ВТОРОЙ ВОПРОС. РОСТ ОППОЗИЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ. ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 1861-1863.
Источники и литература:
1) Материалы по крестьянскому движению, сборники «Крестьянское движение в России XIX века»
2) Работы Чернышевского, Огарева, воспоминания Михайлова;
3) Зайончковский «Отмена крепостного права в России», работы Новикова по Чернышевскому, сборник «Революционеры-либералы в России».
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Основная причина крестьянских выступлений – недовольство условиями отмены крепостного права. Правительство предвидело это недовольство и обсуждало его еще до 19 февраля 1861. Правительство принимало меры для предотвращения беспорядков на местах. В частности, в конце декабря 1860 на уровне правительства обсуджалась записка гененарал-барона Левера «Об обеспечении войсками мер для предотвращения беспорядков». В ней анализировалась существующая дислокация войск с точки зрения подавления крестьянских волнений. Говорилось, какие части войск должны привлекаться для подавления выступлений в той или иной губернии.
Записка была одобрена, и вначале 1861 часть войск была передислоцирована. Правительство не исключало возможность революционных выступлений в Петербурге. Обсуждалась записка «Вызов войск на случай беспорядков». В этом документе обсуждались заранее подготовленные шаги, которые необходимо предпринять в случае взрыва.
24.11
Правительство подключило Синод к подавлению крестьянских выступлений. Было составлено циркулярное предписание, разосланное во все епархии. Священники были обязаны разъяснять крестьянам свободы, данные им царем, поучать их.
В правительстве обсуждалась дата обнародования манифеста. Обнародовать положения нужно во время великого поста. Исключения составляли только Москва и СПб, там все объявили в прощеное воскресенье. Корреспондент «Колокола сообщал, что в ночь на 19 февраля 1861 войскам были розданы боевые патроны, офицерам нельзя было отлучаться от казарм – словом, были приняты специальные меры.
После обнародования положений 19 февраля (а это объявление во времени было растянуто в течение марта 1861) в обществе среди крестьян началось брожение, которым уже давно пугали правительство крепостники. Обнародование положений происходило торжественно: оглашался манифест, потом положение выдавалось каждому помещику и сельскому обществу.
По единодушным воспоминаниям современников, крестьяне повсеместно встретили объявление воли нерадостно, царили всеобщее уныние и разочарование.
1) Главной причиной такого отношения было то, что крестьяне должны были заплатить за свою волю, хотя рассчитывали на получение земли. Временнообязанное состояние сохранялось, а оно подразумевало экономическую зависимость.
2) Были и субъективные моменты. В основном, меры правительства были направлены на подавление крестьянских волнений. А профилактические меры были слабыми. В некоторых губерниях крестьянам разъяснялись их новые права, но далеко не везде.
Периодизация крестьянского движения включает три этапа, по количеству и интенсивности крестьянских выступлений:
1) Весна 1861 – пик крестьянских выступлений.
2) Июнь 1861 – рубеж 1862/63. Крестьянское движение приобретает иные, пассивные формы. В частности, не подписание неуставных грамот, отказ выполнять повинности.
3) Зима-весна 1863 – оживление крестьянского движения. Зацепился в крестьянском сознании двухлетний срок, но через два года свобода не пришла. И вспыхивают волнения.
Марксистские исследователи называли причинами крестьянского недовольства «недовольство куцей волей». В современных исследованиях более широко объясняется и формулируется крестьянское движение. В частности, по этим вопросам работает исследователь Бокарев. Он выделяет несколько причин крестьянских волнений. Они носят универсальный характер:
1) Крестьяне, оставаясь изолированными от большого мира, руководствовались своими представлениями о мироустройстве, часто не совпадавшими с окружающей действительностью.
2) Сам характер деятельности крестьян, связанный с непредсказуемыми погодными изменениями, с неурожаями, приучил их считать такими же непредсказуемыми действия внешнего мира по отношению к ним.
3) Крестьяне полагали, видя разницу между своим уровнем жизни и жизнью других социальных слоев, что весь мир к ним враждебен, а особенно враждебны непонятные указы. В них крестьяне всегда подозревали обман.
Весной 1863 года, по отчетам 3 отделения, наиболее значительными волнениями было охвачено около 380 помещичьих имений. Воинские команды (это показывает степень накала) были введены в третью часть волновавшихся имений. Со второй половины 1863 начинается спад крестьянского движения. До конца десятилетия число волнений в год ни разу не поднималось до сотни.
Характеризуя крестьянское движение, современные исследователи пишут о пульсации крестьянского недовольства и о вспышках в наиболее критические моменты истории. Крестьянство волновалось и выступало против власти в тех ситуациях, когда:
1) Власть чрезмерно вторгалась в сферу крестьянских интересов, посягая на основы его жизни, ставя крестьян в безвыходное положение.
2) Когда власть слишком явно не оправдывала конкретных ожиданий крестьян.
3) Государство в силу каких-то причин обнаруживало перед крестьянами свою слабость.
Перед 1861 и сразу после обнародования положений все эти обстоятельства сработали синхронно. Характер крестьянского сопротивления пассивный, выступления – исключение. В целом для крестьян характерно быстрое остывание социального протеста, особенно после того, как власть демонстрирует силу.
После использования силы крестьянство использует свою энергию на разумное приспособление к существующей реальности. Вначале 1860-ых гг. требования и недовольство крестьян были связаны с социально-экономической реальностью. Политические вопросы не озвучивались.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Первые проявления оппозиционного настроения – демонстративная панихида, которую отслужили в Казани студенты. В июле 1861 последовала реакция власти на выступления. Власть отреагировала жестко: император подписал резолюцию, чтобы монахов, служивших панихиду, сослали на Соловки, а Щапова привезли в СПб для дознания. Начинаются правительственные репрессии.
Нестабильности в русском обществе способствовали изменения в высших эшелонах власти. Речь идет о переменах на уровне высших должностей: министр внутренних дел Ланской был отправлен в отставку, на его место был назначен Петр Валуев, которого отдельные общественные деятели характеризовали как крепостника, противника положений 19 февраля. И многие рассматривали его назначение как отказ от либеральных начинаний.
Стоит упомянуть прокламации Чернышевского: «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В этой прокламации Чернышевский пытался разрушить монархические иллюзии крестьян, критиковал крестьянскую реформу, а также призывал крестьян к восстанию. Также Чернышевский давал практические указания, как обеспечить борьбу всего крестьянства за свободу.
Однозначно характеризовать деятельность Герцена трудно. В определенные периоды он был то либералом, то революционером. Во второй половине 1850-ых он был ближе к либералам, т.к. верил в либеральные реформы.
08.12
ВТОРОЙ ВОПРОС. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1860-70-е гг. Студенческие выступления в это время были направлены на достижение корпоративных целей. В конце 1860-ых ситуация резко меняется. Студенчество активнее включается в социально-политическую жизнь общества, интересуется ей и обсуждает социальные вопросы.
Подъем студенческого движения наблюдается с осени 1868. После выстрела Каракозова 1866 усиливаются консервативные элементы в политике Александра II. В отношении учащейся молодежи тоже были приняты меры. В частности, в 1867 были изданы новые университетские правила. Сам устав не перерабатывался, но некоторые правила, ограничивающие жизнь университетов, вводились. Их появление обусловило подъем студенческого движения. В качестве фона можно говорить о голоде в черноземных губерниях. Голодовки активно обсуждались в прессе, и на их волне на повестку дня стоял политический вопрос о крестьянской реформе.
В качестве ярких центров можно назвать столицы. В 1868-69 в СПб действовал многочисленный кружок «Смаргонская академия». В него входили лица, привлеченные по делу Каракозова, но не осужденные. В исследовательской литературе «Смаргонская академия» рассматривается как связующее звено между ишутинцами и нечаевцами. Также исследователи установили, что в обсуждениях «Смаргонской академии» принимали участие Ткачев, Нечаев и т.п.
В «Смаргонской академии» обсуждался вопрос о цареубийстве, но это было лишь на уровне теории. Смаргонцы установили связь с революционерами за границей, в частности, с Европейским революционным комитетов. Как таковой программы у Смаргонцев не было. Главное в том, что «Смаргонская академия» занималась больше обсуждением, но не реальной деятельностью.
Говоря о студенческих движениях, нужно выделить взгляды Нечаева и Ткачева. Они выдвигали своеобразные требования. Для решения социальных проблем Нечаев отмечал, что нужно заниматься пропагандой среди учащихся, студенческой молодежи. Именно ее Нечаев называет главной силой социального переворота. Ткачев был с ним согласен.
С осени 1868 наблюдается усиление студенческих волнений. Сначала это было в режиме брожения, а далее вылилось в открытое противостояние. Студентами медико-хирургической академии в СПб был составлен документ «история студенческого движения в 1861 в СПб и Казани». Этот документ должен был призвать студентов к политическим процессам. Весной 1869 студенческими волнениями был назначен СПб университет. После завершения юбилейных празднований и начинается выступление студентов. С весны 1869 среди учащейся молодежи начинаются непрерывные сходки, начинаются студенческие волнения против министерства и власти.
Для характеристики этой активности в литературе используется понятие «студенческие беспорядки». Студенты Медико-хирургической академии выдвигали свои требования в жесткой форме. Власть ответила на выступления жестко. Поведение ее показательно. Медико-хирургическая академия была закрыта, студенты массово отчислялись и принудительно отправлялись на малую родину. Также поступали со студентами МГУ и СПбГУ. Таким образом, к концу марта 1869 правительство справилось со студенческими протестами.
Фигура Нечаева выделяется на фоне студенческих волнений. Он агитирует студентов, пропагандирует свои взгляды. Была у него идея объединить студенческую молодежь в единую всероссийскую революционную организацию, которая должна была играть авангардную роль и проводить перевороты. Нечаев изначально пытался предать выступлению организованный характер и усилить политические моменты.
После ареста в 1869 Нечаеву удалось бежать заграницу, где он знакомится с Михаилом Бакуниным. Среди революционной русской эмиграции Нечаев начинает фантазировать, что в России есть революционная организация, что народ готов к революции. Этими рассказами Нечаев расположил Бакунина. Он к тому времени уже оформился как анархист и имел особо не находил сторонников. Он поссорился с Марксом и Энгельсом.
Заграницей Бакуниным и Нечаевым был выпущен ряд листовок, журнал «Народная расправа», «Катехизис революционера». Литература печатается в качестве отправки Нечаева заграницу. При поддержке Бакунина Нечаеву кроме литературы передают и деньги на революционную пропаганду из фонда, оставленного Герцену Бахметьевым. К осени 1869 у Нечаева есть революционная литература и средства, и он возвращается в Россию для создания революционного кружка. Он создает немногочисленный кружок «Народная расправа».
Примечательны положение лидера и взаимоотношения участников кружка. Они воплотили взгляды Бакунина и Нечаева о создании кружка. Цель оправдывает средства, революционеры – обреченные люди, которые должны посвятить революции всех себя и не гнушаться убийствами и криминалом. Нечаевцами был убит студент Иванов, отказавшийся слепо подчиняться лидеру кружка. Было начато дело, Нечаев скрылся. Этот поступок задел и европейских революционеров, в частности Маркса и Энегльса. Они объявили войну нечаевщине, стали настороженно относиться к борьбе с русскими революционерами.
Нечаев, по словам Маркса и Энгельса, был политическим авантюристом. Русские революционеры тоже негативно отнеслись к деятельности Нечаева. Сюжет, связанный с нечаевщиной, описал Ф. Достоевский в романе «Бесы».
Несмотря на критику нечаевщины, многое в русском революционном движении от нечаевщины возрождается уже в конце 1870-х гг.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИДЕЙНЫЕ ПОЗИЦИИ НАРДНИЧЕСТВА