Историческое направление в русской социологии

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ XIX-ХХ ВВ.

Сложился ряд школ и направлений социологических исследований. Среди них можно отметить следующие: натуралистическая социология в различных ее формах (Н. Я. Данилевский, А. И. Стронин, Л. И. Мечников и др.), психологические направления (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н. И. Кареев, Е. В. де Роберти и др.), школа М. М. Ковалевского. Заявил о себе экономический материализм (Г. В. Плеханов). Правда, говорить о школах в социологии из-за отсутствия институциональных основ можно с определенной долей условности. В основном они представляли собой идейную общность, дружеские контакты, литературное сотрудничество и т. п. Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов—Ленин), с другой, выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идея с современной наукой (А. А. Богданов).

одна из разновидностей буржуазной социологии, приписывающая географической среде определяющее значение в общественном развитии. Различие между народами, между их общественным строем «географическое направление» пытается объяснить различием географических условий, в которых эти народы живут. Представителями «географического направления» в социологии были французский социолог Монтескье (см.), географ Э. Реклю, английский историк Вокль, русский учёный Л. И. Мечников и др. Одни представители «географического направления» выдвигают в качестве главного условия развития общества климат и почву, другие — особенности расы, третьи — близость страны и народа к морям и рекам и т. д. Л. И. Мечников,, например, ставил развитие всей человеческой культуры, цивилизации в зависимость от влияния рек и морей на жизнь народов и Государств. Поэтому он делил всю историю человеческой культуры на историю культуры речной, морской и океанской. В буржуазной социологии эпохи империализма «географическое направление» выродилось в реакционную, фашистскую теорию — геополитику, при помощи которой идеологи империализма обосновывают захват чужих земель и покорение независимых народов. «Географическое направление» в социологии не в состоянии научно объяснить действительную причину общественного развития. Географические условия, Остающиеся почти неизменными в течение десятков тысяч лет, не могут быть главной причиной развития общества, которое переживает коренные изменения в значительно меньшие сроки (в течение сотен лет, даже в течение десятилетий происходят величайшие социальные изменения). Отделяющей причиной общественного развития является не внешняя природа, не географическая среда, а изменение способа производства материальных благ. Чем выше уровень развития производительных сил (см.) общества, чем выше общественный способ производства, тем меньше зависимость общества от стихийных сил природы и тем быстрее общество преобразует природу, географическую среду. При социализме и коммунизме господство людей над силами природы достигает высокой степени, так как производительные силы освобождаются от капиталистических оков и получают полный простор для своего развития.

Василий Осипович Ключевский родился 16 янв. 1841 в селе Воскресенском в семье бедного приходского священника. Уникальность Ключевского заключается в том, что он один из первых русских ученых поднял вопрос о социологическом методе в истории. У него нет специальных сочинений по социологии, но все его творчество пронизано социологическими исследованиями в этой области науки. Проблеме исторической закономерности Ключевский придавал условное значение – законы истории, прагматизм, связь причин и следствий – это все понятия, взятые из др. наук, из др. порядков идей. Он выдвинул 2 аспекта, или предмета исторического изучения, связывая с одним проблему анализа особенного, а с другим – выработку общих исторических схем. Первый аспект исторического изучения – социологический его объект – природа и действие исторических сил, строящих человеческое общество, вычленение своеобразных моментов. Данный аспект об изучении строения общества, его кинетики составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе – историческую социологию. Вторая точка зрения в изучении истории – культурно – историческая – была связана с установлением преемственности в общеисторическом масштабе. Объектом исторического изучения были духовности культурного запаса человеческой истории. В исторической социологии определенное значение придавалось изучению природного фактора, анализу соц. и экономических проблем человеческого общежития. Ключевский пришел к необходимости выработать общие представления о специфике истории как науки, представить факты истории в их совокупности. Сохраняя в качестве первичной функции истории сбор материала и анализ источников, он все более насыщал ее предмет социологической проблематикой, переключая внимание исследователя на природу и действия исторических сил, строящих человеческие общества, к выявлению общих правил. Не все элементы включались в работу одновременного и в равной степени, каждый из них выполнял свою функцию применительно к отдельным историческим эпохам. Историческая наука, по его мнению, выполняет 2 функции и соответственно может быть подразделена на 2 части – а)исследовать процесс накопления опыта, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств.

Особенность его социологической доктрины состоит в том, что он хочет обнаружить общее, не абстрагируясь от конкретного, преходящего, а наоборот, через посредство выделения и последующего сопоставления событий, в которых наиболее ярко выступает конкретно – неповторимое, уникальное, сознательно опуская как не представляющие интереса для социолога все то, что связано с часто встречающимся, напоминающем о другом, типичном.

Прогресс сводится к тому, что, проходя через бесчисленное количество различных ситуаций, которые в свою очередь являются продуктом случайных комбинаций элементов общежития, люди обучаются главным основам гармонии общежития.

Систему соц. отношений он отождествляет с соц. механикой и физиологией исторических сил. Характеризуя свою социологию, сводит ее к статике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: