III. Предоставление независимости Намибии

Юго-Западная Африка имела обширную территорию, богатые ресур­сы, но чрезвычайно малочисленное население. Из-за неблагоприят­ного климата и скудных условий она до конца XIX в. оставалась ничейной территорией, а затем была захвачена немцами. Официально территория стала германским протекторатом в 1884 г., но фактически была завоевана к 1907 г. В ходе Первой мировой войны она была окку­пирована южноафриканской армией.

В 1920 г. мандат на управление этой территорией был передан Лигой Наций Южно-Африканскому Союзу — доминиону Великобритании. Ус­ловия передачи предусматривали, в частности, запрет на торговлю ра­бами, оружием и спиртным напитками, разрешение на строительство военных баз, обеспечение свободы вероисповедания. Южная Африка обязывалась ежегодно предоставлять доклады о положении дел По­стоянной мандатной комиссии Лиги Наций, обеспечить подачу жа­лоб и петиций от населения, гарантировать права человека.

Но южноафриканцы восприняли мандат как аннексию и попыта­лись превратить Юго-Западную Африку в одну из провинций ЮАС. Поощрялась иммиграция белого населения, скупка ими земель; для африканцев были отведены бесплодные земли на Севере. Таким обра­зом, ситуация стала меняться еще до Второй мировой войны.

После 1945 г. ЮАС вначале попытался добиться объединения этой территории с Южной Африкой, а с 1948 г. отказался рассматривать ООН в качестве преемницы Лиги Наций и признавать ее права на уп­равление Юго-Западной Африкой.

С 1950 г. Международный суд обязал Южную Африку предоставлять ежегодные отчеты ООН. Однако информация, поступавшая от местного населения через пастора Майкла Скотта, расходилась с официальной.

В 1958 г. ЮАС предложила разделить территорию Юго-Западной Африки: южную часть присоединить к Южной Африке, а северную передать ей под опеку. Хотя это предложение было отвергнуто ООН, постепенно вся территория Юго-Западной Африки вошла в админи­стративную систему ЮАС, а с 1961 г. — Южно-Африканской Респуб­лики (ЮАР).

С 1960 г. Международный суд в Гааге рассматривал дело в связи с нарушением соглашения по мандату ООН, но в 1966 г. прекратил его, что с чрезвычайным удовлетворением было воспринято в ЮАР Тем не менее в октябре 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН лишила ЮАР мандата на управление Юго-Западной Африкой и возложила ответственность за нее на силы ООН.

С того времени началось противостояние ООН и ЮАР, последняя игнорировала все решения международного сообщества. В 1968 г. ООН утвердил Совет по Намибии (так с этого времени стала называться Юго-Западная Африка). Принимались многочисленные резолюции с осуждением ЮАР, но практически ничего не менялось.

В самой Намибии тем временем в 1960 г. была создана Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Она начала парти­занские действия против войск Южной Африки, обратившись за по­мощью к ОАЕ и СССР.

В 1960-е гг. правительством ЮАР всецело овладела идея раздела тер­ритории Намибии с целью изолировать негритянское население, оттес­нив его в самые бедные районы. Противостояние международному со­обществу не пугало правительство ЮАР, попытки экономического бойкота — тем более; Южная Африка как раз в это время демонстриро­вала бурные темпы экономического роста. Очевидно, ЮАР исходила из предположения, что господство белых на юге Африки будет продол­жаться вечно.

В 1974—1975 гг. ситуация стала быстро меняться. Рухнуло коло­ниальное владычество португальцев в соседних колониях — Анголе и Мозамбике; СВАПО стала размещать свои лагеря вблизи границы с Намибией в Анголе. Но на некоторое время рост мировых цен на золото позволил Южной Африке укрепить свое экономическое по­ложение и успешно противостоять ООН. Тем не менее правительст­во стало готовиться к возможной передаче власти в Намибии местно­му населению, но при этом рассчитывало сформировать там полити­ческие силы, враждебные СВАПО.

К 1977 г. были созданы Демократический альянс Турнхалле (ДАТ), На­ционалистическая партия Намибии и ряд других групп. Они составили план провозглашения независимости в 1978 г., но он был отвергнут ЮАР.

В 1978 г. инициативу на себя взяла ООН; она разработала свой план, предусматривающий, в частности, отвод войск СВАПО и ЮАР из На­мибии. Но и этот план рухнул в результате бомбовых ударов по базам СВАПО в Анголе и убийства одного из лидеров ДАТ, вождя Клеменса Капууо; стороны прервали переговоры.

В начале 1981 г. в Женеве собралась наконец конференция по Нами­бии с участием всех заинтересованных сторон, но неожиданно камнем преткновения стала проблема присутствия кубинских войск в Анголе. Эту позицию нового президента ЮАР Питера Боты поддержал и новый президент США Рональд Рейган — предоставление независимости На­мибии стало увязываться с выводом кубинских войск из Анголы.

На протяжении всех 1980-х гг. предпринимались тщетные попыт­ки примирить СВАПО с другими политическими партиями Намибии. В 1985 г. ЮАР частично передала управление Намибией в руки вре­менного правительства. Но контроль южноафриканцев над страной сохранялся, а окончательное решение упиралось в проблему присут­ствия кубинских войск в Анголе.

В декабре 1988 г. было подписано трехстороннее соглашение по Нами­бии между правительствами Анголы, ЮАР и Кубы. Стороны договори­лись о выводе кубинских войск, о совместном патрулировании анголь­скими и южноафриканскими войсками границы с Намибией и о подго­товке ЮАР к предоставлению независимости Намибии.

ООН взяла на себя контроль за выполнением условий соглаше­ния. В ноябре 1989 г. под контролем международных наблюдателей состоялись выборы в Учредительную ассамблею Намибии: 57% голо­сов получила СВАПО, 29% — ДАТ; остальные голоса поделили меж­ду собой различные мелкие группировки, отколовшиеся в свое время от СВАПО.

Была принята Конституция; в 1990 г. Намибия обрела независи­мость, последней из африканских стран. Ее первым президентом стал Сэм Нуйома, лидер СВАПО. Таким образом, эра колониализма в Аф­рике завершилась.

В Намибии, видимо, учли печальный опыт стран, получивших не­зависимость ранее: там успешно развивается многорасовое общество, сохранилась белая община. СВАПО удалось отстоять многопартий­ную систему и поддерживать стабильность в обществе, обеспечивать экономический прогресс и рост благосостояния населения. Политика национального примирения успешно реализована. Была разработана всеобъемлющая образовательная программа: открыты школы, техни­ческие училища, технический университет.

Во время визита С. Нуйомы в Россию в 1998 г. подписаны многие документы о продолжении сотрудничества между двумя странами: Намибия производит алмазы самого высокого качества, богата ура­ном, медью, цинком, рыбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: