Время и место.
Способы созыва.
Состав вече.
Происхождение и эпохи развития.
А) первая эпоха.
Вече имеет такое же древнее происхождение, как БД и княжеская власть. О нем на Руси говорят еще византийские источники 6 века. Однако этот Прокопий описывает еще не вече, а только племенные сходки славян. Однако эти общеплеменные сходки невозможно сохранить при оседлости и расширении территории. вскоре они были заменены сходками старейшин.
Б) вторая эпоха.
В 9-10 веках вече находится в процессе переход от племенного к городскому. Лучшие люди земли сходятся в город и при жителях обсуждают земские вопросы. Собрание всех взрослых мужчин уже не возможно. Владимир созывает в Киев некое подобие общеземской думы, которая фактически включает в себя и БД и вече. Активная роль лишь у бояр и старейшин. Остальные должны просто согласиться и исполнить. Именно такое собрание в 987 году решило отправить гонцов по разным странам для выбора веры.
В) третья эпоха.
11-13 века. это эпоха выделения вечевой формы власти в самостоятельную (собрание простых горожан) и развитие ее прав. Это совпадает со временем установления власти старших городов. в эту эпоху сформировались основные правила состава и прав вече.
Вече классически состоит из граждан старшего города. Созывать туда же все пригороды и волости было бы очень проблематично в силу больших территорий и оперативности сбора вече (в тот же день или на следующий). Идея всенародного участия о власти сохраняется, поэтому любой свободный пригорожанин теоретически может стать участником вече, но такое участие обычно случайно и не необходимо. Пригородные вече не имели политической власти и решали только местные дела. Однако в некоторых ситуациях политическая власть могла быть перенесена на пригородное вече, и тогда в нем участвовали и лучшие люди старшего города. (случай в Друцке - пригороде Полоцкой земли - в 1159 г., когда дрючане вместе с половчанами принимают нового князя, так как в старшем городе сидит и не уступает свою власть прежний, сменяемый князь)
Вече состоит из всех граждан города. Главная масса – простые граждане, «люди». Также участвовали и меньшие люди, черные, смерды. Однако необходимо быть полноправным гражданином: свободным совершеннолетним мужчиной, не подчиненным семейной власти. Это демократическая форма власти, поэтому основное право голоса не у старейшин, а у народа вообще. Также участвуют духовные лица (на вече 1147 году в Киеве председательствовал митрополит). Также на вече присутствовал князь (если оно не направлено на борьбу с ним).
Таки образом, вече представляет не просто интересы простого населения, а фактически имеет общеземскую власть, так как сочетает народ, бояр и князя. Его цель не борьба этих слоев население, а, напротив, единение.
4. Кто собирает вече?
Обычно – князь, или другие высокопоставленные лица по его распоряжению. Также вече может собрать сам народ и пригласить на него князя (при переворотах).
А) через биричей (глашатаев)
Б) через колокол.
Время и срок точно не определялись. Считается, что классически вече собиралось во время братщины и религиозных праздников. Вече обязательно заседало только при свете дня.
Место вече было определено не одно. В Киеве – это торговище (?), Ярославов двор и двор Св.Софии. в Новгороде – Ярославов двор и двор св. Софии. Это законные места.
Это долго упорядочивалось и окончательно сформировалось только в Новгороде и Пскове. В Новгороде предложении и дерогация законов принадлежали посаднику, который и председательствовал на вече.
При решении вопроса требовалось единогласие. Иногда под ним скрывалось большинство, о все же предпочтительнее и законнее было первое. Если соглашение не достигалось – происходила физическая борьба и новое заседание вплоть до единогласного вынесения решения. Это было связано с тем, что вече – институт прямой демократии. Сами решили – самим и исполнять. Поэтому так жаждали единогласия.
Процедура вечевого заседания (регламента как такового не было!):
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ. Проводилось тем, кто созывал вече. NB!!! Созвать вече мог любой свободный человек! Позднее вече начало созываться князем или другим специально выбранными вечем для этого чиновниками: в Новгороде – посадниками, в др. городах – тысяцкими.
ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. Решение принималось единогласно (так было до Петра Первого). Народ должен был договориться, т.к выполнять принятое решение должны были те, кто за него проголосовал. Время заседания веча не ограничено. (Но: у всех индоевропейских народов собрания проходили только в светлое время суток. Если не успевали обсудить все вопросы – переносили заседание на следующий день). Вече во время войны объявляло собрание рати (своеобразное чрезвычайное вече).
ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ. Решения веча приводились в исполнение немедленно.
Как уже было сказано, главная функция веча – призвание и изгнание князя с престола. Вече оформляло свои отношения с князем через ряд – договор (ср.: Ярослав I, перед тем избивший многих знатных новгородцев, повздоривших с его варягами, со слезами на глазах просит прощения у веча). Форма заключения ряда – крестное целование («целовать крест к князю» - так говорили тогда). Причём целовали крест не только к князю, но и к детям его, тем самым обещая не призывать на княжение князей других нисходящих потомков Рюрика.
Изгнание князя – акт разрыва ряда с князем, разрыва крестного целования, данного к нему. Это своеобразный акт выряда – уничтожения условий, породивших ряд. Существенный элемент состава выряда – фактическое изгнание князя (иногда его даже сажали под арест). В исключительных случаях князя могли и убить, но убивали не своих князей, а тех, которые с современной точки зрения считались бы скорее узурпаторами, чем законными властителями.