Новый быт

Сильные впечатления, полученные Петром во время заграничных путешествий, не прошли бесследно. На аукционах и у частных лиц он купил немало художественных произведений и раритетов. В 1714 году по указу Петра собранные им коллекции были перевезены из Москвы в новую столицу. В Петербурге коллекции были помещены в Летнем дворце, а позже перевезены в Кикины палаты (адмиралтейский советник Александр Кикин, причастный к делу царевича Алексея, был казнен в 1718 году, а его дворец конфискован). В этом дворце, стоявшем за Московской стороной вверх по реке, царь приказал открыть первый в России музей – Кунсткамеру и общедоступную библиотеку. Одновременно по указу Петра архитектор Г.-И.Маттарнови составил проект и возглавил работы по возведению специального здания Кунсткамеры на Васильевском острове. Построенное на берегу Невы в стиле Петровского барокко, это здание соседствовало с наиболее важными постройками столицы – «Двенадцатью коллегиями», дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается самым ранним музейным зданием в мире.

Путешествия в Европу заставили Петра серьезно задуматься о культурных преобразованиях в России, и в первую очередь в столице. Новый город должен был жить по новым правилам.

Четыре частных учебных заведения, открытых в Санкт-Петербурге, обучали молодых дворян правилам западного этикета. Школой нового общения стали ассамблеи, учрежденные в 1718 году личным повелением Петра. Их проводили, как правило, в зимнее время. Раз в неделю генерал-полицмейстер извещал у кого будет проходить очередное собрание. Съезжались семействами, обязательно с женами и старшими дочерьми, что само по себе уже было новшеством. До сих пор женщинам и девицам запрещалось присутствовать на вечерних мужских сборищах. На ассамблеях все должны были вести себя весело и непринужденно, а хозяин не обязан был встречать, провожать или подобострастно ухаживать за гостями, даже если в гостях был сам царь. В просторном зале устраивали танцы и, главным образом, молодежь под наблюдением государя обучалась неведомым ранее фигурам менуэта и англеза. В других комнатах играли в шахматы и шашки, беседовали, решая порой важные торговые или государственные дела. Если кто-нибудь нарушал правила приличия, ему тут же подносили Кубок Большого орла – литровый сосуд с водкой, который провинившийся должен был выпить одним махом. После чего несчастного увозили домой. Выживали после такого испытания не все.

Роль ассамблей летом, в теплые дни, обычно выполняли собрания в царском Летнем саду. Петр превратил его в некое подобие придворной Академии.

Специальные эмиссары царя в течение нескольких лет закупали в Италии античные статуи и работы скульпторов XVII – начала XVIII столетий. Только в апреле 1718 года из Ливорно в Петербург отправили сорок мраморных скульптур, столько же бюстов и девятнадцать барельефов. В начале 1719 года в новую столицу прибыла еще одна, примерно такая же партия. Все эти приобретения были предназначены для украшения дворцов и Летнего сада.

В назначенный день и час приглашенные собирались в Летнем саду. У ворот тут же возникали дюжие гвардейцы, чтобы никого не выпускать. Прохаживаясь среди гостей, Петр время от времени останавливался около какой-нибудь статуи и устраивал приглашенным экзамен на знание античной мифологии. Потом солдаты вносили большие бадьи с водкой и предлагали всем без разбора возраста и пола пить за здоровье царя, царицы, царской семьи.

Знание имен римских богов, умение сморкаться в платок, есть с помощью ножа и вилки, при встрече знакомого – мужчинам сгибаться в поклоне и мести перед собой шляпой, а женщинам – приседать в книксене – все это признаки культуры внешней, наносной. Модный европейский камзол на несвежем белье. Чтобы приблизиться к Западу, нужна была культура иная – внутренняя, духовная. И царь понимал это.

Во имя будущего своей страны Петр создает в Петербурге Хирургическую и Инженерную школы, Морскую академию, где помимо специальных предметов слушатели изучали иностранный язык и гражданскую архитектуру. Второе путешествие в Европу убедило царя в необходимости основания в России собственной Академии наук, общедоступной библиотеки и музея. Академия наук, по замыслу Петра, должна была стать и научным центром государства и главным учреждением подготовки специалистов. Поэтому было решено открыть при ней университет и гимназию. Но прежде чем подписывать указ о создании Академии, следовало найти ученых, согласных переехать в Россию.

Вот почему российская Академия наук была основана на бумаге в 1724 году, а первое научное заседание состоялось после смерти Петра, в ноябре 1725 года.

Победы русской армии на турецком и шведском фронтах стимулировали Петра все чаще задумываться о мирной жизни. Жизни, в которой немалую роль должны были сыграть архитекторы и художники.

Интерес к живописи у Петра был в основном практический. Будучи в Голландии, царь закупил немало полотен с изображением кораблей. «Полезно для учения!». Позже стал приобретать пейзажи с видами любимых им голландских городов и жанровых сцен. А в 1717 году в Брюсселе и Амстердаме закупил сто семнадцать картин для украшения любимого Монплезира, загородного дома на берегу моря. Среди них была работа Рембрандта «Давид и Ионафан».

В Петербург было приглашено несколько европейских художников-портретистов. Особым расположением государя пользовались немец Иоганн Таннауер, француз Луи Каравакк и русский живописец Иван Никитин, обучавшийся мастерству в Италии.

В 1720 году, определив границу города Фонтанкой, Петр пожелал, чтобы гравер Алексей Зубов и архитектор Доменико Трезини подготовили и напечатали проекты «образцовых» загородных домов. Все, получившие участки земли по берегам Фонтанки, обязаны были строить дома только по этим проектам. Правитель России был твердо убежден, что любая наука, любое искусство должны в первую очередь служить государству практически.

Весной 1720 года царь принял окончательное решение: центру города быть на Стрелке Васильевского острова. Архитектору Трезини велено было немедля готовить план застройки. Тогда же Петр распорядился начать сооружение первых трех мостов. Первый – через протоку между Городовым островом и крепостью. Второй – на границе города, через Фонтанку. Третий – на Невском проспекте, где он пересекает Мойку.

Решение, принятое Петром, точно прорвало плотину запретов. Уже через три года на материковой стороне было сооружено двадцать три подъемных моста через реки и каналы. Город продолжал расти, а нормальная жизнь на искусственных и естественных островах была невозможна без надежной и постоянной связи между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: