Четвертый вопрос. Реформа для удельных, государственных и других категорий зависимых крестьян

ТРЕТИЙ ВОПРОС. ВЫКУПНЫЕ ОПЕРАЦИИ.

ВТОРОЙ ВОПРОС. НАДЕЛЫ И ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ЛИЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Несколько слов о законодательных источников освобождения крестьян:

1) Манифест 19 февраля 1861.

2) Положения 19 февраля 1861 о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Они состояли из целого комплекса документов. Из них наиболее важно общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этих же положениях закреплялись основы выхода крестьян «на свободу».

Основные принципы крестьянской реформы:

1) Отмена крепостного права объявлялась добровольным пожертвованием со стороны дворян;

2) Предпочтение при решении крестьянского вопроса отдавалась полюбовным соглашениям между помещиком и крестьянином.

3) Декларировалась собственность помещиков на всю землю имения.

4) Усадьбы и наделы отдавались в пользование крестьянам за оброчные и барщинные повинности.

5) Крестьяне получали права на выкуп земли в полную собственность.

Несколько слов об определениях. Надо понимать, кто такой временно обязанный крестьянин. Временно обязанный крестьянин – крестьянин, уже получивший личную свободу, но еще не выкупивший надел в собственность, пользующийся этим наделом и выполняющий оброчные или барщинные повинности. Крестьянин не мог отказаться от надела в первые девять лет после издания положения 19 февраля. То есть в течение 9 лет ситуация в отношении крестьян мало менялась по сравнению с предшествующим периодом.

Размеры полевого надела и повинности фиксировались в особом документе под названием «Уставная грамота». Для составления уставной грамоты отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот отводилось помещикам, проверяли их специальные должностные лица, мировые посредники. Уставная грамота заключалась с крестьянской общиной, с сельским обществом, принадлежавшим данному помещику. Повинности за пользование землей взимались с общины.

Обязательное наделение крестьян землей, установление круговой поруки приводило к закрепощению крестьян общиной. Крестьянин получал целый пакет личных прав, к примеру менять место жительства, но пользоваться этим правом мог только с разрешения общины. Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами-собственниками.

Создавалось специальное учреждение, которое должно было следить за урегулированием нового порядка, туда же крестьяне могли жаловаться на помещиков. Это губернское по крестьянским делам присутствие. Личное освобождение крестьян было объявлено с 5 марта 1861. После обнародования положений крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Они могли свободно вступать в брак, заключать сделки и договоры, судиться, отлучаться с места жительства, заниматься предпринимательством, учиться, переходить на госслужбу и в любое другое сословие.

Кроме личных прав крестьяне получали права по самоуправлению. Эти права заключались в том, что крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику, могли объединяться в сельское общество. Сельское общество – объединение крестьян, проживающих на земле одного помещика, собирающихся на сельские сходы для самостоятельного решения местных хозяйственных вопросов. В рамках одного поселения могло быть несколько сельских обществ. Все свои вопросы они решали на сельском сходе. Кстати, участвовать в этом сходе могли только мужчины. В основном это были главы семейств, а решения принимались большинством голосов.

На сельском сходе выбирались сельский староста и сборщик податей сроком на три года. Староста следил за хозяйственной и бытовой жизнью населения, решал все вопросы. Несколько поселений объединялись в волость. Волость – это высшая административная единица крестьянского самоуправления. Территориально волость совпадала с границами церковных приходов и объединяла 200-300 душ. На уровне волости собирался волостной сход. Здесь участвовали старосты всех селений, а также выборных от отдельных сел.

На волостном сходе выбирался волостной старш и на. Он выполнял на уровне волости функции наблюдателя, контролера бытовой и хозяйственной жизни. Главная его задача – поддерживать порядок в волости. Он объявлял законные распоряжения правительства, задерживал бродяг и бедных, пресекал преступность, следил за исполнением повинностей.

Под руководством старшины действовало волостное правление. Это был совещательный орган при старшине. Часть вопросов решалась большинством голосов, часть – единолично старшиной. На уровне волости действовал волостной суд. Он избирался, формировался из крестьян и создавался только для крестьян. Под юрисдикцию волостного суда подпадали мелкие споры между крестьянами, а также приговоры о наказаниях за проступки. Эти приговоры были окончательными и не подлежали обжалованию. Волостной старшина не вмешивался в действия волостного суда, а имел право только наблюдать за его решениями.

При волостном правлении был волостной писарь. Волостной суд мог приговорить крестьянина к общественным работам на 6 дней, к аресту на 7 дней, к штрафу до 3 рублей и к телесному наказанию до 20 ударов розгами.

Несколько слов о мировых посредниках. Свою деятельность они начали с конца весны 1861. Главная задача мировых посредников – урегулировать отношения между крестьянами и помещиками. По закону мировые посредники рассматривались как судебно-административная инстанция по примирению помещика и крестьянина. Основные направления деятельности мировых посредников:

1) Разбирать споры, жалобы и недоразумения между помещиками и крестьянами.

2) Урегулировать отношения между помещиками и крестьянами: способствовать заключению добровольных соглашений, утверждать (а иногда и самостоятельно составлять) уставные грамоты, руководить обменом и процессом разверстывания земли, удостоверять выкупные акты, следить за несением крестьянских повинностей.

3) Надзор и контроль за органами крестьянского самоуправления.

4) Судебные разбирательства споров по делам, где цена иска не больше 30 руб.

Посредник мог приговорить к общественным работам, тюрьме или к телесным наказаниям. На действия мирового посредника можно было пожаловаться в губернское по крестьянским делам присутствие.

Мировые посредники назначались из местных потомственных дворян при условии, что у них в собственности не менее 150 десятин земли. При отсутствии данного количества потомственных дворян на роль посредников могли избираться личные дворяне при условии двойного имущественного ценза (не менее 300 десятин земли).

В каждой губернии появлялось губернское по крестьянским делам присутствие. В его состав входил губернский предводитель дворянства, управляющий палатой государственных имуществ, губернатор и представители местного дворянства. Этот орган разбирал жалобы на постановления мировых посредников. и утверждал добровольные соглашения между помещиками и крестьянами.

Губернское по крестьянском делам присутствие поддерживало связь с МВД, сообщая, что происходит в плане реализации реформы на уровне губернии. В ответ оно получало толкование законов и инструкции.

Недостатки крестьянской реформы

1) На период временно обязанного состояния сохранялась вотчинная власть помещика над крестьянином;

2) Первые 9 лет крестьянин не мог отказаться от надела в одностороннем порядке, был прикреплен к нему и не мог реализовать некоторые гражданские права, данные ему законом.

3) После отмены крепостного права крестьяне зачислялись в категорию податных сословий. Они должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Схема взимания подушной подати была подушевой: налог брался с имущества, а не с человека. Поскольку обеспечить взимание таких податей с каждого человека было трудно, устанавливалась круговая порука.

4) Существование круговой поруки зависело осуществление крестьянином каких-то прав. К примеру, община могла не позволить крестьянину покинуть село и уехать.

5) Крестьяне оставались единственным сословием, которое могло быть подвергнуто телесным наказаниям. От телесных наказаний освобождались представители сельской волостной администрации, которые занимали должность по выборам.

6) Государство сохраняло контроль посредством мирового посредника над органами крестьянского самоуправления и над отдельным крестьянином.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Душевой надел – усадьба и земля, на которой он стоит, а также полевой надел. В полевой надел входили пастбищные, пахотные, сенокосные земли. Процесс наделения крестьян землей регулировался местными положениями. Для определения душевого надела вся территория Российской империи делилась на три полосы:

1) Нечерноземная;

2) Черноземная;

3) Степная.

Каждая полоса делилась на местности. Для каждой местности устанавливался свой размер надела. Для черноземной и нечерноземной полос устанавливалась «вилка»: высший и низший наделы. Низший надел составляет 1/3 от высшего. Земля распределялась по ревизским душам, т.е. женщинам земля не отводилась.

1) Для нечерноземной полосы размер был от 3 до 7 десятин. Низший размер надела от 1 до 2,3 десятин. Низший надел составляет одну треть от высшего: 3:3 = 1, 7:3 = 2,3.

2) В черноземной полосе высший душевой надел составлял от 2 до 6 десятин. А низший – от 2/3 до 2 десятин.

3) В степной полосе единый указный надел, низшего надела не было. Установление этого надела определялось характером производства в степных районах, где господствовала переложная система. Установить наделы с такой точностью, как в нечерноземных и черноземных районах, было невозможно. В зависимости от местности размер высшего надела колебался от 6 до 12 десятин.

В установленных положениях 19 февраля нормы подушевого надела были ниже того количества земли, которое было у крестьян до реформы. Крестьяне потеряли 20% земли, которую обрабатывали раньше.

В законе существовала только одна норма, которая защищала земельные интересы крестьян. Крестьянин не мог получить меньше низшего надела, установленного для данной территории. Если размер крестьянина был меньше установленного, то помещик обязан был прирезать землю, чтобы надел дошел до нормы.

Вместе с тем способы увеличить барскую запашку предполагались разнообразные. Помещик имел право отрезать землю, если в его распоряжении оставалось в черноземной и нечерноземной полосах меньше 1/3 удобной плодородной земли. В таком случае права земельные крестьян не защищаются. Крестьянин мог получить меньше низшего надела. В степной полосе этот показатель был мене 50%.

Помещик имел право без согласия на то крестьян предоставлять им земли в другом месте, а также переносить крестьянскую усадьбу, правда, за свой счет. Законом разрешался обмен земельных угодий, если то выгодно было помещику. Если, например, на крестьянских наделах обнаруживались залежи полезных ископаемых, то помещик мог перераспределить землю.

Уставная грамота имела специально разработанную форму. Она имела два раздела: в первом приводились сведения о населении, прописывалось количество крестьян и дворовых, зафиксированных десятой ревизией 1858 года, было зафиксировано количество отпущенных после нее крестьян, тех крестьян, которые до реформы отказались от надела и т.п. Во второй части указывалось количество земли, которое было у крестьянина до и после реформы. Повинности за пользование землей подразделялись на два вида: оброк и барщина. В уставной грамоте эти повинности тоже были прописаны.

При определении размера оброка и барщины вся территория государства разделялась на 4 полосы:

1) Нечерноземная (оброчная);

2) Нечерноземная (барщинная);

3) Черноземная (барщинная);

4) Степная.

В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне нечерноземной барщинной полосы. Земля здесь была плохая, заработков и промыслов не было, потому крестьяне на плохой земле вели хозяйство.

За высший душевой надел в черноземной полосе и единый указный надел вводились определенные повинности. Они исчислялись погодно, за год платил крестьянин. В законе говорилось, что крестьяне не обязаны были нести в пользу помещика какие-то дополнительные повинности. Основной формой повинностей был денежный оброк. Его размер приблизительно соответствовал дореформенному оброку.

Правительство поддерживало переход крестьян с барщины на оброк. По истечении двухлетнего срока после издания положения крестьянин по своему желанию в одностороннем порядке мог перейти с барщины на оброк. Правительство понимало неэффективность барщины, потом, для выкупной суммы был необходим оброк.

Наивысший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход. В черноземных губерниях оброк был значительно ниже. Данное обстоятельство указывает на полное несоответствие между ценой на землю и устанавливаемым оброком. Оброк не был своеобразной арендной платой за землю. Оброк сохранял характер феодальной повинности, обеспечивая помещику доход, который он получал до реформы. Если учесть, что размеры наделов были уменьшены на 20%, а размер оброка остался тот же, то помещики тут выиграли.

Закон устанавливал градацию повинностей. Она предполагала, что основная часть оброчных платежей приходилась на первые десятины надела. За первую десятину крестьянин должен был заплатить половину от оброка. За вторую десятину – 25% от оброка, а последняя четверть оброка равномерно распределялась на все оставшиеся десятины. Это приводило к тому, что даже если крестьянин получит небольшой надел в 2 десятины, то он будет платить 75% от оброка.

Например, в имениях, находившихся не далее 25 верст от СПб, оброк был 12 руб. В Ярославской, Нижегородской, Владимирской губерниях оброк был 10 руб. А далее оброк снижался.

Другой вид повинности – барщина. За любой надел полагалось 40 дней мужских и 30 дней женских. Из этого количества 60% дней отбывались летом, а 40% – зимой. Мужские дни подразделялись на конные и пешие. Конный день означал, что крестьянин должен был отбывать повинность с лошадью, с орудием труда. Соотношение между конными и пешими днями определял помещик. Продолжительность дня летом 12 часов, а зимой – 9 часов.

Законодатель устанавливал градацию барщинных дней: за первую десятину 50% рабочего времени, за вторую десятину – 25%, а остальное распределялось между оставшимися десятинами.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. По закону, свои наделы крестьяне получали в бессрочное (постоянное пользование). Затем по добровольным условиям с помещиками крестьяне должны были выкупать повинности, назначенные за предоставленную землю. Выкупалась не земля, а именно повинности.

Большую роль в организации выкупной операции играло государство. Выкупные суммы были значительны: помещики были заинтересованы, чтобы получить все деньги за повинности единовременно. Государство выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем земли. Условия проведения выкупной операции оговаривались в специально изданном «Положении о выкупе». Оно входило в состав положений 19 февраля 1861. Этим положением правительство пыталось заинтересовать крестьян и помещиков.

По закону крестьяне были обязаны выкупить усадьбу. Выкуп надела зависел от добровольного соглашения крестьян и помещика, либо по требованию последнего и вопреки желаниям крестьян. Выкуп усадьбы разрешался в любое время при условии отсутствия долгов. В основу расчетов выкупной суммы был положен оброк. Оброк увеличивался, капитализировался из расчета 6%. Это значит, что для определения выкупной суммы размер оброка принимается как 6%. В нечерноземной губернии размер оброка составлял 10 руб. Чтобы определить выкупную сумму, принимаем 10 руб. за 6%. То есть размер выкупной суммы – 166 руб. Крестьяне не могли внести единовременно всей выкупной суммы. А помещики были заинтересованы в получении выкупной суммы сразу.

Государство расплачивалось за крестьянина с помещиком, а крестьянин возвращал государству долги. Государство помогало в плане организации выкупа только тем крестьянам, которые находились на оброке. В случае, если крестьянину предоставлен высший размер надела, то государство выплачивает помещику 80% от выкупной суммы. 20% платит сам крестьянин. Дальше крестьянин становился должником перед государством. В течение 49 лет крестьянин обязан был отдать государству сумму, равную размеру оброка.

Если крестьянину предоставлялся размер надела ниже высшего, то государство платило 75% от выкупной суммы, а 25% должен был собрать сам крестьянин. Учитывая непростую финансовую ситуацию в российском государстве, особенно после Крымской войны, государство первоначально рассчитывалось с поме-щиками ценными бумагами. Впоследствии ценные бумаги можно было обменять в банке на деньги. С самого начала на них начислялся процент – их можно было разместить в банке и получать с них процент. Они принимались для оплаты кредитными учреждениями. После того, как крестьяне стали расплачиваться с государством, и в казне появились деньги, то государство стало расплачиваться с помещиками деньгами.

Погашение крестьянами выкупных платежей проводилось сельскими обществами на основе круговой поруки. Вплоть до окончания погашения выкупных платежей крестьяне не могли ни продать, ни заложить выкупленную землю. В случае систематической неуплаты земля могла продаться с торгов. Выкупные операции проходили по-разному. В различных губерниях были свои особенности. Эта неодинаковость процесса проявляется в желании, а иногда и в нежелании перейти на выкуп. В нечерноземной губернии крестьяне желали приобрести землю.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Положение 19 февраля 1861 инициировало отмену крепостного права у крестьян удельного ведомства. Юридически крепостное право в отношении этой категории крестьян было отменено на основании приказов 1858 и 1859. По этим указам на крестьян распространялись права личные и по имуществу. Удельным крестьянам предоставлялось право приобретать в собственность ненаселенные земли, переходить в городские и сельские сословия, заключать договоры, составлять завещания, вступать в брак. Первого марта 1861 министр императорского двора Граф Адлерберг подал записку на имя императора, в которой высказал согласовать в хозяйственном и судебном отношении положение удельных крестьян с положениями 19 февраля.

Эта записка была положена в основу указа 1861, по которому крестьяне удельного ведомства освобождались. В этом указе говорилось:

1) Предоставить крестьянам право сохранить за собой на протяжении 5 лет все земли, которые у них были в пользовании за существующие повинности. По истечении этого срока наделить крестьян землей в том отношении, в котором ей наделяли помещичьих крестьян

2) Повинности за пользование землей не должны превышать норм, установленных положением 19 февраля. Эти повинности должны оставаться неизменными в течение 20 лет

3) Крестьяне имеют право выкупа усадьбы и полевого надела на основе соглашения с судебным ведомством;

4) Удельным крестьянам соглашалось создавать организацию мирского управления на основе тех принципов, которые были разработаны для помещичьих крестьян.

В результате этого указа 1861 была проведена большая работа, были внесены уточнения, в результате которых в 1863 году Александром II было утверждено «Положение о крестьянах, водворенных на землях имениях государевых, дворцовых и уездных». Это положение работало в отношении дворцовых и удельных крестьян.

В положении было две части:

1) Об организации сельского и волостного управления

2) О наделении крестьян землей и организации выкупной операции.

По закону 1863 удельные крестьяне в течение двух лет переводились в отряд собственников. За основу определения земельных наделов были взяты положения 19 февраля. Организация выкупной операции шла также как и в случае с помещичьими крестьянами. Погашение выкупной суммы должно было происходить в течение 49 лет. Процессы освобождения крестьян удельного ведомства и помещичьих крестьян различия не было. В плане перехода на выкуп удельные крестьяне жестко должны были перейти на выкуп через 2 года, то есть в 1865.

22.09

Организация крестьянского общественного управления создавалась на основе положения 19 февраля 1861. Составление уставных грамот было проведено за год, действие их происходило в течение двух лет. Сроки реализации реформы были такие же, как и у помещичьих крестьян. Составляли уставные грамоты чиновники удельного ведомства, проверяли их мировые посредники.

Чтобы понять специфику освобождения государственных крестьян, надо вспомнить, в каком положении они были накануне 1861. Это положение связано с реформой графа Киселева. Он решил установить в отношении государственных крестьян уравнительное землепользование. Это привело к тому, что государственные крестьяне нечерноземной полосы получили надел в 15 десятин, а крестьяне черноземной полосы – 8 десятин.

После обнародования положения 19 февраля 1861 появляется правительственный указ о составлении положения крестьян, водворенных на государственных землях. 1866 – реформа в отношении государственных крестьян, закон «о поземельном устройстве государственных крестьян».

1) По закону сельские общества государственных крестьян сохраняли все те земли, которые были у них в дореформенный период. У крестьян нечерноземных губерний был надел 15 десятин, у крестьян черноземных губерний надел 8 десятин. Документ, в котором фиксировался размер надела и повинности, назывался владенная запись. За пользование землей крестьяне платили оброчную подать. Она сохраняется, пока крестьяне не переходят на выкуп. Размеры государственной оброчной подати примерно размерам дореформенного периода. Вместе с тем, по закону 1866 для отдельных местностей разрешалось повышать или понижать оброчные подати. Это повышение или понижение происходило в пределах 15%. Размер государственной оброчной подати не менялся в течение 20 лет после издания закона. Помимо оброчной подати крестьяне обязаны были платить особый налог за пользование лесным материалом.

2) Право пользования землей, которая предоставлялась по владенным записям, было ограничено.

a. Раздел общинных земель на подворные участки, а также выделение участков отдельным домохозяевам – все эти процессы могли осуществляться только с согласия 2/3 участников сельского схода.

b. В течение трех лет с момента получения владенных записей запрещалось отчуждать земли лицам, не принадлежавшим к данному сельскому обществу. По истечении этого срока продажа земли посторонним лицам разрешалась при условии взноса в казну полученной за землю суммы.

c. На выкуп земли в полную собственность можно было переходить всей общиной или индивидуально. В основу определения была положена оброчная подать, которая капитализировалась из расчета 6%. Составление владенных записей поручалось чиновникам министерства государственных имуществ. Сроки их составления и выдачи зависели от состояния работ по межеванию в той или иной губернии. Там, где межевание было закончено, сроки составления владенных записей были определены в 2-4 года.

В 1867 году министерством государственных имуществ была издана специальная инструкция по составлению владенных записей. В ней подробно излагался порядок составления и утверждения владенных записей. С содержанием этих записей должны были ознакомиться собранные на сельский сход крестьяне. Обязательным условием было присутствие на сходе мирового посредника и специальных сторонних добросовестных – представителей других сословий в составе 4-6 чел. Сельский сход обязан был выделить из своей среды уполномоченных для более детального изучения записей и подписания акта о ее проверке.

Если крестьяне не соглашались с условиями владенной записи, то вопрос передавался старшему чиновнику губернии по составлению записей. Это к вопросу, куда могли пожаловаться крестьяне. Это первая инстанция, а вторая – губернское по крестьянским делам присутствие.

Если не удавалось найти компромисс, то окончательное решение выносил главный комитет.

По инструкции 1867 все губернии по очередности составления владенных записей были разделены на группы. Практика показала, что составление владенных записей было затянуто и не укладывалось в сроки, прописанные в законе.

1) В 14 губерниях (в т.ч. и в Ярославской) работа по составлению владенных записей шла два года.

2) В 1870 году в 18 губерниях работа по составлению владенных была завершена.

Главная особенность была в том, что государственные крестьяне были лучше обеспечены землей, чем помещичьи.

Особое положение было издано в отношении дворовых в 1861. По этому положению, дворовые не получали ничего, т.к. ничего и не имели. Они получали «все права личные, семейственные и по имуществу», иными словами – свободу. Несмотря на издание закона, в течение первых двух лет дворовые оставались в зависимости от своих владельцев. В течение этого срока дворовый был исполнять повинности, платить оброк, если на нем был. По желанию помещика дворовых могли отпустить досрочно.

В течение двухлетнего срока размер оброка не мог быть повышен. По истечении двухлетнего срока все дворовые отпускались на свободу без всякого вознаграждения. Подобное освобождение было не выгодно части дворовых. По закону 1861 предусматривалось создание фонда для дворовых «для презрения престарелых, дряхлых, страждущих душевными и телесными недугами, больных и малолетних». Создание этого фонда создавалось путем обложения дворовых рублевым сбором.

Еще одна категория зависимого населения – крестьяне, принадлежавшие мелкопоместным помещикам. Дополнительные правила в 1861 были изданы и для них. Мелкопоместным владельцем считался помещик, у которого в собственности было менее 21 мужской души и ограниченное количество земли. В зависимости от губернии минимальный размер устанавливался:

1) В степной и неченоземной полосе менее 75 душевых наделов высшего или указного размера;

2) В черноземной полосе менее 60 душевых наделов высшего размера.

Закон максимально защищал интересы мелкопоместных владельцев. Для них устанавливался целый ряд льгот, и это составляло ограничения для освобождения крестьян:

1) Помещику предоставлялось право не наделять крестьян землей совсем, если к моменту опубликования положений 19 февраля в пользовании у крестьян земли не было.

2) Помещики не обязаны были делать прирезку земли крестьянам, если их наделы были менее низшего размера.

Крестьянам, не получившим земельного надела, предоставлялось право перехода на казенные земли. Крестьянам, получившим надел, хоть и незначительный, разрешалось поселиться на казенных землях только при условии согласия помещика. В этом случае земля, находящаяся в пользовании у крестьян, возвращалась помещику. По закону, крестьянин получал на казенных землях участок, предусмотренный для государственных крестьян. Наконец, помещик имел право передать крестьянина с наделом в казенное ведомство, за что получал единовременное награждение в сумме капитализированного годового оброка.

Выкуп производился на общих основаниях для помещичьих крестьян. В условиях мелкопоместных владельцев отсутствовала круговая порука, и ответственность за неуплату оброка нес каждый крестьянин лично.

Для особо нуждающихся мелкопоместных владельцев выдавались пособия.

Особые законы были для посессионных и крепостных работников. На эту категорию зависимого населения отчасти распространялись законы 19 февраля. Крепостные работники получали усадьбу и полевой надел лишь в тех случаях, если пользовались ими до реформы. На помещичьих фабриках барщина уничтожалась, все крестьяне переводились на оброк. Этот процесс охватил далеко не все производства. В частности, в законе прямо говорилось, что на отдельных производствах с наиболее тяжелыми условиями труда перевод с барщины на оброк должен происходить постепенно. К примеру, на Уральских горных промыслах, на соляных промыслах действовал этот закон. Но и по истечении этого срока барщина могла существовать.

Государство и владельцы предприятий понимали, что если сразу же перейти на оброк, то можно остаться без рабочих рук – переход на вольнонаемный труд здесь был затруднен в силу крайне тяжелых условий работы.

Посессионные рабочие подразделялись на две категории:

1) Мастеровые, которые непосредственно работал на рудниках и заводах;

2) Сельские работники – те, кто выполнял вспомогательные работы на производстве и одновременно занимался с/х.

Мастеровые, если пользовались в дореформенный период земельным наделом, получали его в постоянное пользование за повинности, но выкупу этот надел не подлежал. Мастеровые имели право отказаться от надела, за исключением усадьбы. От усадьбы мастеровой отказаться не мог, но и выкупить ее не мог. Это означало значительные проблемы с точки зрения их мобильности. Они, по факту, закреплялись за предприятием.

Ситуация с сельскими работниками была такая же. Они получали в постоянное пользование надел, размеры которого соответствовали положению 19 февраля. И земля, и усадьба могли быть выкуплены по условиям выкупа 1861 года.


ТЕМА 2. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В 1860–1870-ые годы

ПОДТЕМА 1. БУРЖУАЗНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: