правового государства. Общество еще не стало демократическим, народ по-прежнему был отчужден от собственности, рычагов власти и управления. С середины 1993 г. перестройка уступила место процессу радикального слома и замены старых общественных структур новыми отношениями собственности, государственными и политическими институтами.
С. Г. Магилевский
7.27. Какова роль М. С. Горбачева в перестроечном развитии страны 1985-1991 гг.?
Имя М. С. Горбачева неразрывно связано с периодом развития страны второй половины 80-х — начала 90-х гг., получившим название перестройки. Реформационно-пере-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
строечный процесс был призван обеспечить эволюционное развитие СССР от мобилизационно-авторитарного общества к обществу со смешанной экономикой, рыночными механизмами хозяйствования, с демократическими институтами власти. Сама историческая судьба, поставив в середине 80-х гг. нового лидера страны во главе этого процесса, дала ему шанс стать выдающимся реформатором Отечества.
В современной научной и публицистической литературе роль М. С. Горбачева в нашей истории оценивается по-разному. Причем спектр оценок довольно широк: от крупного реформатора до политического преступника. Вероятно, вполне объективную оценку личности Горбачева можно будет дать позже, когда доступными для исследователей станут новейшие архивные документы и сам дальнейший ход истории придаст оформленную направленность последствий переломных событий перестроечных лет. Сегодня можно лишь предложить определенную версию роли и влияния Горбачева на историю нашего Отечества.
Пребывание Горбачева на высших политических и государственных должностях, его деятельность в роли лидера великой державы во многом оказались судьбоносными для страны. В эти годы в полной мере он раскрылся как политик и человек со своими сильными и слабыми качествами.
Перестроечный процесс, инициированный Горбачевым и протекавший с весны 1985 по конец 1991 г., в своем развитии прошел три основных этапа:
— традиционно-авторитарный (1985—1986 гг.);
— социал-демократический (1987—1989 гг.);
— либерал-радикальный (1990—1991 гг.).
В соответствии с названными этапами эволюционировала преобразовательная деятельность Горбачева. Соответственно менялись и его идеологические позиции.
На первом этапе перестройки сохранялась командная модель традиционного социал-авторитарного общества. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам лишь несколько улучшить существовавшую общественную систему путем ужесточения контроля, осуществления номенклатурного обновления кадров, проведения курса на «ускорение социально-экономического развития». Анализ выступлений М. С. Горбачева за 1985—1986 гг. свидетельствует о том, что ускорение понималось прежде всего как
форсированное развитие машиностроения. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали необходимых результатов.
Неэффективными оказались и меры по «ужесточению кадровой политики», по созданию госприемки. Ситуацию в экономике усугубила известная кампания по преодолению пьянства и алкоголизма. Не приведя к существенному уменьшению пьянства, она серьезно ударила по госбюджету. В частности, в 1986—1988 гг. государственный бюджет страны лишился 10 млрд ежегодных поступлений.
Возможности мобилизационной общественной системы были исчерпаны. И вскоре к осознанию этого пришел лидер страны.
Начало второму периоду перестройки положил январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Главными преобразовательными лозунгами были названы «гласность» и «демократизация», а в основу реформацион-ной стратегии была положена идея соединения социализма с демократи&й.
В июне 1987 г. на очередном Пленуме правящей тогда КПСС была одобрена и экономическая реформа, нацеленная на внедрение элементов рыночной экономики и существенное ослабление командных механизмов хозяйствования. Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монопольно властвующей КПСС властью демократически избранных Советов и трансформацию директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социал-демократическим ценностям.
В рамках нового курса преобразований в 1987—1989 гг. в различных сферах общественной жизни наметились позитивные тенденции. В экономике была предпринята попытка осуществления реформы, ориентированной на рынок, призванной госзаказом ограничить поле деятельности команд но-директивных механизмов хозяйствования. Оживлению экономики способствовало развитие кооперативного движения, внедрение арендных отношений в сельском хозяйстве, создание совместных с зарубежными странами предприятий и другие меры.
16. Зек 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
Во внутриполитической сфере широкое развитие получили гласность и демократизация, охватившие и правящую КПСС, начался процесс становления многопартийности и возрождения народовластия в лице демократически избранных Советов. В марте 1989 г. по новому избирательному закону были проведены выборы депутатов. Различные слои общества и разные общественные настроения представлял первый съезд народных депутатов, избранных в конкурсной борьбе на альтернативной основе.
Однако со второй половины 1989 г. в государстве стала нарастать социальная напряженность. Руководство страны, возглавляемое Горбачевым, столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Проявлением его стали шахтерские забастовки лета 1989 г., поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий. Социальное недовольство подпитывал товарный дефицит на сахар, мыло, стиральный порошок, а позже на чай и табачные изделия.
Почему же перестройка на своем втором, социал-демократическом этапе, имея некоторые позитивные тенденции, оказалась в кризисе и стала трансформироваться в принципиально иной преобразовательный курс? Объясняется это рядом причин, среди которых следует выделить две основные:
1. Узость и недостаточная организованность обществен
ного слоя, поддерживавшего социал-демократический ха
рактер реформирования.
2. Ошибки руководства страны и ее лидера Горбачева в
социально-экономическом и политическом реформирова
нии.
Во второй половине 1989 — начале 1990 г. в стране объективно складывался влиятельный социальный слой, сориентированный не на социал-демократический путь развития страны, а на либеральный характер преобразований. Этот слой включал в себя прежде всего массового обывателя, поверившего в быструю американизацию России, в скорое утверждение у нас западных жизненных стандартов. С социал-демократическим реформированием, ведущим к социально-экономической стабилизации и укреплению союзной государственности, было не по пути многим представителям национальной элиты, взявшим курс на западную ориентацию России, свободную от «оков союзной
государственности». Либеральному развитию отдавал предпочтение выраставший класс российских предпринимателей — «новых русских». Против социал-демократической модели общественного развития, включавшей в себя систему рыночных экономических отношений, регулируемых государством, была определегшая часть хозяйственной и партийной бюрократии. А значит, в своей «нелюбви к социал-демократической эволюции страны» временно объединились радикал-либералы и коксервато-ры-партфункционеры, на словах продолжая воевать друг с другом.
Социал-демократическое реформирование было свернуто в 1990 г. и из-за серьезных просчетов руководства страны во главе с Горбачевым. Лидеру государства не хватило ни мудрости, ни воли в обеспечении экономического реформирования, в запуске рыночных механизмов хозяйствования. В решении экономических вопросов он часто испытывал колебания, высказывал противоречивые суждения. С одной стороны, Горбачев был за экономическую реформу, нацеленную на поэтапное вхождение в рынок, но, с другой стороны, не поддерживал реальные меры по формированию рыночной инфраструктуры, опасался отпуска цен, не допускал возможности появления частной собственности. В 1989 г. он, предостерегая, заявлял, что нам «исподволь подбрасывают мысль... даже о частной собственности».
Колебания и просчеты были допущены Горбачевым в национально-государственном строительстве. Ему не хватило политической воли в обеспечении решения острых национальных конфликтов (карабахский и др.). Многие виновные в погромах и преступлениях остались безнаказанными, не проводилась активная работа по разоружению тогда еще малочисленных незаконных вооруженных формирований.
Однако главный просчет в национально-государственной политике заключался в нежелании центральной власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации, по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства. Следует напомнить, что лидеры Прибалтийских республик в 1989 г. не ставили вопрос об отделении от СССР, а добивались наполнения суверенитета реальным и прежде всего — экономическим содержанием. Именно тогда, в середине 1989 г., они предлагали начать переговоры о
16"
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
новом Союзном договоре. Однако центр отмахнулся от предложений, которые вносили республики, и время было упущено. Лидер страны в пробуждении национального самосознания народов, в их стремлении к национальному возрождению порой замечал лишь потуги кучки сепаратистов, на которые не следует и реагировать.
Достаточной воли и последовательности не было проявлено Горбачевым и в политическом реформировании общества. Многие его действия и высказывания отличались непоследовательностью. Так, он инициировал процесс возрождения полновластия Советов, но одновременно пытался сохранить реальный контроль КПСС над этим процессом. В частности, даже весной 1989 г. Горбачев продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к «политическим спекуляциям».
С 1990 г. начинается третий этап перестройки, означавший ее крах как эволюционной реформации и свидетельствовавший о перерождении ее влиберальный радикализм. Позиции радикалов укрепляло общественное мнение, мощный пролиберальный сдвиг в настроениях граждан страны. Заложником этих, во многом популистских, настроений становился Горбачев. Путем постоянных уступок он стал дрейфовать в сторону радикал-либерализма, беря на вооружение лозунги политиков-либералов, именуемых в то время демократами. Однако это сближение противоречило многим исходным позициям Горбачева-реформатора. Став пособником российских либерал-радикалов, он перестал быть реформатором. В этом, думается, главная трагедия Горбачева как крупного политика, трагедия инициатора перестроечного реформационного процесса.
Пособником либерал-радикализма 1Ърбачев стал в те годы во многом вынужденно, из-за ослабления своего авторитета в обществе и усиления кризиса центральной власти. Хотя в этом сам он в значительной мере и был повинен. Как известно, в марте 1990 г. на третьем съезде народных депутатов СССР Горбачева избрали Президентом. Но принятие президентства без всеобщих выборов не усилило, а ослабило его позиции. Не будучи избран всенародно, он не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен расшатанной и дискредитировавшей себя партийно-огосударствленной вертикали. Сделавшись слабым Президентом, Горбачев ограничил свои реальные возможности как по за-
щите Конституции союзного государства, так и по обеспечению плана рыночных реформ, подготовленного группой ученых во главе с академиком Л. Абалкиным и одобренного в октябре 1990 г. Верховным Советом СССР.
Политика компромиссов, переходящая порой в капитулянтство, была характерна для Горбачева в 1991 г. В тактике уступок, приводящих к утрате центром реальной власти, проявилось пособничество Горбачева либерал-радикализму. Своим неконституционным лавированием, тактикой полунамеков он, по сути дела, подтолкнул в августе 1991 г. часть высшего руководства страны к принятию чрезвычайных мер. Как сообщалось в прессе, 3 августа 1991 г., за день до своего отъезда на отдых в Форос Горбачев говорил на заседании Совета Министров СССР: «Нужны чрезвычайные меры — значит, чрезвычайные. Заставляйте всех... Речь идет о том, что в чрезвычайных ситуациях все государства действовали к будут действовать, если эти обстоятельства диктуют чрезвычайные меры». Союзное правительство и предприняло попытку принятия чрезвычайных мер. Был создан ГКЧП, заявивший о стремлении защитить Конституцию и союзную государственность. Однако члены ГКЧП действовали незаконно и своим выступлением спровоцировали контрпереворот — полный переход власти в СССР в руки российского руководства неконституционным путем. Логическим следствием всех этих событий стал окончательный распад союзной государственности и вынужденная отставка Горбачева с президентского поста.
Однако критическая оценка роли Горбачева в развитии нашего общества рубежа 80—90-х гг. не может перечеркнуть его заслуг перед страной на начальных этапах перестроечных преобразований. Уже одно то, что он осмелился начать процесс глубокого реформирования советской моби-лизационно-авторитарной системы, делает его государственным деятелем эпохального масштаба.
Несомненно, М. С. Горбачев — крупный политик, видный исторический деятель конца XX в. Но был ли он реформатором? Можно ли его поставить в один ряд с Петром I, Александром II, С. Ю. Витте, П. А. Столыпиным и другими российскими реформаторами? Думается, что нет. Ведь подлинный реформатор не только инициирует реформы, нетолько их осуществляет, но и добивается определенных позитивных качественных результатов в созидательном