Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства в XIV – XV в. в. Противостояние Орде

Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос – вокруг какого центра объединятся русские земли. В начале Х1У в. стремительно возвышается Московское княжество. Москва занимает географически важное положение: с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого ремесла, сельско - хозяйственого производства и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил. При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. вошла Коломны, в 1302 г. земли переяславльского князя по завещанию перешли к Москве. В 1303 г. был присоединен Можайск. Таким обр. территория Моск. Княжества увеличилась почти вдвое. Присоединение Москва-реки и плодородных земель северо-востока усилило экономический потенциал Моск.кн-ва. Московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение Владимирское с Тверью.

Ярлык на великое княжение выдавала Орда. И выдала его Твери, т.к там правил представитель старшей ветви Михаил Ярославович. Юрий Данилович обещал увеличить дань с русских земель и тогда ему передали ярлык на великокняжеский престол. Михаил начал войну с Юрием, захватил в плен жену Юрия (она была сестрой хана Узбека). Она умерла в плену и Михаила обвинили в ее смерти, вызвали в Орду и казнили.В 1319 г. московский князь получил ярлык на великокняжеское правление. В 1325 г. Юрий был убит сыном Михаила – Дмитрием. Хан Узбек казнил его, а ярлык правления передал его брату. (хан вел политику стравливания русских князей) В 1327г. произошло восстание в Твери против сборщиков налогов. Перебили татар. Восстание было подавлено московским князем Иваном Даниловичем (Второй сын Данилы Александровича) и монголо-татарским войском. Ценой жизни населением другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. Но в то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель. Иван Калита прозвище Ив.Даниловича получил ярлык на княжение и почти постоянно он оставался в руках московских князей. При Ив.калите усилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился передышки от одынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Не прибегая к оружию он расширил свои владения. Подчинились район Кострома, Углич, Вологда. При сыновьях Калиты в московское княжество вошли Дмитровское, Костромское княжества, Стародубские земли и район Калуги. Младший сын - Дмитрий Донской, был талантливым полководцем. Он разгромил орду на Куликовском поле. Битва показала мощь и силу Москвы как политического так и экономического центра в борьбе за свержение ига и объединения русского народа. Перед смертью Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Владимиру, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского. Феодальная война ХУ в., т.е распри между наследниками Дмитрия Донского за власть закончилась победой сил централизации. Василии 11 отказался признать союз между католической и православной церквями под главенством папы. Митрополитом был выбран рязанский епископ. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Православная церковь активно поддержала борьбу за единство русских земель. Русская церковь стала независимой. В 1458 церковь разделилась на Киевскую и Московскую. Появились еретики. Они отрицали власть священников и требовали равенства всех людей.. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

К концу 14 в. в состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. Завершение окончательного объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана Ш. Ярославское княжество. Пермь, половина Ростовского княжества, Тверь окруженная московскими землями наконец-то перешла к Москве, затем Вятская земля -важная в промысловом отношении. Новгород присоединился в 1478 г. после похода Ивана Ш.

ИВАН 111 - первый принял титул – государь всея Руси, двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича Кремль, было свергнуто татаро-монгольское иго, был создан первый судебник, стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой палате. Ввел термин “РОССИЯ”.

Главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к “Русской Правде”, сохранение в народе общерусского национального самосознания.

4. Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.

Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. “Хождение за три моря” - описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.

Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве - здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских” подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва - это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”, - утверждал он.

Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.

Заметный памятник духовной культуры XVI в. - “Домострой”, одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV - Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе - царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.

Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор -кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров - они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей - Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля - колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту - более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551-1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.Живопись. Во второй половине XIV - первой половине XV в. работали два великих русских художника - Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе “Троица”. Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: