Шестой вопрос. Военные реформы

ПЯТЫЙ ВОПРОС. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. РЕФОМА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЦЕНЗУРНЫЙ УСТАВ 1865.

ВТОРОЙ ВОПРОС. ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ПРИЧИНЫ РЕФОРМ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.

Источники и литература:

1) Дневники Дмитрия Милютина, графа Валуева, сборник законов «Российское законодательство», мемуары Кропоткина

2) Сборник статей «Великие реформы в России 1856-1874», М., 1992. работы Захаровой 1990-ых гг.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Внутренняя полтика правительства России развивалась под большим влиянием крестьянской реформы 1861. Именно отмена крепостного права повлекла целую серию преобразований. Отменив крепостное право, нужно будет принимать новые законы, менять систему местного самоуправления, создавать новые институты, учреждения. Необходимы были финансовые реформы, реформы судебной системы и т.п.

Достойна внимания оценка в отечественной литературе судебной реформы 1860-ых гг. Долгие годы в советской литературе существовало мнение, что буржуазные реформы Александра II были не продуманными. Преобразования 1860-ых гг. характеризовались как неудачные попытки феодальных институтов перестроиться. Дело в том, что они проходили под влиянием крестьянского движения и студенческих волнений. В исследованиях 1990-ых гг. появляется иной взгляд на эти реформы. В оборот были введены новые документы. Было установлено, что буржуазные реформы Александра II планировались параллельно с крестьянской реформой. Чиновники высших эшелонов власти понимали, что, уничтожив крепостное право, поневоле придется менять другие звенья жизни.

Во второй половине 1850-ых гг. начинает разрабатываться земская реформа, реформа суда, военные реформы. Эти данные и эти факты заставляют характеризовать буржуазные реформы как комплексные, проводившиеся по единому плану и не спонтанные.

Причины реформ:

1) Заинтересованность правительства. Без некоторых из них оно технически не могло управлять страной;

2) Ситуация в обществе. Представители общественного мнения требовали проведения реформ. Этот факт подтверждают прокламации, появлявшиеся в 1861-1862. Это прокламация к молодому поколению (осень 1861). Автор ее – поэт Михайлов. В ней содержались определенные угрозы правящей династии в том случае, если она не проведет необходимых реформ. Прокламация 1862 «Молодая Россия». Автор ее Петр Заечневский. В ней был призыв к политической и социальной революции. И, наконец, крестьянские выступления 1861.

3) Во второй половине 1850-ых гг. в циркуляре Горчакова был провозглашен лозунг: «Ни слабости, ни реакции во внутренней политике». Именно под этот лозунг финансовые сферы Западной Европы предоставляли кредиты русскому правительству. На фоне подавлений крестьянского движения стоило проводить дальнейшие преобразования.

Характеризуя внутреннюю политику Александра II, можно выделить два этапа:

1) Рубежная дата – 1866, первое покушение на Александра, выстрел Дмитрия Каракозова. Это привело к тому, что консерваторы начинают брать реванш.

29.09

Характеризуя внутреннюю политику Александра II, можно выделить два этапа:

1) Середина 1850-ых – 1866 г. Были проведены основные буржуазные реформы. В это время наиболее мощно проявлялся радикальный либерализм. Исследователи призывают чувствовать оттенки и нюансы либерализма, чтобы давать более точную оценку.

a. 1858-1861. Радикальный либерализм. Наибольшее влияние либеральных идей проявляется именно в это время.

2) 1866-1881. Рубежная дата – 1866 год, первое покушение на Александра II. Это покушение сыграло большую роль в изменениях во внутриполитическом курсе. Крепостники начинают брать реванш. Во второй половине 1860-ых – 1870-ых усиливается консервативная составляющая, правительственный курс ужесточается. Впрочем, все было не однозначно. Военная реформа была проведена в 1874.

На следующий день после покушения в апреле 1866 обер-прокурор Синода граф Толстой с яркими реакционными взглядами делает резкое выступление, направленное на министра просвещения Головнина. По характеристикам, современников, Головнин был самым либеральным из тех, кто занимал этот пост. Главный довод Толстого был в том, что реформа образования привела к распространению крамольных идей среди молодежи и больше ни к чему. Отсюда вывод: нужно ужесточить политику в области образования. В апреле 1866 Головнин был отправлен в отставку.

В след за ним были уволены и другие представители высших эшелонов власти. Например, был уволен шеф жандармов Долгоруков. Вместо него на эту должность назначили молодого придворного генерала графа Шувалова. Был уволен генерал-губернатор СПб князь Суворов: «гуманный, деликатный генерал-губернатор», по отзывам современников. Вместо него назначили генерала Трепова.

В мае 1866 был составлен царский рескрипт, адресованный председателю комитета министров. Перед комитетом министров была задача разработать меры борьбы с крамолой. Летом 1866 комитет министров составил законопроект. Его составили граф Шувалов и министр внутренних дел Валуев. Валуев был назначен этот пост в 1861, до него эту должность занимал большой либерал Ланской.

Валуева нельзя однозначно охарактеризовать. По ряду вопросов он высказывался как консерватор. В частности, он был за вотчинное право над крестьянами, сохранение дворянских привилегий, ограничение свободы прессы и университетов. Об этом он говорил еще в начале 1860-ых. С другой стороны, он активно выступал за проведение военной реформы, за принцип национальной автономии и даже был сторонником созыва совещательного собрания, которое доносило бы до власти мнение народа.

Главная идея нового проекта – усиление губернаторской власти. Этот проект противоречил проведенным либеральным преобразованиям, против него выступали некоторые министры: министр финансов Рейтен, министр юстиции Замятнин. Тем не менее, законопроект был одобрен Александром. В литературе отмечается, что большое влияние на Александра II оказывал граф Шувалов.

Основные положения закона:

1) Губернатор объявлялся представителем монаршей власти в губернии.

2) Ни один чиновник губернии не может занять место без согласия губернатора. Губернатор контролировал все учреждения государственной службы, ему обязаны были подчиняться и оказывать уважение все чиновники на его территории.

3) Губернатор получил право закрывать своим постановлением любую общественную организацию, и любые собрания. Власть губернатора усилилась и на земские учреждения.

Особое влияние на процессы реформ оказывала фракция Шувалова. Он был назначен на пост шефа жандармов. На протяжении второй половины 1860-ых гг. он использовал свое положение, чтобы сблизиться с царем и распространить свое влияние на всю администрацию. Это ему удалось. Постепенно Шувалову удалось собрать группу единомышленников, причем эти единомышленники возглавляли охранительные органы. Такая деятельность Шувалова привела к тому, что он стал одним из самых влиятельных чиновников в России. Он сумел установить контроль над всеми министерствами, связанными с охраной общественного порядка.

Влияние Шувалова также распространялось и на другие ведомства. При его поддержке на пост министра просвещения был назначен Толстой, бывший обер-прокурор Синода. Министр юстиции Замятнин был отстранен от занимаемой должности, и на его место в 1867 был назначен Пален. В 1868 году в отставку ушел Валуев, министр внутренних дел. На его место был назначен Тимашев – явный реакционер. Это назначение было показательно. Тимашев был бывшим заместителем Шувалова.

Эти изменения были проведены, чтобы уменьшить либеральный характер преобразований. Если коротко говорить о каждой реформе, отчасти это удалось. Толстой на посту министра просвещения активно выступал за сохранение классического образования. Об этом говорят законы, принятые при нем. Были сохранены элементы сословности в образовании.

Палев оказывал поддержку губернаторам и полиции в борьбе с независимым судопроизводством. Тимашев был одержим идеей уничтожения цензуры. Проведение городской реформы 1870 на основе принципа приоритета государственной власти. Отчасти реализовать эти идеи Тимашеву удалось.

Несмотря на все эти изменения, отменить буржуазные реформы не удалось. В литературе отмечается, что немалую роль в этом процессе сыграла политическая оппозиция в лице военного министра Дмитрия Милютина и министра финансов Рейдерна. Впрочем, абсолютизировать власть оппозиции не стоит. Решающую роль в политике играло настроение царя. Александр II был заинтересован в развитии и министерства финансов, и военного министерства. В этом смысле интересен взгляд власти на преобразования и модернизацию. Они рассматриваются как необходимые для развития самодержавия. По мнению Александра II, именно финансы и военное ведомство – главные столпы самодержавия.

Реформирование страны рассматривалось как условие сохранения монархии. Это было залогом будущего конфликта: реформы порождали изменения в политической системе, а этого власть не допускала. После 1866 социально-экономическое развитие России не остановилось, оно продолжало развиваться, хотя уже с особенностями и под давлением реакции.

ВЫВОД:

1) Буржуазные реформы, начавшиеся с изменений в с/х., проводились по единому замыслу и имели комплексный характер;

2) Правительство осознавало необходимость дальнейших преобразований и намеренно их проводило.

3) Внутренняя политика Александра II разделяется на несколько этапов.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Финансовое положение России во второй половине 1850-ых гг. было чрезвычайно сложным. Свою роль сыграла Крымская война. После ее окончания в правительстве обнаруживается стремление к изменению системы государственных финансов. В конце 1850-ых гг. в России пытаются создать новые финансовые учреждения и орудия кредита в целях решить назревшие проблемы.

Главная проблема для правительства – проблема нехватки финансов. Государственных финансов мало, частный капитал для модернизации незначителен. Главный вопрос был в том, на какие средства модернизацию проводить. И тут весьма активно работал программа Валерьяна Александровича Татаринова. Еще в 1855 Татаринов представил свои предложения реформирования государственной финансовой системы. В 1856 году как отклик правительства Татаринов отправляется в Европу для изучения финансовой системы и ведения хозяйства в других странах. Он побывал в Пруссии, Англии, Бельгии, во Франции. Итогом этой командировки был отчет, который и был положен в основу финансовой реформы.

Татаринов считал, что в государстве достаточно средств для модернизации, но главная цель – прекратить злоупотребления в отношении казенных средств и установить контроль над этими средствами. Если этот контроль будет выполняться, то деньги можно найти.

Для финансовой системы дореформенного периода были характерны:

1) Отсутствие единства казны. Каждое ведомство имело финансовую самостоятельность. Государство направляло деньги в министерство, а оно уже самостоятельно их расходовало. Почти каждое министерство имело крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований. Эти суммы оседали на счетах министерств и образовывали неэффективные капиталы.

2) Министерство финансов было не в состоянии контролировать финансовую деятельность ведомств, т.к. не было единой формы отчетности. Ревизия счетов проводилась чиновниками того или иного министерства.

Основная забота Татаринова – забота об обеспечении контроля за средствами.

Основные принципы финансовой реформы:

1) Централизация государственного казначейства. Это означало, что все распоряжение средствами казны должно сосредотачиваться в руках министра финансов. Все министерства и ведомства утрачивают свою финансовую самостоятельность. Все доходы и все расходы проходят через государственное казначейство. Неизрасходованные средства по окончании финансового года должны возвращаться в министерство финансов. По принятым законам, запрещалось отдельным министерствам и ведомствам менять целевое назначение государственных ассигнований.

2) Устанавливалась единая форма отчетности для всех ведомств. Денежные средства, которые выделялись государством, фиксировались в особом документе под названием «Государственная роспись». Это весьма серьезный и важный документ, который проходил обсуждение в государственных учреждениях и визировался императором. По сути, государственная роспись выполняла функции бюджета. Выполнение государственной росписи контролировалось государственным советом и было открыто.Вводится принцип гласности бюджета.

3) Принцип единства кассы. Кассы и казначейства министерств и ведомств ранее были независимыми, а теперь уничтожались. В результате все денежные средства должны были проводиться через кассу министерства финансов. Эти выделяемые государством суммы должны соответствовать государственной росписи, утвержденной на государственном совете.

4) В 1864 году образовывается новая государственная структура под названием государственный контроль. Чиновники этой структуры должны были контролировать выполнение государственной росписи. Должность государственного контроля была предложена Татаринову. Эта служба занимается контролем за исполнением государственной росписи и контролем за всей бухгалтерией.

На местах образуются филиалы – особые контрольные палаты. Важно то, что чиновники этих учреждений были полностью независимы от местной администрации, а также от руководителей министерств и ведомств. Соблюдение этих моментов обеспечивало свободный и независимый контроль за расходованием государственных средств на местах. С 1866 отчеты государственного контролера стали публиковаться в печати.

В 1860 году учреждается государственный банк. Основные функции государственного банка:

· Государственный банк заменял дореформенные кредитные учреждения, которые уничтожались. Государственный банк должен был заниматься кредитом.

· Государственный банк должен способствовать развитию торгово-промышленных предприятий.

5) Уничтожались винные откупа. Система откупов характерна для феодального строя, она совершенно неприемлема для рыночной экономики. Также в питейной торговле были огромные взятки. Взяточничество было характерно для торговли в России 1840-ых – 1850-ых гг. В ликвидации откупов правительство было заинтересовано также как и народ, т.к. понимало, что откупа противоречат процессу, идущему в обществе. Еще один момент: откупами были недовольны помещики.

6) В 1863 устанавливалась монополия государства: теперь только оно имело право собирать налоги. В отношении продажи спиртного государственная монополия не устанавливалась. Вводилась свободная продажа спиртных напитков каждым желающим. Причем, каждая бутылка спиртного облагалась особым акцизом, а каждый питейный дом – особым патентным сбором. Государство, отказавшись от системы винных откупов, пришло к акцизам и патентным сборам.

Сбор питейных налогов становится ответственным мероприятием. Сборы учитывались особыми учреждениями – акцизными управлениям. Существовал весьма жесткий и строгий отбор претендентов в акцизное управления: хорошее образование, личные качества. Правительство намеренно назначало высокие оклады с тем, чтобы предотвратить взятки. Во главе акцизного управления был поставлен весьма честный и талантливый администратор Ротт. Министром финансов был Рейтерн.

Итоги отмены винных откупов:

1) Уничтожение системы откупов высвободило огромные средства для капиталовложения.

2) Развитие правопорядка. Несмотря на то, что возникали новые формы мелкой коррупции, систематическая практика масштабной коррупции была прекращена.

Сама система взимания налогов означала переход русского общества к новым системам государственного устройства.

06.10

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Первой по времени опубликования была университетская реформа 1863. В университетской жизни после воцарения Александра II произошли изменения. В частности, наиболее жесткие указы и распоряжения последних лет царствования Николая I были отменены. Первые студенческие волнения 1858 не имели политического характера. К началу 1860-ых ситуация изменилась. Это было связано с нарастанием оппозиционных настроений в обществе и усилением недовольства крестьянской реформой. Студенческая молодежь в начале 1860-ых пользовалась относительной свободой. Несмотря на действие университетского устава 1835, студенты могли обсуждать важные для страны проблемы.

Университетская молодежь хотела участвовать в жизни общества, и общество возлагало на нее большие надежды. К примеру, открывались воскресные школы, где студенты могли себя реализовать как педагоги. Университеты в начале 1860-ых становятся барометром, который отражает общественное настроение.

Правительство такие перемены насторожили, и министром просвещения на рубеже 1850-ых – 1860-ых гг. был назначен Путятин, консерватор. Его назначение уже характеризовало отношение правительства к происходящему в университетах.

В конце мая 1861 в особой комиссии под руководством Строганова вырабатываются правила, которые потом подпишет император. По ним, уничтожались зародыши корпоративного устройства студентов. Подписание этих правил сыграло роковую роль для некоторых высокопоставленных чиновников.

К осени 1861, когда планировалось применить эти правила, начались массовые студенческие беспорядки. Следствие – массовое отчисление студентов из университетов. Известны даже случаи столкновения студентов с войсками. Все это происходило и в Санкт-Петербурге, и в Москве.

Император в это время с женой был в Крыму. Когда эти сведения дошли до него, он был встревожен и недоволен. Уже осенью 1861 министр народного просвещения Путятин и СПб генерал-губернатор Игнатьев были отправлены в отставку. На место Путятина назначается Головнин. Тут в судьбе Головнина поучаствовал великий князь Константин Николаевич, большой либерал. По отзывам современников, это был самый просвещенный и доброжелательный министр народного просвещения в России.

На новом посту Головнин принялся за разработку нового устава. К участию в разработке реформы привлекались студенты, педагоги, некоторые профессора. Их командировали за границу для изучения порядков в университетах других стран. В течение 1862 шла активная работа по составлению проекта нового устава.

Составленный проект окончательно был выработан на уровне министерства просвещения, рассылался во все учебные заведения. При подготовке университетской реформы и в обществе, и в правительстве голоса разделились на две либеральные группы:

1) Костомаров, Корф. Они акцентировали внимание на различных задачах, которые ставятся воспитанием и образованием. Вопросами образования должна заниматься семья и средние учебные заведения, т.к. в университеты приходят сформированные люди. Отсюда вывод: высшее образование должно стать общедоступным, и тут не нужна никакая корпоративность;

2) Каверин считал, что, во-первых, университеты выполняют не только образовательную, но и воспитательную функцию. А, во-вторых, в университеты нельзя допускать посторонних людей в качестве вольнослушателей. Дело в том, что в университетах тех лет были вольнослушатели – те, кто не прошел вступительные экзамены и просто ходил на лекции для себя.

Каверин провел весьма активную работу. Ему удалось за границей привести единогласное подтверждение всех заграничных авторитетов в пользу корпоративного устройства университетов. И этот второй подход и был положен в основу университетского устава.

Устав разрабатывался в министерстве просвещения, потом в специальной комиссии. Он был подписан летом 1863 года после обсуждения в Государственном совете. Что менялось в университетах?

1) Восстанавливалась автономия университетов. Она была предоставлена при Александре I, При Николае I отменена, а теперь восстанавливалась.

2) Ограничивался доступ в университеты посторонних слушателей.

3) Университетам предоставлялось самоуправление посредством создания совета университета и на более низком уровне советов факультетов. Советы университета и факультета избирались преподавательским составом. В совет университета входили ректор, проректоры, деканы.

4) Автономия университетов полной не была. Устав не разрешал студентам организовывать свою общественную жизнь легально.

5) Отсутствовали ограничения при поступлении. Курс обучения оставался 4-годичным.

Несмотря на запрет существования студенческих организаций, университеты стали чувствовать себя гораздо свободнее. Надо представлять, какие были университеты: Московский, СПб, Казанский, Варшавский, Дерптский, Харьковский и т.п. В целом, именно за счет введения такого устава удалось успокоить студенческую молодежь. Тут свою роль сыграла и деятельность министерства просвещения.

Следующая реформа касалась средней школы. Проекты предполагаемого устава печатались, высылались на обсуждение нашим и зарубежным педагогам. Те высказывали свои мнения, эти мнения учитывались. В итоге 19 ноября 1864 года был принят устав о средних учебных заведениях.

Реализация устава 1864 по времени была несколько растянута и связана с организационными моментами. Банально не хватало средств.

1) Средние учебные заведения становились всесословными и платными;

2) Создавались 7-классные гимназии двух типов: классические и реальные. Классические гимназии готовили своих выпускников к поступлению в университеты и давали наряду с общеобразовательной подготовкой древние языки и гуманитарные дисциплины. Реальные гимназии помимо общеобразовательных дисциплин давали точные науки, и их главная задача – подготовить учеников к поступлению в технические школы, а привилегий при поступлении в университеты выпускники реальных гимназий не имели. Также предполагалось создание прогимназий, которые давали неполное среднее образование: срок обучения в них составлял 4 года.

Отдельно стоит сказать о женском образовании. В дореформенный период в Росси практически не было открытых казенных государственных школ для девочек. Они воспитывались либо дома, либо в закрытых заведениях. Во второй половине 1850-ых гг. во многих журналах появились статьи, посвященные «женскому вопросу». Встал вопрос о женском образовании.

На фоне создания губернских дворянских комитетов начинается активный сбор пожертвований на открытие женских учебных заведений. Это была общественная инициатива. В 1859 в тех городах, где было собрано достаточно средств, начинается открытие женских училищ. Эти училища были четырехклассными, потом шестиклассными и находились в ведомстве учреждений императрицы Марии Александровны.

Главным деятелем, в руках которого было сосредоточено управление ими, стал просвещенный незаурядный педагог того времени Вышнеградский. Для этих гимназий была выработана программа, в несколько сокращенном виде, но все же соответствовавшая программе реальных училищ. В женских гимназиях давался меньший объем знаний, чем в мужских. Много внимания уделялось специальным предметам: медицине, музыке, танцам.

С 1862 года при поддержке государства открываются семиклассные женские гимназии, которые впоследствии получили название Мариинские. Впоследствии, был открыт 8 класс для особо одаренных учениц. Окончившие его выпускницы могли преподавать в начальных учебных заведениях.

После отмены крепостного права очевидной становится проблема начального образования. В дореформенный период лишь в немногих имениях наиболее просвещенные помещики-филантропы открывали начальные школы. Но это скорее были исключения. Отчасти начальное образование было в ведомствах, управляющих удельными крестьянами. Результаты деятельности существовавших учебных заведений были незначительны.

Во второй половине 1850-ых гг. среди интеллигенции настойчиво стали обсуждать вопрос о необходимости учреждения народных школ. В результате в 1859 году в Киеве по инициативе профессора Павлова открываются воскресные школы. В их работе принимают участие все, кто мог чему-то научить: девушки из богатых семейств, студенты и иногда даже офицеры. Занятия шли по воскресеньям. Воскресные школы просуществовали недолго. Они были запрещены к 1862 году.

После обнародования положений 1861 в обществе начинают нарастать оппозиционные настроения и неприятие формы отмены крепостного права. Начинаются волнения в среде крестьян и в меньшей степени студентов. И на волне таких оппозиционных настроений закрываются воскресные школы. Дело в том, что радикалы использовали воскресные школы как трибуну для пропаганды своих взглядов.

Между тем, проблема народного образования оставалась. Среди тех проектов, которые в обществе обсуждались, особое внимание привлек проект Тургенева. Именно этот проект обсуждался в министерстве просвещения. Особенно активно работа по составлению нового закона пошла, когда министерство возглавил Головнин.

По сути, было два проекта устава о народных училищах.

1) В первом проекте министерство просвещения имели педагогическую и хозяйственную власть над начальными учебными заведениями.

2) Второй проект предполагал большую децентрализацию. На местах народные губернии создавали специальные комитеты, в состав которых входили бы представители разных ведомств, и эти комитеты решали бы разные вопросы.

Борон Корф предлагал передать заботу о начальных училищах в ведение проектировавшихся тогда земских учреждений. Для заведования начальными училищами создавались особые уездные и губернские училищные советы. В их состав входили представители земств и других ведомств.

Положение о начальных училищах было принято в июне 1864, после издания положения о создании земств. Начальные училища создавались для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и для распространения начальных знаний. Их учредителями могли стать общественные учреждения, частные лица при условии, что они должны заботиться о материальной стороне дела. Государство помогало и поддерживало открытие начальных учебных заведений.

Министерство просвещения контролировало учебный процесс. Оно выделяло некие суммы на открытие школ. В первый год после издания положения (1864-1865) на все учебные заведения выделялось 100 000 руб. Во второй год (1865-1866) – 200 000, а в 1866-1867 – 300 000. Деньги распределялись между губернскими училищными советами.

Рубежная дата в этом плане – 1866, выстрел Каракозова. С этого времени начинается пересмотр проведенных реформ. На следующий день обер-прокурор Толстой делает резкое заявление в адрес Головина, последнего отправляют в отставку, а его место занимает Толстой, жесткий консерватор. Толстой открыто заявлял, что был противником либеральных преобразований. Александра II напугали события 1866. Толстой прекрасно устраивал императора на этом посту.

Задачи, стоявшие перед Толстым, соответствовали политическим целям правительства. Ограничение и возможное изживание вольнодумства, уничтожение крамольных идей. Ближайшие цели в этом плане – усилить сословность учебных заведений, позволить среднее и высшее образование привилегированным классам. Главная задача – обеспечить университетам благонадежный контингент слушателей.

Толстой начинает критиковать гимназический устав Головнина. Главный недостаток – большое количество часов, отводимых на гуманитарные дисциплины, которые способствуют развитию самостоятельного образа мышления и вольнодумства. Часы на историю, на русскую словесность надо сохранить, а объем изучения точных наук и древних языков – усилить.

Новый министр просвещения вначале ограничивается лишь критикой устава, а реальных шагов не предпринимает. Не было ни средств, чтоб перестроить гимназический курс, ни достаточно учителей. Но главное в том, что Толстой чувствовал, что даже в правительстве не будет единодушной оценки его проектов. Потому во второй половине 1860-ых гг. Толстой проводит свои идеи аккуратно.

1) Толстой составляет запрос на места попечителям учебных округов, чтобы те доложили относительно недостатков существующей системы образования.

2) Был открыт Филологический институт, который должен был решить проблему нехватки учителей.

3) В 1871 Толстой делает доклад Александру II, где говорит о значении классического образования как средства борьбы с революционными настроениями.

Император приказал создать особую комиссию. В нее вошли Валуев, Строганов. Эта комиссия разработала новый проект преобразований в средних школах в духе консервативных идей Толстова. Законопроект первоначально обсуждался в особом присутствии (а там обсуждались все законы перед подачей в госсовет) и получил там поддержку. Но в Государственном совете, где дела обычно рассматривали «для галочки» большинство проголосовало против предложений Толстова. Все решил Александр II, примкнувший к консервативному меньшинству и подписавший закон.

Начались изменения в среднем образовании, касавшиеся классических гимназий.

1) Преобразовывался весь гимназический цикл. Вместо семиклассных создавались 8-классные классические гимназии.

2) За счет уменьшения часов истории и литературы увеличивались объемы древних языков и математики. Практически совсем отменялось естествознание.

3) Педагогические советы, руководившие средними учебными заведениями, теряют власть, которая переходит к директорам.

Изменения в реальных гимназиях происходят в 1877, они преобразовываются в реальные училища. Выпускники реальных училищ имели право поступать только в технические учебные заведения. Там учились дети купцов и богатых мещан.

11.10

Во второй половине 1860-ых – 1870-ых произошли позитивные сдвиги в области женского образования.

В целом, больших изменений в устав 1863 сделано не было, хотя Толстой был его противником. Он понимал, что император, равно как и большинство в правительстве, его не поддерживает. В 1867 были разработаны добавочные правила: над студентами предусматривался контроль в университетах и вне их. Контролировать должны были преподаватели. Также была ограничена независимость советов университетов.

В 1879 вносятся новые поправки: за студентами теперь следят не преподаватели, а сотрудники новой инспекции.

Толстой как реакционер выступал против женского образования в любом виде. Во второй половине 1860-ых гг. он пытается вмешиваться в жизнь женских гимназий, несмотря на то, что они находились в ведомстве учреждений императрицы Марии.

На волне освободительных тенденций активную позицию продемонстрировали Стасова, Трубникова, Философова. Они составляли ходатайства в правительство и ректорам об организации для женщин лекций, которые читали бы профессора университетов в свободное от работы время. Эти просьбы были адресованы Толстому, тот отреагировал категорическим отказом.

Но затем власть в лице министра просвещения поменяло свое отношение к высшему женскому образованию. В 1870-ых гг. открываются высшие женские курсы. Девушки, которые писали ходатайства, отправлялись учиться в Европу, а там помимо знаний впитывали и социалистическую и анархическую пропаганду. С этими идеями они знакомили молодежь на Родине.

В связи с этим возникли аварчинские, лубянские курсы; при естественном факультете МГУ были открыты медицинские курсы. При Александре III все их запретят.

По реформе 1864 организовывались начальные народные училища. Ответственность за них возлагалась на земства; там же контролировали учебный процесс. Толстой в конце 1860-ых гг. выступает с резкой критикой начальных училищ. Он предлагает учредить уровне губерний должности особого министерского инспектора, который бы следил за деятельностью народных училищ.

Через год после учреждения этой должности Толстой заявляет, что деятельность губернских и уездных училищных советов не годится. Отчеты инспекторов, часто походившие на доносы, показывают, что на местах возникали конфликты между ними и земствами. У инспекторов было мало власти, и в 1873 году Толстой предлагает поставить их во главе училищных советов.

В правительстве и в Госсовтете Толстова никто не поддержал, да и вопросы зачастую император решал сам. Но все же в 1874 был принят новый устав начальных училищ, который полностью не отвечал тем требованиям, которые выдвигал Толстой. Надзор за школами на местах осуществляло дворянство. В правительстве и в обществе сформировалось целое течение, выступавшее против передачи школ бюрократии.

Во главе уездных и губернских училищных советов были поставлены соответственно уездные и губернские предводители дворянства. Этот устав 1874 решал вопросы, связанные с субординацией. На практике реализация этого устава не внесла больших изменений: многие предводители дворянства были на стороне земств.

ЦЕНЗУРНАЯ РЕФОРМА. Сильнее всего при Александре II настроения колебались в отношении проведения цензурной реформы, самой осторожной и дозированной из всех реформ. Освобождение печати от цензуры правительство воспринимало с опаской, хотя и понимало, что в условиях провидения буржуазных реформ ее провести нужно.

Первого сентября 1865 был обнародован новый цензурный устав. Теперь цензура подчинялась министерству просвещения, но de facto оставалась под МВД. Отменялась предварительная цензура для изданий книг, оригинальных объемом не менее 10 листов, а для переводных – объемом не менее 20 листов. Для периодических изданий освобождение от предварительной цензуры было поставлено в зависимость от решения министра внутренних дел. В первые годы этот устав распространялся на органы столичной печати. Открытие новых изданий также зависело от министра внутренних дел.

По цензурному уставу, вводилась должность ответственного редактора. Он отвечал за уже напечатанное перед властью. Если будут опубликованы какие-то крамольные статьи, ответственный редактор будет отвечать.

Реформа была осторожной, но впервые без цензуры вышли столичные издания. В них говорилось о прогрессивном мышлении правительства.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Разработка земской реформы была начата еще в конце 1850-ых гг. На уровне МВД была создана комиссия, которая занималась этим вопросом. Большую роль в ее деятельности сыграл Николай Милютин.

Надзор администрации ограничивался только тем, чтобы наблюдения земцев не противоречили существующим законам. Если возникали споры между земствами и администрацией, то окончательное решение принадлежало Сенату.

Разработка реформы шла 5 лет, в январе 1864 было принято положение «О губернских и уездных земских учреждениях». По этому положению на уровне губернии и уезда создавались земские органы. Структура земств:

1) Губернское земское собрание и губернская земская управа.

2) Уездное земское собрание и уездная земская управа.

Земское собрание – распорядительный орган. Оно занималось разработкой планов. Земская управа – орган исполнительный. Уездные земские учреждения не подчинялись губернским. Выборы происходили в земское собрание. Те, кого выбирали, назывались гласными. Из их числа определяли земскую управу. Гласные делились по трем куриям:

1) Курия уездных землевладельцев. Право избирать и быть избранным по этой курии предоставлялось землевладельцам, в собственности которых было не менее ста душевых наделов крестьян по положению 1861, а также лицам, имевшим на территории уезда торгово-промышленные учреждения с оборотом не менее 15 000 руб. в год.

2) Курия городских избирателей. Тут могли избираться люди, имевшие купеческие свидетельства, либо люди с доходом 6 000 руб. в год

3) Крестьянская курия. Тут была двухступенчатая система выборов. На волостных сходах крестьяне избирали выборщиков, а те на избирательных съездах – гласных.

К положению 1864 прилагалось особое расписание количества гласных от курий в земское собрание, которое нужно было соблюдать. Оно отправлялось в каждую губернию, и было составлено так, чтобы большинство отошло землевладельцам и представителям торговых слоев. Особенно четко это было видно на уровне губернских земских органов.

На уровне уездных земских органов представители уездных землевладельцев, купцов и духовенства составляли 8%, а на уровне губерний – около 80%. Крестьянские гласные в уездах составляли около 38%, а в губернских земских органах – 11%.

В законе говорилось, что деятельность земств ограничивается хозяйственными вопросами: дороги, богадельни, школы и больницы. Самыми яркими были достижения в образовании и в здравоохранении.

Земств не было в тех губерниях, где дворянство отсутствовало исторически, либо там, где оно не было русским: Польша, Литва.

С лета 1866 начинается систематическое наступление правительства на земства. В это время издается закон об усилении губернаторской власти и расширении прав губернатора. Земские учреждения ставятся под контроль местных органов власти. Губернатор имел право приостановить или отменить любое постановление земств, если оно, по его мнению, противоречит законам или общегосударственным пользам. Раньше же противоречия между земствами и администрацией принимал Сенат.

В ноябре 1866 был принят закон, ограничивавший финансовые возможности земств. В 1867 были приняты правила, по которым усиливалась председательская власть в земских собраниях. На председателей теперь возлагалась ответственность за все происходившее в земствах, и за то, чтобы земства не поднимали политические вопросы.

Ограничивалась гласность земских собраний. Земцам запрещалось печатать отчеты и постановления без согласия губернатора. И, наконец, в 1867 запрещались контакты между земствами различных губерний.

Из-за этих дополнений понизилась привлекательность земской деятельности. Оттуда стали уходить многие хорошие работники.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА. По «Жалованной грамоте городам» в Москве и в СПб были созваны думы, состоявшие из 6 сословий, но их быстро распустили, т.к. на реализацию их программ не было денег. Потому реализация городского самоуправления оставалась нерешенной.

На протяжении первой половины 1860-ых гг. идет разработка положения о городских органах местного самоуправления. 31 марта 1866 он даже был внесен в госсовет, но выстрел Каракозова отложил рассмотрение этого законопроекта. Закон о городском самоуправлении был издан в 1870. По этому положению создавались бессословные органы городского управления. Органы были выборными, в их основу был положен имущественный ценз. Право выбора своих представителей гласных в думу имели только налогоплательщики.

Избирательная система в городские органы самоуправления (городские Думы) основывалась на куриальном принципе. Все налогоплательщики делились на три курии:

1) Наиболее крупные налогоплательщики – по количеству гласных на нее приходилась 1/3 от общего количества гласных городской думы.

2) Средние налогоплательщики составляли тоже 1/3 от гласных. В выборах участвовали только мужчины, и определенные ограничения на участие в выборах распространялись на юных рабочих и на прислугу

Главный недостаток куриальной системы заключался в том, что по каждой курии избиралось одинаковое количество гласных вне зависимости от представительности курии. Крупные налогоплательщики наиболее полно были представлены в органах городского самоуправления. Например, есть данные по Москве: 1 и 2 курия в 1870-ые годы в совокупности представляли 13% от общего числа избирателей. А гласные по этим двум куриям составляли 66%. За счет этого искажалось всесословное участие в местных органах управления.

Составители городского положения стремились к тому, чтобы сделать думу независимой от местной администрации, чтобы она подчинялась прямо Сенату. По принятому положению губернатор только должен был следить за законностью постановлений городской думы.

На административном уровне городская дума была относительно независима. Но кроме административных были и финансовые моменты. Они и не позволили думе работать в конце XVIII века. По городскому положению дума получала права самообложения. Ей предоставлялось право устанавливать налог с определенных видов деятельности, деньги от которого и формировали бюджет думы. Это право самообложения ограничивалось. Дума могла облагать налогом: недвижимое имущество и торгово-промышленные предприятия.

В размерах налогов дума была свобода. Но проблема была в том, что большинство гласных в городской думе были представителями 1 и 2 курий – это были владельцы торгово-промышленных предприятий и недвижимости. При обсуждении проектов дума принимала решения, которые не позволяли обеспечить должный финансовый поток в думу.

Городская дума должна была заниматься чисто хозяйственными вопросами, вопросами дорог, здравоохранения и образования. В центральной России городские думы появились. Городское самоуправление не получило развития в Польше, в Средней Азии и на территории Великого княжества Финляндского.

Городская дума существовала в двух видах: управа и городская дума. На практике большой властью наделялся председатель городской думы. Председатель – лицо, ответственное перед правительством за то, что происходит в думе. От решения председателя зависело принятие тех или иных решений.

Александр II пытался вывести выборные органы на общегосударственный уровень. Они были неудачны.

ПЯТЫЙ ВОПРОС Судебная реформа выражалась в издании новых судебных уставов в 1864 году. До реформ суд был сословным. Он зависел от местной администрации. По уголовным делам существовал инквизиционный процесс. 1 человек выполнял функции и следователя, и судьи, и обвинителя. Все в одном лице! Не было состязательности в суде. Приговор выносился без прений, не было адвокатов, а также существовала система формальных доказательств: показания мужчины были выше показаний женщины, а священника – выше, чем у светского лица.

Жестких требований к судье не предъявлялось. Часто это были случайные люди. Жалование у них было маленькое, потому судьи «добирали» взятками. Суд зависел от администрации, губернатор мог отправить дело на пересмотр или отменить решение судьи.

Реформировать судебную систему при крепостном праве было невозможно, хотя проекты были. Произошла смена министра юстиции. Им стал Замятнин, и Александр II нашел в нем преданного соратника. Уже в 1861 году были разработаны принципы судебной реформы. Был создан специальный комитет для разработки будущего проекта реформы. Туда вошли талантливые, просвещенные юристы. В 1862 эти принципы были выработаны и утверждены императором.

Принципы судебной системы:

1) Бессословность суда;

2) Равенство всех перед законом;

3) Независимость суда от администрации;

4) Внимание должно уделяться кадровым моментам, судебному персоналу.

5) Наличие высшего образования у работников

Пункты уставов:

1) Отменялся инквизиционный процесс. Теперь следствие осуществлялось судебным следователем, а не судьей.

2) Суд теперь не зависел от администрации. Судьи назначались и объявлялись несменяемыми. Освобождение судьи от должности могло произойти только за совершенное преступление и по решению судебной палаты. Независимость судов полностью не была достигнута, т.к. сохранялась система государственных поощрений к чинам судей и орденам.

3) Гласность судопроизводства.

4) Принцип состязательности сторон и по гражданским, и по уголовным делам. Обвинение поддерживал прокурор, а обвиняемых защищал адвокат. И к прокурору, и к защитнику предъявлялось требование наличия высшего образования. В России именно в это время появился институт адвокатуры.

5) Институт присяжных заседателей. Присяжные выбирались из народа, назначались по очереди, по спискам. Были возрастной (не моложе 25 лет), имущественный (годовой доход от 200 руб. и выше), образовательный цензы. Последний ценз повышался со временем: сначала нужно было иметь среднее, а позднее – и высшее образование. Присяжных было 12, как и теперь. На основе данных следствия, прений сторон, услышанного в суде они отвечали, виновен ли человек и, если виновен, заслуживает ли снисхождения. Решение присяжных было окончательным и не подлежало апелляции.

Обжаловать это решение можно было, если нарушались процессуальные нормы права, если были нарушения процедуры.

Из компетенции суда присяжных с самого начала были изъяты дела о государственных, некоторых служебных преступлениях, а также дела о печати.

СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.

1) Суд первой инстанции и по гражданским, и по уголовным делам назывался окруж-ным.

2) Суд второй инстанции – это судебная палата. Это апелляционная инстанция, куда направлялись жалобы. Судебная палата рассматривала только гражданские дела, т.к. уголовные дела рассматривали присяжные, а апелляции по таким делам подавали в высшую судебную инстанцию.

3) Высшая судебная инстанция – Сенат.

Параллельно судам общей юрисдикции создавалось и существовало мировое судопроизводство. Мировой суд существовал, чтобы разгрузить мировой суд, и там рассматривались мелкие правонарушения гражданского и уголовного характера. Он действовал в двух инстанциях: собственно мировой суд и съезд мировых судей. Основная задача мирового суда – примирить враждующие стороны.

В целом, судебная реформа 1864 была одной из наиболее последовательных и продуманных среди всех преобразований Александра II. Современники высоко оценивали проведение судебной реформы. Впрочем, существовали некоторые пережитки:

1) Ведомственные суды для военных, для духовенства;

2) Волостное судопроизводство.

Судебная реформа имела ограниченный характер распространения и была реализована не во всех губерниях. К примеру, судебные уставы не вводились в Сибири, в Средней Азии. С ограничениями уставы вводились в Польше и в Прибалтике – там не было суда присяжных. В 1863 был принят закон, по которому отменялись телесные наказания. Они отменялись только для штрафных солдат, крестьян и ссыльных каторжников.

Были реорганизованы органы прокуратуры. Если в дореформенный период прокурор имел больше полномочий, то теперь он при суде. А также прокуратуре вменялось следить за местами лишения свободы.

После 1866 года правительство начинает наступление на новые судебные уставы. В результате, в них были внесены изменения в виде новелл.

1) Принцип несменяемости судей пытались расшатать

2) Была ограничена компетенция суда присяжных.

Именно судебная реформа породила зачатки прав человека.

03.11 – контрольная работа

ШЕСТОЙ ВОПРОС. Вопрос о реорганизации армии был поставлен после Крымской войны. Крымская война показала противоречия и отсталость Русской армии. Во-первых, для устранения этих недостатков были нужны большие деньги. Во-вторых, в обществе и в Европе было неспокойно. Потому правительство не смогло сразу осуществить реформы.

Кроме того, в руководстве военного ведомства не было человека, который смог бы провести реформы. В 1861 главой военного ведомства был назначен Дмитрий Милютин. Именно он стал тем, кто способен провести реформы. Он получил хорошую теоретическую подготовку, был профессором академии генерального штаба, начальником штаба кавказской армии. Словом, это был боевой офицер с хорошим образованием. Военные преобразования условно можно разделить на две части

13.10

1) Д. Милютин начал с разработки мер, связанных с облегчением службы солдата. Первый вопрос, появившийся тут, - срок службы в армии. Он составлял 25 лет. Кроме того, взятые в армию солдаты изымались из гражданского состояния и после отставки записывались в податное сословие. Также после отставки солдаты не получали пенсии. Быть сданным в солдаты (или «забритым») считалось самым тяжким видом уголовного наказания. Такое отношение к службе объясняло многие проблемы в армии. Таким образом, одна из задач – это облегчить положение солдат.

Срок службы в армии уже в 1860-ые годы сокращается до 16 лет. Отменяются телесные наказания. В целом военное ведомство способствовало изменению офицеров к солдатам, старалось сделать его более гуманным.

2) Милютин пытался перестроить армию в техническом и организационном настроении, сделать ее современнее. Для начала он решил реорганизовать управление военным ведомством. Отчасти, это было сделано в целях экономии государственных средств, а отчасти – в целях более удобного административного устройства.

Уничтожались существовавшие тогда в мирное время штабы отдельных армий. Аргументация была следующей: деление войска на армии в мирное время не необходимо, потому что отдельные части постоянно тасуются. Уничтожались деления на корпуса. Они признавались слишком большими административными единицами для мирного времени. В результате самой крупной единицей в мирное время становится дивизия.

Исходя из этого подхода, была реорганизована военная администрация. Главная идея, которая лежала в основе этих преобразований, сводилась к разрешению некоторой децентрализации власти. Дать больше власти военным командирам на местах. На территории России создавалось 15 военных округов, их начальники имели большую власть в сравнении с тем, что было в дореформенный период. Они имели права корпусных командиров, а также права генерал-губернаторов по отношению к войскам, т.е. решали хозяйственные вопросы.

Еще одно важное изменение – преобразование военных судов. После отмены телесных наказаний был переработан военно-уголовный кодекс. Теперь военное судопроизводство основывалось на тех началах и принципах, на которых основывалась светская судебная реформа.

3) Был перестроен военно-командный состав. Больше внимания стали уделять его профессионализму и образованию. В связи с этим была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Если раньше военные корпуса готовили офицеров как членов особой касты, то теперь организация учебного процесса несколько поменялась. Военные корпуса преобразовывались в военные гимназии. Изменился характер учебного процесса. В этих гимназиях существенно был повышен образовательный уровень. Большее внимание уделяется общеобразовательным дисциплинам в ущерб предметам, связанным с «военщиной». Увеличивается количество военных учебных заведений.

4) Обязательным условием для занятия высших офицерских должностей являлось высшее военное образование.

А теперь о новом воинском уставе. Он был принят 1 января 1874.

1) Теперь рекручина отменялась, а вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность. Теперь служить должны были служить представители всех слоев населения. По закону 1874 ежегодно в армию призывались молодые люди 20 лет, представители всех сословий.

2) Срок службы в армии не должен был превышать 6 лет. После службы в армии призывники зачислялись в запас около 9 лет, а затем до 40 лет числились в ополчении.

3) Закон предусматривал льготы, освобождающие от службы в армии. Они делились на разряды по каждому основанию: 1, 2, 3. Чем выше разряд, тем меньше вероятность попасть в армию. Первый разряд получал единственный сын (внук) у родителей, единственный брат-кормилец у сестры.

a. Льготы по семейному положению.

b. Льготы по здоровью;

c. Льготы по образованию. Чем выше был уровень образования у человека, тем меньше он служил в армии. Обычный срок – 6 лет. Для лиц с высшим образованием этот срок составлял 6 месяцев, для лиц со средним образованием – два года. А те, кто имел неполное среднее образование, – 3 года. С неполным начальным образованием служили 4 года, а люди без образования – все шесть лет.

В уставе 1874 были приняты новые правила. Эти правила касались не только военных предметов, но и общеобразовательной подготовки.

Главным показателем эффективности проведенных реформ явились результаты русско-турецкой войны 1877-1878.


ПОДТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (1860-ые – 1890-ые ГОДЫ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: