Социологические идеи Н. К. Михайловского

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870).Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал.

При рассмотрении предмета социологии Михайловский акцентировал свое внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Михайловский проводил различие между понятиями “герой” и “великая личность”. Под героем он понимал “...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”. В широком смысле слова это зачинатель. Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других.Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества. Они появляются в переломные моменты истории, полностью выражая намечающиеся потребности преобразования.Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”. Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным”. Механизм воздействия “героя” на “толпу” в психологическом плане заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе. У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело. Считает, что единство общественного организма-Личность; Критерий общественного прогресса – это личное счастье, сбалансированное умчтвенно-физическое развитие личности.Общество гармоническое, если личности чувствуют себя хорошо. Неблагополучие личности связывает со сбоем функционирования соц.институтов.Как позитивист выделяет 2 системы общества: мускульная (Физическая сторона), нервная (Духовная сторона).Мерило общественного прогресса – разносторонность отдельных личностей, у которых одинакого хорошо развита мышечная и нервная системы. Предлагает метод СОПЕРЕЖИВАНИЯ (попытка понять действия другого, попытавшись поставить себя на место другого). Субъективистский метод должен существовать наряду с объективным. Теория подражания Михайловского

“ Герои и толпа “

В истории большую роль играют личность и толпа.Человек становится совсем другим в толпе, он меняет свое поведение, установки, нельзя предсказать его действия в толпе. В толпе у человека возникает тяга к подражанию. Выделяет 3 группы причин подражания:

1)Подавленность воли и сознания человека => паника, безумная провада.

2)От скудной и монотонной жизни (армия)

3)Однообразие впечатлений

Толпой управляют критически мыслящие люди: 1)герои (могут вести людей как на доброе, так на злое; не обязательно должен обладать высокими умственными способностями, отношения с толпой – неглубокие; => кратковременное). 2) вожди (сознательно манипулируют толпой, может изменить направление).Герой может просто собрать толпу, а вождь может поменять ее направление. “Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело… “.




double arrow
Сейчас читают про: