double arrow

Христианизация Руси

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало трепать новым условиям общественной жизни. Предпринятые Киевским князем Владимиром 1 (980—1015) в начале своего давления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую ес­тественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия — Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Впадмиром 1 на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение — для ознакомления со всеми рели­гиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посоль­ства. В результате было выбрано православное христианство, по­разившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православ­ной христианской идеи — своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к X! в. Христиане были среди дружинников кня­зя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Кон­стантинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом вы­боре не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отноше­ния правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей "лучших людей" передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в хри­стианском духе. Подобные действия были осуществлены и в дру­гих землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приво­дили к восстаниям. Так. для покорения новгородцев потребова­лась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятиле­тий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие — своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, ми­ровосприятия.

Принятие христианства имело большое значение для даль­нейшего развития древнерусского государства. Оно идеологиче­ски закрепляло единство страны. Создавались условия для пол­ноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равни­ны в политической, торговой, культурной областях с другими хри­стианскими племенами и народностями на основе общих духов­ных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим ми­ром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византий­ском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стиму­лов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: