Х – середины 1980-х годов

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

Изменение общественно-политической ситуации и духовного климата в стране, спад оттепельных процессов. Распространение политики запретов, административного вмешательства в творческую жизнь, поощрение «секретарской» (то есть написанной литературными чиновниками) литературы. Подавление духовной и творческой свободы личности. Политика запретов. Драматизация ситуации «писатель и власть». Противостояние тенденциям застоя. «Третья волна» эмиграции (А.Солженицын, В.Аксенов, И.Бродский, В.Войнович, Г.Владимов, С.Соколов, С.Довлатов и др.). Диссидентское движение. Активизация «самиздата». Деятельность альманаха «Метрополь» (1979), объединившего авторов, не вписавшихся в контекст советской литературы.

Проблема личности как центральная проблема литературы в эпоху обезличивания, стандартизации мышления.

4.1. ПРОЗА 1965-1985 ГОДОВ

«Деревенская» и «военная» проза как вершинные достижения периода, воплотившие наиболее значимые проблемы времени. Их взаимовлияние.

«Деревенская проза». Реабилитация «вечных» ценностей, преодоление узкоклассовых представлений о человеке и обществе. Утверждение созидательного смысла нравственной традиции, аккумулирующей вековой опыт народа.

Основные пути развития деревенской прозы.

Создание эпоса крестьянской жизни в творчестве Ф.Абрамова («Пряслины» (1958-1978)), Б.Можаева («Мужики и бабы» (1976-1987)), В.Белова («Кануны» (1972-1987)), В.Шукшина («Любавины» (1965)). Обращение к переломным моментам истории, к трагическим событиям коллективизации. Ориентация на ценности христианской морали в оценках времени и в концепции народного характера.

Натурфилософское видение мира в произведениях В.Распутина («Прощание с Матерой» (1976)), В.Астафьева («Царь-рыба» (1975)). Понимание нравственной силы личности в ее связи с природой, с родом, языческие мотивы. Сочетание пространственно-временной и сюжетной локальности с внутренним масштабом в развитии действия, сиюминутного – с вечным.

Проблема личности в творчестве В.Шукшина. Разнообразие народных типов в его прозе. Ориентация на народное слово. Внутренняя полемичность прозы Шукшина как отражение поисков писателя в решении проблемы народного характера.

«Военная» проза, расширение ее «емкости» за счет обогащения нравственно-философского потенциала, тематики и жанрового разнообразия. Относительность самого определения «военная» по отношению к этой прозе.

Актуализация философского начала, выдвижение на первый план проблем нравственного выбора, внутренней свободы и несвободы, цели и средств ее достижения. Изображение войны как экстремальной ситуации, позволяющей обнажить нравственно-философскую проблематику, в повестях В.Быкова («Сотников» (1970), «Обелиск» (1971), «Дожить до рассвета» (1972), «Его батальон» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1982)); романах Ю.Бондарева («Берег» (1975), «Выбор»(1980), «Игра»(1985)), рассказах и повестях В.Кондратьева («День победы в Черново» (1980), «Сашка» (1985), «На поле Овсянниковском» (1985)) и др.

Антивоенный пафос произведений В.Астафьева («Пастух и пастушка» (три редакции: 1967, 1971, 1989)), Б.Васильева («А зори здесь тихие» (1969), «В списках не значился» (1974)), В.Закруткина («Матерь человеческая» (1969)), Г.Бакланова («Навеки - девятнадцатилетние» (1979)). Актуальность проблем: война и любовь, война и женщина, война и дети, война и юность.

Разнообразие «точек зрения» на войну.

Проза «детей войны»: В.Семин «Нагрудный знак «OST» (1976), В. Козько «Судный день» (1977), «Високосный год» (1972) и др.

Война глазами ее жертв: «Я из огненной деревни» (1977) А.Адамовича, Я.Брыля, В.Колесника; «Блокадная книга» (1977-1981) Д.Гранина и А.Адамовича.

Война глазами женщин: «У войны не женское лицо» (1985) С.Алексиевич.

Война глазами карателей. Стремление заглянуть за «черту», отделяющую мир людей и нелюдей в повести А.Адамовича «Каратели, или Жизнеописание гипербореев» (1980). Особенности художественного решения проблемы нравственного выбора, значимость ситуации «порога» и пре-ступления.

Интерес к факту, к документу как выражение стремления ликвидировать «белые пятна» истории, узнать всю правду о войне и о человеке на войне.

Обращение к жанру книг памяти: А.Адамович, Я.Брыль, В.Колесник «Я из огненной деревни»; Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга», С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели. Соло для детского голоса» и др. Сведение роли автора к роли режиссера. Главный герой – ожившая память обычных людей, намеренно литературно необработанные голоса свидетелей, письма, дневники.

Функции документа в художественно-документальной прозе Д.Гранина («Клавдия Вилор»(1976)), А.Крона («Капитан дальнего плавания» (1983)), в военном детективе В.Богомолова («В августе сорок четвертого»(«момент истины») (1973)). Интерес не просто к выдающимся личностям, но к судьбам «странных» людей, чья жизнь не укладывалась в рамки привычного; обращение к ранее недоступным читателю сферам военной жизни (в частности, к деятельности армейской контрразведки).

«Городская» проза Ю.Трифонова: московские повести «Обмен»(1969), «Предварительные итоги»(1970), «Долгое прощание»(1971), «Долгое прощание» (1975). Изображение бытийного сквозь призму повседневного, бытового. Своеобразие проявления авторской позиции.

Активизация романного мышления в прозе 1970-х годов. Человек и время в произведениях Ч.Айтматова («Буранный полустанок» («И дольше века длится день» (1980), «Плаха»(1986), Ю.Трифонова («Старик (1978)», «Дом на набережной»(1976),»Время и место» (1981), С.Залыгина («После бури»(1981)). Образ уходящей жизни в романе Ф.Искандера «Сандро из Чегема»(1973-1989).

Исторический роман 1970-80-х годов. Причины обращения к прошлому в стремлении понять настоящее. Проблемы свободы и несвободы, природы власти, противоречивости идеи насильственного преобразования общества в произведениях Ю.Трифонова («Нетерпение» (1973)), В.Шукшина («Я пришел дать вам волю» (1971). Вклад в историческую романистику В.Пикуля, Б.Окуджавы, Ю.Давыдова, В.Чивилихина.

Фантастика, многообразие ее форм и функций в прозе 1970-80-х годов. «Ненаучная» фантастика А. и Б.Стругацких. Необычность сюжетных ситуаций, героев и актуальность проблем, поднимаемых писателями, тяготение к решению сложных философских вопросов, к исследованию психологии человека в экстремальных условиях. Фантастика как прием в повестях-сказках (В.Шукшин «До третьих петухов»(1975), Ф.Искандер «Кролики и удавы»(1983 – в США, 1987 - СССР).

Традиции модернизма и формирование эстетики постмодернизма в литературе андеграунда (роман А.Битова «Пушкинский дом» (нап.1964-1971, 1978 г. – опуб.в США, в 1987 г. – в России), поэма Вен.Ерофеева «Москва-Петушки» (нап. – 1969-1970, опуб. в Израиле в 1973 г., в России – в 1988-1989 гг.)). Неприятие учительства, любых форм морализаторства. Принцип множественности истин. Богатство интертекстуальных связей. Сложные отношения автора и героя. Принципиальная незавершенность финала.

ЛИТЕРАТУРА

.Адамович, А. Ничего важнее. Современные проблемы военной прозы / А.Адамович. - М.: Сов. писатель, 1985. – 288 с.

Белая, Г. Художественный мир современной прозы / Г..Белая. – М: Наука, 1983. – 191 с.

Белая, Г. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля / Г.Белая // Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. – М.: Наука, 1978. – С. 446-459.

Бочаров, А. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы / А.Бочаров. – М.: Сов. писатель, 1982. – 423 с.

Бочаров, А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс: / А.Бочаров. – М.: Сов. писатель, 1986. – 400 с.

Дедков, И.А. Пядь ржевской земли / И.А.Дедков // Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых-восьмидесятых. - М.: Сов. писатель,1986.- С. 149-176.

Журавлев, С.И. Память пылающих лет. Современная советская проза о Великой Отечественной войне: кн. для учителя / С. И. Журавлев. — М.: Просвещение, 1985. — 191 с..

Лазарев, Л.И. Это наша судьба / Л.Лазарев. — М.: Сов. писатель, 1983. — 392 с.

Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Лейдерман Н.Л.. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.

Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970 - 1980-х годов. - В.П.Астафьев, В.Г.Распутин, В.С.Маканин) / С.В.Перевалова. - Волгоград: Перемена, 1997. - 240 с.

Плеханова, И. Особенности сюжетосложения Шукшина, Трифонова, Распутина: К проблеме художественной условности / И.Плеханова // Рус. лит. - 1980. - №4.- С. 71-88.

Проза о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.otvoyna.ru/proza.htm (дата обращения 15.12.2010).

Смирнова, Л.А. Постижение духовной природы человека. (В.Белов, В.Астафьев, Б.Можаев) / Л.А.Смирнова // Лит. в школе. - 1995. - № 4. - С. 35 -42.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: