Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Формирование тоталитарного режима




Обоснование специфики Японии

Дискуссия по выяснению сущности «кокутай», развернувшаяся с 1935 г., завершилась в 1937 г. изданием специальной брошюры «Основные принципы кокутай». Она предназначалась для преподавателей «мораль­ного воспитания» в учебных заведениях всех уровней, но стала сводом требований, предъявляемых к подданным в отношении того, как они должны оценивать историю, структуру режима и предназначение Япо­нии. Брошюра была разослана преподавательскому составу всех школ и университетов. Директорам школ вручались специальные уведомления о необходимости использовать любую возможность для ознакомления как можно более широкого круга населения с ее содержанием, чтобы «культивировать и будить национальные чувства и сознание».

Во введении к брошюре подчеркивалось, что причиной внутрен­них беспорядков и волнений в середине 1930-х гг. является распро­странение западных идей, и поэтому необходимо разъяснить широ­ким массам истинную сущность «кокутай».

В первом разделе излагались мифы, связанные с зарождением им­ператорской власти, рассматривались взаимоотношения между импе­ратором и подданными, обращалось внимание на уникальные качес­тва японцев по сравнению с другими смертными.

Во втором речь шла об официальной интерпретации японской ис­тории, об обычаях, образе жизни, чертах национального характера, ритуалах и моральных принципах, особенностях развития культуры, экономики и военного дела.

В заключительной части делался вывод: на Японию «волей богов» возложена особая миссия — усвоить западную культуру, но на базе «кокутай», т. е. соединить технические достижения Запада с духовны­ми ценностями Востока. «Кокутай» стала официальной идеологией тоталитарного режима в Японии.

В марте 1937 г. создано правительство во главе скнязем Коноэ. Оно опиралось на различные группировки в армии, прежде всего, конечно, на «группу контроля», а также на партию Сэйюкай, которая поддержи­вала идею превращения Японии в тоталитарное государство. Нужно было подготовить внутренние структуры государства к ведению боль­шой войны. В том же 1937 г. была создана Лига по мобилизации наци­онального духа во главе с премьер-министром Коноэ. Эта организация развернула в стране широкую деятельность по пропаганде милитариз­ма. 7 июля 1937 г. Япония начала полномасштабную войну с Китаем, не встретив серьезного противодействия со стороны Запада.

В ноябре 1938 г. правительство Коноэ выдвинуло концепцию «ново­го порядка в Восточной Азии»: Япония брала на себя роль «освободи­теля родственных народов» от «западного колониализма» с целью со­здания «новой восточной культуры». Такого рода оправдание внешней агрессии вызвало официальное осуждение Японии со стороны США, Англии, Франции, Голландии и других западных стран, но не более.




Однако еще оставались иллюзии по поводу основного направле­ния японской агрессии в будущем (в августе 1938 г. произошли изве­стные события на озере Хасан, а в 1939 г. развернулись бои в Монго­лии с советскими войсками, под Халхин-Голом).

В 1939 г. группа ученых при кабинете Коноэ сформулировала тео­рию «восточноазиатского сообщества» - речь шла о формировании паназиатской межнациональной общностипод эгидой Япониина базе культурного единства и родства народов Восточной Азии. Это был уже открытый вызов Западу, но Запад сам находился в условиях глубо­кого кризиса, а вскоре началась и Вторая мировая война.

Ужесточение режима

В начале 1939 г. в Японии пришло к власти правительство Хиранума, взявшее еще более жесткий курс. В мае 1939 г. правительство усилило нажим на Китай, потребовав от Запада признать права Японии на сеттельмент Шанхая — это привело к открытому конфликту, в частности был расторгнут японо-американский торговый договор.

Когда в сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, Япония заявила о «политике неучастия» в конфликте. У нее еще были связа­ны руки в Китае, в марте 1940 г. там было создано марионеточное пра­вительство Ван Цзинвэя. Япония внимательно следила за ходом вой­ны в Европе, а там события развивались явно в пользу Германии.

К июню 1940 г. вся Западная Европа была в руках Гитлера, Франция разгромлена и капитулировала, Англия осталась в одиночестве против фашистских государств. Это побуждало Японию к более решительным действиям в Азии, в частности оккупации Индокитая, где после капи­туляции Франции сохранялась слабая власть администрации Виши.



В июле 1940 г. вторично создается правительство Коноэ: в Японии начинается полномасштабная перестройка всей политической систе­мы в соответствии с военными нуждами. Этому предшествовала идео­логическая реорганизация — именно тогда правительство заявило о намерении создать «великую восточноазиатскую сферу совместного процветания». Образцом должны были служить отношения Японии с Маньчжоу Го. Концепция стала обоснованием японской агрессии и в годы Второй мировой войны считалась официальной доктриной. В будущую сферу должны были входить Китай, страны французского Индокитая, английские колонии Бирма и Малайя, голландская Ин­донезия, американские Филиппины. Эти регионы стали основным направлением агрессии Японии.

В сентябре 1940 г. был заключен «тройственный пакт» (с Италией и Германией) — Япония определилась окончательно. А в апреле 1941 г. подписан договор о нейтралитете с СССР, что должно было дать воз­можность справиться с Китаем и означало окончательный выбор на правления экспансии Японии в район Южной Азии.

К тому времени в стране сложились структуры тоталитарного ре­жима. Были уничтожены все атрибуты парламентской демократии: распущены политические партии, профсоюзы, отменены выборы, ут­ратил свою роль парламент, упразднены все демократические свобо­ды, гарантированные Конституцией.

Вместо политических партий с 1940 г. создана единая Ассоциация помощи трону и ее филиалы на местах; под контроль были поставле­ны все средства массовой информации, пресса и радио стали подвер­гаться строжайшей цензуре.

С осени 1940 г. создаются так называемые «общества служения отечеству», куда в обязательном порядке входили учителя, журналис­ты, писатели, музыканты, деятели культуры и представители других профессий интеллектуального труда. Такого же рода «общества» заме­нили распущенные профсоюзы.

Власти установили жесткий социальный и политический контроль над гражданами через воссозданную систему «соседских общин». Об­щины объединяли людей по месту жительства, занимались распреде­лением талонов на питание и товары широкого потребления, сбором металлолома, подпиской на военные займы и т. д.

Был ужесточен закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят еще более суровый закон «Об обеспечении национальной обороны», грозивший каторжными работами даже за распро­странение сведений, «наносящих вред общественному порядку».

Экономика также всецело была подчинена интересам государства. В каждой отрасли созданы «Ассоциации контроля» — через них пра­вительственные чиновники распределяли заказы, устанавливали це­ны, определяли сбыт, поступление ресурсов. Это был аналог промыш­ленных министерств в СССР. Все ресурсы оказались под полным контролем государства, прежде всего — сырье и топливо, поступаю­щие по импорту, металлолом. В Японии создаются стратегические за­пасы на случай войны и блокады.

В этой же системе находились крестьяне: им предписывалось, сколько и чего выращивать, когда и кому сдавать, по каким ценам и т. д. В Японии был установлен строгий режим труда: 14-часовой ра­бочий день, власти получили право снижать заработную плату, ужес­точать административный контроль, принудительно мобилизовывать рабочую силу, был запрещен самовольный уход с работы и переход на другие предприятия.

В идеологической сфере полностью господствовала концепция «кокутай» — проповедь исключительности японской нации и вели­кой миссии Японии по освобождению угнетенных народов в Азии ве­лась повсеместно в обязательном порядке. Все это укрепляло режим, обеспечивало ему поддержку населения. В целом, структуры тотали­тарной власти оказались чрезвычайно эффективны в условиях пред­стоящей войны.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1535; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9072 - | 7317 - или читать все...

Читайте также:

 

34.226.244.70 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.