double arrow

Валентин Григорьевич Распутин

Черносвитов, Е. Народные характеры Шукшина: О «чудиках», чудачестве и русской традиции в произведениях Шукшина / Е.Черносвитов // Наш современник. - 1988. - №12. – С. 179-185.

Овчаренко, А. От Горького до Шукшина / А.Овчаренко. - М.: Советская Россия, 1984. – 430 с.

Козлова, С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина / С.М.Козлова. – Барнаул: изд-во АГУ, 1992 – 184 с.

Горн, В. Василий Шукшин: Личность. Книги / В.Горн. – Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1990. – 286 с.

Дубина, И.Н. Проблемы творчества в произведениях Шукшина [Электронный ресурс] / И.Н.Дубина // https://www.philosophy.ru/library/dubina/shukshin.html. (Дата обращения 20.11.10).

Дуров, А. А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина: Дисс. … канд. филол. наук / А.А.Дуров. – Ставрополь, 1996. - 256 с.

Емельянов, Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества / Л.И.Емельянов. - Л.: Художественная лит-ра, 1983. – 152 с.

Карпова, В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин-прозаик / В.М.Карлова. - М. Советский писатель, 1986. - 304 с.

Коробов, В. Василий Шукшин: Вещее слово / В.Коробов. – М.: Молодая гвардия (серия «ЖЗЛ»), 1999. – 405 с.

Панкин, Б.Д. Василий Шукшин и его «чудики» / Б.Д.Панкин // Панкин Б.Д. Строгая литература: Лит.-критич. ст. и очерки. - 2-е изд., доп. – М. Сов писатель, 1982. – С. 188-210.

Плохотнюк, Т.Г. Мифопоэтика рассказа В. Шукшина «Стенька Разин» / Т.Г.Плохотнюк // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. - Барнаул: изд-во АГУ, 1997. – С.122-131.

Творчество В.М.Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т.1 Филологическое шукшиноведение. Личность В.М.Шукшина. Язык и стиль произведений В.М.Шукшина / Науч. ред. А.А.Чувакин; ред.-сост. В.А.Чеснокова, А.А.Чувакин. – Барнаул: Изд-во Ал. ун-та, 2004. – 332 с.

Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык: Сб. статей / Ред. С.М.Козлова, В.А.Пищальникова, В.А.Чеснокова, А.А.Чувакин. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1994. - 232 с.

Язык и стиль прозы В. Шукшина: Межвуз. сб. науч. трудов. – Барнаул: изд-во АГУ, 1991. - 168 с.

(р. 1937)

Начало творческого пути: сборники рассказов и очерков «Костровые новых городов», «Край возле самого неба» (1966), «Человек с этого света» (1967) как отражение художественных поисков писателя.

Рассказ «Василий и Василиса» (1967), его связь с повестями Распутина: тема вины и ответственности, образ старухи с твёрдым характером и с милосердной душою; тема «человек и природа»; мотив вещего сна.

Повесть «Деньги для Марии» (1967). Определение ключевых проблем творчества писателя, типичных для его произведений сюжетных ходов. Мотив хождения за правдой. Художественное исследование через бытовой сюжет современного состояния русской общины. Ситуация нравственной проверки героев. Роль открытого финала.

Диалектика отжившего и нарождающегося, традиции и новизны – проблемная парадигма творчества Распутина.

Повесть «Последний срок» (1970). Проблема утраты, распада родовых связей. Соотношение семейно-бытового сюжета и бытийного плана повествования. Своеобразие понимания проблем жизни и смерти.

Объединение «военной» и «деревенской» прозы в повести «Живи и помни» (1974). Художественное исследование нравственных последствий разрыва связи человека с людьми, с «миром». Проблема нравственного выбора, свободы и несвободы, преступления и наказания. Идея невозможности счастья вразрез с родовой моралью. Система образов. Андрей Гуськов и его жена Настена: утрата личностного начала и рождение личности. Трагизм судьбы Настены. Сюжетно-композиционная структура повести. Роль символики. Смысл названия.

Повести «Прощание с Матерой» (1976) и «Пожар» (1985) как дилогия об уходящей в небытие «крестьянской Атлантиде». Усиление драматизма повествования. Социально-философская проблематика. «Вечные» вопросы бытия, решаемые на локальном материале. Внутреннее соотношение сюжета с древними мифами о гибели Земли, апокалипсической темой в мировой литературе. Натурфилософская концепция в изображении взаимоотношений человека и природы. Предупреждение о трагедии утраты исторической памяти, разрыва связей между поколениями. Падение нравов, исчезновение границы между добром и злом как нравственные последствия этой трагедии. Соотношение реальных обстоятельств с фантастикой, роль символики в повести «Прощание с Матерой». Мастерство писателя в передаче народной речи.

«Пожар» как своеобразное развитие конфликта повести «Прощание с Матерой». Обнажение последствий катастрофических явлений, происходящих в обществе, искажения традиционных связей человека и мира. Социальная заостренность конфликта. Многозначность образа-символа «пожара». Открытое выражение авторской позиции, публицистичность, накал душевного страдания.

Жанр рассказа в творчестве В.Распутина 1970-1990-х гг.

Воссоздание собственного детского автопортрета в рассказе «Уроки французского» (1973). Роль уроков доброты и человечности в нравственном формировании ребенка.

Художественное исследование тайного, подсознательного в человеческой психике в рассказах 1980-х гг.: «Наташа», «Что передать вороне?», «Не могу-у», «Век живи - век люби» (1982). Исповедальность, внимание к тончайшим движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной.

Осмысление постсоветской России, проблем городской жизни, чувств и помыслов городской интеллигенции в рассказах 1990-х: «Сеня едет» (1994),«В одном сибирском городе»(1994), «В больнице», «Россия молодая»(1994), «В ту же землю» (1995), «Нежданно-негаданно» (1997), «Изба» (1999).. Критический пафос. Углубление в психологию современного человека с ее изломами и дисгармонией. Образ «обманутого мира», утратившего христианскую идею, антинародной власти. Роль женских образов в рассказах.

Книги писательской публицистики в творчестве В.Распутина 1980-1990-х годов: «Что в слове, что за словом. Очерки, интервью, рецензии» (1987). Гражданская и патриотическая позиция писателя. Историко-публицистические размышления В.Распутина о судьбах русской интеллигенции («Интеллигенция и патриотизм»), о русской культуре («Из проклятий ничего не добыть») в условиях быстро изменяющегося облика России.

Тема природы, родной земли, осмысление последствий отказа от великого земного и духовного наследства предков в книге документальных очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) в контексте творчества писателя. Тема преступления, неоднозначность ее художественного решения. Картина современной России. Образ рынка, его многозначность. Соотношение понятий национальное и патриотическое.

ЛИТЕРАТУРА

Большакова, А. О вечно-девичьем в женской душе... / А.Большакова // Лит. учеба. - 2002. - С 45-51.

Вильчек, Л.Ш. Деревенская проза / Л.Ш.Вильчек // Современная русская советская литература. В 2 ч. Ч. 2 / Г. А. Белая, А. Г. Бочаров, В. Д. Оскоцкий и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. — С. 51-88.

Дырдин, А.А. Диалектика памяти: человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни» / А.А.Дырдин // Современный советский роман: философские аспекты. — Л.: Наука, 1979. — С. 178-193.

Ермакова, М.Я. Традиции Горького и Достоевского в социально-философской повести В. Распутина «Живи и помни»: почему не трагичен образ Гуськова? / М. Я. Ермакова // Ермакова М. Я. Традиции Достоевского в русской прозе: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — С. 112-127.

Кардин, В. По существу ли эти споры? / В.Кардин. — М.: Современник, 1989. — С. 340-368.

Колобаева, Л. А. Распутин-рассказчик / Л.Колобаева // Рус. словесность. - 2002. - № 2. - С 11-18.

Котенко, Н.Н. Валентин Распутин: Очерк творчества / Н.Н.Котенко. - М.: Современник, 1988. - 198 с.

Красикова, Е. В. Во имя возрождения: о символах в повести В. Распутина «Пожар» / Е.В.Красикова // Рус. речь. - 1987. - № 4. – С. 80-86.

Курбатов, В. Я. Валентин Распутин: личность и творчество / В.Я.Курбатов. – М: Совет. писатель, 1992. - 172 с.

Лебедева, Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина / Н.Лебедева // Рус. словесность. - 2001. - № 4. – С. 33-40.

Селезнев, Ю. И. Земля или территория / Ю.И.Селезнев // Селезнев Ю. И. Мысль чувствующая и живая: литературно-критические статьи. — М.: Современник, 1982. — С. 240-253.

Солженицын, А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 / А.Солженицын // Новый мир. — 2000. — N 5. — С. 186-189.

Тендитник, Н. Валентин Распутин. Колокола тревоги очерк жизни и творчества. - М.: Голос, 1999. – 147 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: