Тема 3. Культурно - исторические формы досуга в 18 – нач. 20 вв

1. Основные формы досуга различных сословий общества в 18 - начале 20 веков.

2. Возникновение и деятельность клубных учреждений.

3. Благотворительность и меценатство.

Досуг, присущий различным слоям общества в 18 – начале 20 вв. – сложное и многогранное явление, которое отражало историческое развитие страны. По мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое в культурной жизни страны стало меняться. Сословный досуг стал утрачивать единые черты.

Каждое сословие по разному сохраняло традиции досугового времяпрепровождения, обогащая их "заимствованиями" из западноевропейской культуры, тем самым создавая новые формы досуга.

Досуг крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.

Время досуговых занятий по-прежнему зависело от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом. Древние " братчины " стали позднее называться " складчинами " и " ссыпчинами ", поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье. Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха - " супрядки ", " работные посиделки ".

Посиделки и другие формы досуга длились по половозрастному принципу. Молодежной формой досуга были весеннее - летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали " былички " - рассказы о страшном и необъяснимом.

На смешанных молодежных посиделках парни и девушки знакомились друг с другом, выбирая будущего спутника жизни. В качестве "посиделочной" избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической "семейной", где молодежь играла роли мужей и жен.

После отмены крепостного права, во второй половине 19 века, и распаде общин в результате преимущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы:

- ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился "имущественный" авторитет,

- " братчина " превратилась в более замкнутую " гостьбу ", зажиточные крестьяне предпочитали " складчину ". Крестьяне стали ходить друг к другу в гости "по родству", "по соседству" (“Не званный гость – хуже татарина”).

- Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать представления о городской жизни, прогрессивных идеях,

- все больше крестьянских детей стало посещать начальную школу,

- росло, хотя и медленно, количество культурно - просветительных учреждений - библиотек, читален, народных домов,

- появлялись первые самодеятельные крестьянские театры,

- исчез молодежный хоровод как форма досуга (на молодежных посиделках устраивались читки художественных произведений).

Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса (мещанство), ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. Поскольку многие работали дома, их досуг был тесно связан с трудом.

Женщины - мещанки занимались рукоделием.

Молодежь устраивала домашние спектакли, совместные чтения, спевки, "вечеринки", где играли в игры - "краски", "колечко", "телефон", а также традиционные "капустники" (праздник после совместной рубки капусты, на который в дом потенциальной невесты приглашали ее подруг и холостых парней).

Мужчины часто проводили свой досуг вне дома - в трактирах, бильярдных, чайных, посвящая время игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным петушиным боям.

Очень популярны были народные гуляния: в 1885 г. в Петербурге фабрикантами был создан кружок, который ставил целью устройство народных гуляний. С 1891 г. этот кружок стал называться Невским обществом устройства народных развлечений. Это общество располагало садом, помещением для игр и танцев, эстрадой. Гуляния в дни праздников привлекали до 2,5 тыс. человек.

Досуг представителей богатых кругов приобретает светский характер. Купечество и дворянство отдают предпочтение в проведении досуга клубным формам. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах.

В народных гуляниях купечество ограничивается "конным выездом", не смешиваясь с "пешим" простым народом.

Местом общения служит также церковь. Но в купеческих домах сохраняются и народные традиции - шумно отмечаются свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники.

Популярностью всех сословий пользовался кинематограф.

Балаганы сменились стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.

Во второй половине XIX века в России получила широкое развитие своеобразная ветвь досугового общения, которую можно определить как дачную. Именно в этот период начинается своеобразный дачный бум. Представители мещанского сословья, богатые горожане строили собственные дома, обычно просторные двухэтажные, рассчитанные не только на себя, но и на многочисленных гостей. Другая, и, несомненно, большая часть любителей загородного отдыха активно осваивала принцип дачной аренды.

О том, что это явление оказалось довольно значимым в социальной жизни России, наглядно свидетельствует русская литература - особенно А.П. Чехов, А.М. Горький, Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев, в многочисленных произведениях которых дачная тема нашла весьма выразительное отражение.

По своему содержанию это общение было довольно разнообразным - здесь все зависело от типа отдыхающих и их интересов. В структуру досуга стал входить спорт.

Были популярными никогда не уходящие из сферы отдыха игры и, что особенно характерно для рассматриваемого периода, модным стало театральное и музыкальное любительство: спектакли, инсценировки, живые картины, пение и т. д. Это была излюбленная форма летнего досуга врачей, учителей, служащих, средних и мелких предпринимателей, студенческой молодежи и др.

2. Петровские реформы стали началом постепенной перестройки дворянских досугово-бытовых традиций по европейским стандартам. Наиболее ярко это выразилось в развитии отечественного клубного движения, когда в обществе стали возникать культурно-досуговые структуры не побочно, а специально занимающиеся организацией повседневного общения.

Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а так же для отдыха и развлечения.

Клубные учреждения - массовые культурно - просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

По поводу рождения российских клубов существует множество легенд. Одна из них более достоверна, так как имеет сохранившееся документальное подтверждение. С начала 1770 года около сорока петербуржских предпринимателей, в большинстве своем англичан, стали регулярно собираться по вечерам в одной из гостиниц, хозяином которой был голландец Францис Гардимер. К сожалению, гостиничное заведение через некоторое время разорилось, а клуб был распущен. Однако клубная идея не умерла. Для ее реализации нашли новое помещение. Управляющим очередного клуба выбрали с 1770 года Корнелия Гардинера. Это культурно- досуговое общество стало именоваться Английским клубом. К началу 1780 года в нем состояло уже более 300 человек, большинство из которых были коренными петербуржцами.

Клуб имел свой устав и систему членства. В нем действовали буфет, гостиная, библиотека, игровая комната.

Выписывались газеты и журналы.

Проводились ежедневные вечерние ужины, а по знаменательным датам - праздничные обеды.

В уставе значилось, что в члены Английского клуба могут быть приняты особы из сословия дворянства, военных и гражданских чиновников, из ученых, купцов и именитых художников.

Согласно уставу, клубное собрание не имело "иного предмета, кроме общественного препровождения времени и занятия благопристойными разговорами, позволенными играми, чтением книг и периодических изданий".

Нельзя не отметить, что членами этого клуба являлись многие из известных и даже знаменитых людей того времени. К ним относятся И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин, М.М. Сперанский, В.А. Жуковский, АС, Пушкин, Н.М. Карамзин, Н.А. Некрасов. Почетными членами клуба были избраны князь М.И. Кутузов, канцлер А.М. Горчаков, граф К.В. Нессельроде, генерал А.П. Ермилов.

В 1772 году появился Английский клуб в Москве. Во времена Павла I его закрыли, но с июля 1802 года он снова возобновил свою деятельность. Среди членов данного клуба значились целые династии аристократов - Гагарины, Голицыны, Волконские, Одоевские, Трубецкие, Хрущевы, Шаховские, Оболенские и многие другие.

Ряд известных людей, состоявших его членами или просто бывавших в нем, отразили деятельность этого клуба в своих воспоминаниях, в литературных произведениях (произведения А.С. Пушкина, А.С Грибоедова, Н. М. Карамзина, Е. А. Баратынского, Н. В. Гоголя. Н. А. Некрасова, Ф. М, Достоевского). Л. Н. Толстой описал жизнь Московского клуба в своем романе "Война и мир". Это было одно из самых популярных мест повседневного общения московской элиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: