Время Великих реформ. Финансовая, городская, земская реформы

Билет

После отмены крепостного права в 1861 году (крестьянская реформа) потребовалось проведение целого ряда других преобразований, цель которых заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

Финансовая реформа 1861 (?) года.

Среди преобразований второй половины XIX века немаловажное место занимает финансовая реформа. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России — в частности, и финансы, совершенно расстроенные за время Крымской войны. Именно качественная перестройка системы финансов в России стала стержневой частью Великих реформ.

Некоторые даты:

В 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться роспись доходов и расходов.

Важное место в финансовой реформе имело введение «Положения о питейном сборе от 4 июля 1861 года», которое упраздняло систему откупов, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.д. Положение вводило вольную продажу спиртных напитков (питей), включая пиво и мед, с взиманием акциза и питейного сбора. Акциз взимался с каждой посудины, содержащей вино или водку, а питейный сбор с винных складов и питейных учреждений, что регулировало поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков.

В 1863 г. были утверждены императором и с 1866 г. введены в действие, подготовленные той же Комиссией, «Правила о порядке поступления государственных доходов и производстве государственных расходов». В правилах впервые последовательно проводится принцип единства кассы. Все государственные доходы должны были сосредоточиваться в кассах Министерства финансов, т.е. в казначейских учреждениях, откуда и осуществлялась в соответствии с учрежденными в установленном порядке кредитами финансирование всех расходов казны.


В 1868 г. Департамент государственной экономии Государственного совета получил возможность составлять заключения по отчетам Минфина и Госконтроля об исполнении государственной росписи и контролировать деятельность этих учреждений.
Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении.

Предпосылки (для интересующихся): Поражение России в Крымской кампании и падение ее международного престижа стали одной из основных причин, толкнувших правительство на проведение реформы. Перед российским правительством встала неотложная задача - модернизировать вооруженные силы до уровня боеспособности передовых европейских армий. На это требовались деньги, и деньги очень большие: в обновлении нуждались не только вооруженные силы, но и экономика страны в целом. Задачу такого масштаба можно было решить только при условии форсирования строительства железных дорог, создания капиталистической кредитной системы, развития новых отраслей промышленности.

Однако правительство не располагало средствами для финансирования такого рода предприятий. Состояние российских финансов во второй половине 50-х годов было плачевным. В 1856 году расходы государства превышали доходы на 307 млн. рублей, ценность денежных знаков снизилась до 50 %, а половину своего дохода государство получало от продажи водки. «Теперь меня крайне озабочивает положение наших финансов, - писал в марте 1857 года Александр своему брату великому князю Константину Николаевичу, - оно таково, что нам надобно всеми средствами из него выйти.»

На исходе 1858 и в начале 1859 обнаружились уже все признаки банковского кризиса, выдвигавшие на очередь вопрос о коренном переустройстве действующей тогда банковской системы. Происходило катастрофическое уменьшение наличности в государственных кредитных учреждениях – со 150 млн. до 13 млн. рублей. Это могло полностью парализовать финансовую систему империи. Кризис банков был следствием порочной финансовой политики предыдущих правительств, создавших благоприятные условия для затрат помещиков: банки ссужали последним деньги под залог «крепостных душ». В 1858 году помещики, почувствовав неладное, бросились изымать свои денежные средства из банков, чем значительно подорвали их кредитоспособность. Правительство срочно приняло меры: выдачу денежных ссуд помещикам приостановили, а для того, чтобы вернуть уже изъятые из банков деньги, стали продавать помещикам специально выпущенные ценные бумаги, которые обеспечивали 5 % годового дохода в течение 40 последующих лет. Банковский кризис удалось ослабить.

Собственно финансовая реформа. Реформа банковской системы, изменение принципов финансовой политики связаны с именами М.Х.Рейтерна – министра финансов, Е.И.Ламанского, В.А. Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А.Милютина, вошедшего в комиссию по банковской реформе. В проведении нового финансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точным расчетом. Главная особенность этого курса – активное вмешательство государства в экономику страны.

С 60-х годов 19 в. правительство стало информировать общество о состоянии государственного бюджета, а такие сведения раньше считались чуть ли не государственной тайной. Были уменьшены некоторые государственные расходы, созданы специальные акционерные общества, субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившие финансовые обязательства государства.

Таким образом, в российскую экономику не допускалось вмешательство зарубежных капиталистов. Благодаря экономической и финансовой политике, проводимой правительством в годы Великих реформ, в России начал складываться государственный капитализм.

Но была и другая сторона у взятого правительством внутриполитического курса: финансовый кризис 1858-1859 стал настоящим бичом крестьянской реформы. Банк наживался благодаря поступавшим от крестьян платежам за полевые наделы. Выкупная операция очень быстро возвратила Государственному банку долги помещиков.

Все финансовые издержки правительства покрывались за счет крестьянских платежей. В Российской империи быстро нашли источник компенсации государственных расходов – долготерпеливое русское крестьянство. Правительство не потратило ни копейки на проведение Великих реформ.

Итог: После этих реформ финансовая политика царизма стала более рациональной, но сохранила общую сословную направленность. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать, которую ввел еще Петр I и от которой привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены, а крестьяне, кроме того, задыхались от оброчных и выкупных платежей государству. Государственный бюджет, как и прежде, строился в интересах защиты «верхов» от «низов»: больше 50% расходов шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% — на народное образование, медицину, социальное попечение.

Финансовая реформа дала стране единый государственный бюджет, планированием которого ведало Министерство финансов. Госконтроль следил за правильным расходованием бюджетных средств.

Реформа местного самоуправления: Земская реформа 1864 года.

К началу 60х годов прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. К тому же отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

Одной из причин проведения реформы местного самоуправления было желание возместить для дворян – хотя бы частично – утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

Проект разработала комиссия во главе с Милютиным. Основные принципы – выборность и бессословность. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» Александр 2 утвердил 1 января 1864 года после обсуждения проекта в дворянских собраниях. Основные положения земской реформы:

· ВВЕДЕНИЕ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ→

· →земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы (управы)

· круг вопросов земств был ограничен местными делами: они занимались местным хозяйством, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранением, строительством дорог, мостов, народным образованием

· земства были выборными и всесословными (все выбирались, правом голоса обладали только мужчины). Гласные (т.е. депутаты) выбирались раз в 3 года из числа местных землевладельцев, крестьян и горожан. Из земства – уездное земское собрание – оттуда – в губернское земское собрание. Решения этих собраний исполняли уездные и губернские управы

· земства не имели никакой политической силы и находились под контролем губернаторов (губернатор следил за законностью деятельности земств)

· избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были косвенными (многоступенчатыми) и неравными)

Избиратели делились на три курии (разряда):

ü землевладельцы

ü городские избиратели (купцы, владельцы предприятий и торговых заведений)

ü выборные от сельских крестьянских обществ; многоступенчатые выборы: сельские сходы →волостные сходы→ выборщики→ уездные органы→ губернские.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество.

Земская реформа распространялась не по всей территории России. Она не действовала на территории Сибири, Литвы, Белоруссии, Польши, Правобережной Украины, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, а также не затрагивала Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую области, где дворянство было в основном нерусским, дворянское землевладение не было развито или совсем отсутствовало.

Итог: несмотря на ограниченность реформы и недостатки (непоследовательно выдержан принцип всесословности; распределение по куриям давало преимущество дворянам; круг вопросов был ограничен), земства приносили большую пользу на местах. В результате появились земские школы, больницы, сложилась сельская интеллигенция: земские врачи, учителя, агрономы; земства подняли уровень образования, здравоохранения, улучшили дорожную сеть; улучшили положение широких народных масс.

Либералы радовались. Создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Земства быстро превратились в «рассадник» либеральных идей и проектов.

И все же воплощение реформ в жизнь происходило очень сложно. В 1867 году консерваторам удалось существенно ограничить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой – усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Реформа местного самоуправления: Городская реформа 1870 года.

  бунтарское/ анархистское пропагандистское заговорщическое
идеолог М.А Бакунин П.Л. Лавров П.Н. Ткачёв
цели отрицание государства, централизованного управления сверху; утверждение самоуправления народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области) справедливое социалистическое общество цель – установить всеобщее равенство; замена старых государственных институтов новыми, революционными
методы социальная революция, крестьянский бунт. Они считали, что крестьяне – бунтари по своей природе, нужно призвать их к бунту, и сделать это должна интеллигенция Лавров считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке революция должна была принять форму переворота, осуществляемого строго законспирированной организацией революционеров; предварительно необходимо было «расшатать» власть путем террора
общие черты   народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы России возможность миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Среди приверженцев идей социализма получило распространение учение Карла Маркса – марксизм (идеи марксизма начали проникать в Россию в 60е-70е годы 19 века; в 1870 году возникла Русская секция I Интернационала; в 1872 году Лопатин перевел на русский язык 1 том «Капитала»; ужесточение эксплуатации, бесправие рабочих, рост рабочего движения создали почву для развития социал-демократического движения в России). Организующая сила – это революционная партия.

Она была сходна с земской. Города получили такие же органы самоуправления:

Городская дума = Уездное земское собрание, Городская управа = Земская управа.

· до реформы были сословные городские думы, после реформы – бессословные выборные городские учреждения (Дума и Управа). Городские думы были распорядительными органами, а также избирали городские управы – исполнительные органы.

· во главе городской думы и городской управы стоял избираемый городской голова

· право избирать и быть избранными было лишь у плательщиков налогов с недвижимости, как обычно, мужчин (достигших 25 лет)*

· компетенция городского самоуправления – чисто хозяйственные вопросы: благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности, санитарные и противопожарные меры, содержание медицинских и общеобразовательных учреждений, полиций, тюрем и т.д.

· губернаторы осуществляли контроль над деятельностью городских дум. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган – губернское по городским делам присутствие.

*Избиратели также делились на три курии (разряда) по имущественному цензу:

ü наиболее крупные владельцы домов, промышленных и торговых предприятий. Они платили в городскую казну 1/3 всех доходов

ü более мелкие налогоплательщики – ещё 1/3 всех сборов

ü остальные налогоплательщики

Итог: При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа. Способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: