Скульптура и рельеф древнего египта

Рельеф

Рельефы и росписи, покрывавшие стены зданий, стел, обелисков, пилонов, занимают большое место среди памятников Древнего Египта (илл. 80).

Слово «рельеф» (франц. relief) обозначает выпуклое изображение на плоскости.

В Египте было два основных вида рельефа: барельеф (bas-relief, дословно «низкий рельеф») – скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее чем наполовину объема изображаемого предмета (илл. 81, 82),[14] и врезанный рельеф – при нем поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений (илл. 83, 84).

Общераспространенное мнение, что рельеф возник из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Древнейшие изображения иероглифов технически подобны гравированному контурному рисунку. Следующий этап – когда «внутренняя сторона контура начинает закругляться и появляется первый зародыш моделировки. Именно так возникает своеобразный вид рельефа, известный только в Древнем Египте, - так называемый углубленный рельеф…»[15].

Особенность этого типа рельефа заключается в том, что, он существует не перед стеной, а в стене, и именно фон бросает тень на фигуру рельефа (илл. 55а).

«…В течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. <…> Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещался в нижней части стены, в Греции – обычно наверху… Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху».[16]

Одна из наиболее важных и характерных особенностей древнеегипетского рельефа, как и живописи, – их плоскостной характер. Ибо плоскостной характер имеет любой чертеж, и этот характер естественная неизбежность, возникающая при передаче геометрического пространства путем обращения к черчению. Иллюзия пространственности чужда любому чертежу, назначение которого – передача точных, объективных данных об изображаемом. Чертежная плоскостность оказалась в Древнем Египте весьма уместной при синтезе архитектуры и живописи.

Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен (и надписи) чаще всего покрывали именно им. Выпуклым рельефом предпочитали покрывать внутренние части храмов. Выбор техники исполнения рельефов также диктовался их местоположением. Так, в местах, доступных солнечному лучу, обычно располагались композиции, выполненные в технике врезанного рельефа. Наличие барельефа в погребальных камерах обусловлено тем, что расчет на искусственное освещение реально предполагал только церемонию погребения, так как после совершения обряда усыпальницу замуровывали.

Виды рельефа могли использоваться и вместе, и порознь.

Исполнение рельефа (возьмем, для примера, скальную поверхность усыпальницы) включало в себя несколько этапов: породу покрывали сначала слоем мела, смешанного с водой, затем слоем глины с толченым известняком; поверхность стены графилась на квадраты веревкой, окрашенной красной краской, с помощью отвеса; затем красной краской прорисовывались контуры, черной краской вносились окончательные изменения; наконец, производилась выборка рельефа и окончательная раскраска.

Рельеф раскрашивался в подавляющем большинстве случаев. Преобладали сочетания коричневых и желтых с зелеными и голубыми тонами. Во время росписи мастера использовали деревянные палитры, щетки и кисти.

Чаще всего высота выпуклого рельефа не превышает двух миллиметров.

Тематика.

Тематика рельефов в пирамидных комплексах фараонов определялась их назначением – прославление правителя как сына богов, непобедимого владыки и воспроизведение всего, что понадобится ему в загробном существовании. Размер фигур определялся их значимостью или степенью ценности и являлся универсальной категорией, делая ненужными дополнительные атрибуты величия.

Рельефы и тексты на внешних восточных стенах молелен по своему содержанию копировали рельефы и тексты внутри молелен, только в сокращенном варианте.

Тематика рельефов в скальных гробницах обитателей поселка мастеров и рабочих при Долине царей, помимо традиционных мифологических сцен… собственные похороны, с изображением приношения поминальных даров, плакальщиц, арфиста, продолжающих жить близких родственников, покойных родителей и т.д.

Декор наружных стен храмов посвящался прославлению фараона, изображал охотничьи, военные и праздничные сцены, внутренних стен – мифологическим и культовым сюжетам, элементам ритуала. В «святилищах слушающих зов» изображались уши бога.

Большие композиции занимали иногда всю площадь стены, меньшие – располагались поясами. В основе композиционного построения - симметрия, соблюдавшаяся и при расположении сцен. Изображения выполнялись с соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и масштаб.

Рельефы, покрывавшие стены, колонны, архитравы, дверные косяки храмов тянулись на сотни метров. Стволы колонн в Большом зале храмового комплекса в Карнаке были покрыты рельефами общей площадью более 24 квадратных километров (!) и отделаны листами золота.

В амарнский период появляется прием, по которому можно было определить правую или левую руку (по положению большого пальца). Лента, развивающаяся на ветру.

Скульпторы.

Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. Там же в мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный и ставший знаменитым портретный этюд Нефертити.


[1] Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могло означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «Тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».

[2] Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.

[3] Кстати, некоторые фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели.

[4] См.: Жак К. Нефертити и Эхнатон / Пер. с франц. М.: Мол. гвардия, 1999. С. 133-134.

[5] История искусства. Первые цивилизации: Пер. с исп. М.: ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С 9.

[6] Скляров А.Ю. Указ. соч. С. 289.

[7] Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка сфинкса, или Хранитель бытия. М.: Вече, 1999. С. 10-11.

[8] Эти сфинксы были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Скульптуры должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Российское правительство купило два сфинкса, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. Четыре сфинкса обрамляют Египетский мост, построенный в 1954-56 гг. (илл. 77). Старый Египетский мост через Фонтанку, построенный в 1825-26 гг., с чугунными моделями сфинксов, созданных по модели скульптора П.П.Соколова, рухнул в 1905 году.

[9] В изображениях бог Атум часто имеет облик сфинкса в характерном для этого бога головном уборе – высокой короне с плюмажем и лотосом. Отсюда делается вывод, что Сфинкс может считаться воплощением именно Атума.

[10] Хэнкок Г., Бьювел Р. Указ. соч. С. 18.

[11] Там же. С. 17.

[12] См.: Скляров. Указ. соч. С. 56.

[13] Цит. по: там же. С. 25.

[14] Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоской поверхностью фона более чем наполовину своего объема.

[15] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 142.

[16] Там же. С. 143.

Египет был наполнен скульптурой. Ею были полны святилища, дворы храмов, дворцы. Они стояли в портиках, у фасадов и колонн храмовых залов, на границах владений.

Египтяне мыслили статую как «тело» духов и людей. Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могла означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».

В египетском искусстве статуя было всегда и в первую очередь памятником фараона. Поэтому и окружение царей, вельможи, главы номов тоже стремились быть изображенными в такой же торжественной и строгой манере.

Назначение скульптур, типы статуй (стоящие или сидящие фигуры, статуарные группы, статуи чиновников, пленных и т.д.), правила их раскраски, пропорции, общий характер стиля сложился уже первой половине III тыс. до н.э.

Главной характерной особенностью египетского искусства всегда оставалось единство формы и содержания, оно практически неуклонно следовало условным формулам, выведенным из религиозных представлений, выражая неизменность и торжественность через механически повторяющуюся форму и плоскостное изображение (исключения были редки).[1] В скульптуре, например, был распространен тип статуи, изображающий сидящих лиц царской фамилии; в этом случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам. Принцип фронтальности отвечал социальному табу той эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры, прежде всего фараона.[2]

Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. В мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный портретный этюд Нефертити.

Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике «утраченного воска»: скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, которое тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.

Искусство Позднего царства большое внимание уделяло внешней отделке. Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обведены глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надеты на шеи бронзовых кошек.

Заупокойные статуи.

У древних племен особую роль наряду с черепами умерших родителей и ближайших родственников играли фигурки, изображавшие предков. Они воспринимались и как вместилище для духов предков и одновременно как их воплощение. У ряда племен черепа предков через несколько недель после погребения вынимали из захоронений и очищали, а затем хранили в бочках, наверху у которых укрепляли деревянные фигурки покойных. Эти статуэтки представляли собой то голову, те верхнюю половину фигуры человека, то человеческую фигуру целиком.

В ранний период способы сохранения трупов были еще несовершенны, и уже в первой половине 3 тыс. до н.э. в гробницы стали помещать статуи умерших как замену тела в случае его порчи. Статуя из твердых пород камня и дерева стали служить местом обитания ка.

Как и с мумией, со статуей умершего совершали обряд «отверзания уст и очей», помещали в небольшую камеру и замуровывали. Но на уроне глаз статуи оставалась щель – через нее покойный «видел», кто посещает его место упокоения, какие приношения приносят и как бы лично участвовал в поминальных трапезах. В ранний период статую в полный рост помещали также перед «ложной» дверью. Во времена 4 и 5 династий в гробницу было принято класть каменные, в натуральную величину головы-портреты (так называемые «запасные головы»).

С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом.

Ушебти могли быть сделаны из глазурованного фаянса, бронзы и иметь форму мумии. Если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала, даже обязанности. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, наложниц. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Чтобы их не украли и не использовали по другому назначению, на них, как и на статуэтках, ставил также имя хозяина гробницы. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен (илл. 6). Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного двух, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких «помощников».

Монументальная скульптура

Сфинксы.

Сфинкс - слово греческое. У греков Сфинкс - продукт стоглавого чудовища Тифона и его жены-полузмеи Ехидны. Сфинкс была с головой и грудью женщины, телом льва и птичьими крыльями (илл. 36). По самой древней версии, в Бео­тии на горе Фикион обитала хищница Фикс, способная заглатывать добычу. Имя "Сфинкс" возникло из сближения Фикс с глаголом сфиггеин - "сжимать", "удушать", а сам об­раз - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Или греческое произношение египетского "шесет-анх " («живой образ правителя»).

Для египтян сфинкс - это статуя, как правило, конкретного правителя, реже - богов Хора и Амона, чью силу символизирует львиное тело (редко - с телом быка и львиными лапами). Были сфинксы также женского пола (илл. 37). Иконография сфинкса обусловлена, в частности, тем, что с эпохи Древнего царства в официальные титулы фараонов входили эпитеты, сравнивающие силу и могущество фараона с силой быка и могуществом льва.

Сфинксы в Египте чаще всего изображался сидящими. Их делят на три основных типа: андросфинкс - лев с человеческой головой или лицом; криосфинкс - лев с головой барана (илл. 37-а); иераксфинкс - лев с головой ястреба. Сфинкс танис изображался с царским платком на шее, а со Среднего царства его лицо обрамляла львиная грива. В Древнем царстве Сфинкс был символом власти фараона у входа в храм, позднее стал стражем храма или гробницы. Чаще всего сфинксов изображали на фризах дворцов. Сфинкс служил также символом постижения истины.

Официальная египтология считает, что Большой Сфинкс около Великих пирамид в Гизе - самая древняя и самая монументальная статуя в мире, она вытесана 4500 лет назад из единой известняковой глыбы, от передних лап до хвоста - 57,3 метра, высота - 20 метров (илл. 38).

Особенность места, где расположен сфинкс: над общим уровнем залегающего известняка возвышается твердый бугор высотой около 10 метров. Из этого бугра высекли голову и шею Сфинкса. В качестве заготовки для тела использовали огромный параллепипед, образовавшийся после того, как строители отделили его от пласта, пробив по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра.

В основании точки зрения, что Сфинкс создан при Хафре, является единственный слог, высеченной на гранитной стеле, стоящей между передними лапами статуи (раскопана в 1817 г.). В 13-й строке имеется слог «Хаф», но… нет присутствия знака картуша. Стела посвящена расчистке Сфинкса от песка при Тутмосе IV (начало 14 в. до н.э.).

В 1992 г. геолог Д.Э.Уэст и профессор геологии Бостонского университета и специалист по эрозии горных пород Р.Шоч, выступая с докладами на ежегодном съезде Американского геологического общества (АГО), заявили, что метеорологические исследования Сфинкса показали: эрозия статуи и окружающей его траншеи, вырубленной в скале, является результатом сильных дождей, которые воздействовали на породу на протяжении тысяч лет. Поверхность Сфинкса и стенок траншеи характеризуется сочетанием глубоких вертикальных борозд и волнистых горизонтальных канавок – классический пример, что происходит со структурой известняка, если дождь поливает его в течение нескольких тысяч лет. Ветропесчаная эрозия дает другой профиль поверхности – горизонтальные, похожие на щели каналы с острыми кромками.

Эти выводы были подтверждены сейсмопрофилированием пород подземного основания Сфинкса и анализом темпов эрозии поверхности монумента. Методика и результаты выполненных учеными расчетов темпов эрозии, выводы проведенного анализа были одобрены 275 участниками съезда АГО. Историки промолчали или проигнорировали эти выводы.

Таким образом, следы водной эрозии могли образоваться только при условии, что Сфинкс был сооружен задолго до Хафра, при котором климат Египта был уже достаточно сухим, а обильные дожди в районе Гизы лились за тысячи лет до этого – 10-15 тыс. до н.э.[3] Расположенные рядом мастабы 4-й династии, построенные из подобных материалов, не имеют похожих следов водной эрозии, как и стенки древней каменоломни.

…Ныне тело Сфинкса уже процентов на 80 застроено кирпичами из известняка.

Пропорции Сфинкса очень далеки от естественных – голова выглядит совершенно непропорционально маленькой по размерами в сравнении с длиной туловища. Может, быть, у Сфинкса изначально была совершенно другая голова. Ибо все другие египетские сфинксы пропорционально выдержаны достаточно точно.

В Санкт-Петербурге у здания Академии художеств находится пристань со сфинксами, высеченными из сиенита. Они были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Сфинксы должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Полагают, что головы сфинксов являются портретным изображением этого фараона. Российское правительство купило эти сфинксы, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. (илл. 37-а).

Тематика скульптур.

Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.

Были статуи царей и богов, отличавшиеся неканоническими позами. Это скульптуры, изображавшие совершение обряда, происходившие в том помещении храма, куда их ставили. Считалось, что постоянное наличие изображений участников ритуала как бы обеспечивает вечное их совершение. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.

В храмах обнаружены статуи связанных пленных, причем скульптуры часто оказывались разбитыми на куски. Очевидно, эти статуи заменяли настоящих пленных, так как по ходу действия некоторых ритуалов происходило убийство врагов.

Большую группу скульптур, обнаруженных в храмах, составляют царские статуи, посвященные в храм фараонами для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества.

Статуи частных лиц.

Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображением царей и богов. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы. Со Среднего царства статуи появляются в храмах (сначала это делалось с позволения фараона как знак его благоволения).

Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.

Потребность в большом количестве скульптур вызвало распространение мелкой пластики из камня и дерева. Они были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Часто несколько таких статуэток укреплялись на одной – более метра - доске, образуя целую группу, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. И каждый тип фигурки имел свой канон. Так, ткачихи сидели на корточках у станков, пряхи стояли на одной левой ноге, высоко подняв левую руку с прялкой, повар сидел на земле у жаровни и т.д.

Скульпторы также обязаны были придерживаться канона. Первое - это фронтальность и симметричность в построении фигуры. Или, как правило, неизменный набор поз. Так, если фараон изваян стоя - выдвинута вперед левая нога, короткое набедренное одеяние, в короне; сидящим - царский платок на голове; в образе сфинкса; с богами, с царицей. Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеа­лизация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Бо­жественность фараона дополнялась деталями: например, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора (илл. 39).

Или другая распространенная поза: писец сидит, поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - в такой позе вначале изображались только царские сыновья (илл. 40).

У всех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.

Другая деталь: у фигур скульптор делал особенно большими глаза. Они всегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем. Ибо глаз - вместилище духа, а взгляд обладает могучей силой воздействия на живых и на духов. Поэтому только тогда статуэтка становилась настоящей заменой изображенного существа, если у нее имелись глаза (илл. 41).

Все скульптурные произведения - богов, фараонов, знати, слуг или животных - предназначались не для зрителя, а для культовых целей. Одни ставились в храмах в память о "участии" в определенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. Третьи - фигурки детей и женщин с детьми на руках - посвящали храмах с надеждой о даровании потомства. Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться.

Но с другой стороны, статуе необходимо было придать сходство с умершим человеком, ибо статуя должна служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древ­неегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок. С другой стороны, чтобы дух мог войти в статую, он должен был узнать в ней себя, поэтому скульпторы добивались портретного сходства.

Но египетский портрет имеет абстрактный характер, его реализм относителен - в нем нет индивидуальной мимики. Статуи делали в натуральную величину, причем умерший изображался молодым. Индивидуальные же черты в скульптурном портрете можно найти, например, в тщательно изваянных локонах париков, браслетах и амулетах, морщинах, горбинке носа...

Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка (илл. 42), песчаника. Египтяне любили твердые породы камня. Крепкие, труднообрабатываемые материалы - обсидиан, базальт, порфир - побуждают к экономии, упрощенным формам и сдержанным движениям. Вполне законченная статуя остается, в конечном счете, кубической массой, ограниченной простыми гладкими плоскостями. Отсюда удивительная замкнутость древнеегипетских статуй, присущий им своеобразный монументальный покой. Они никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Как впоследствии в средневековье, в Египте господствует стремление к замкнутым формам, к работе с одним куском, без подпор.

Египетская скульптура не вышла из стадии абсолютно неподвижных фигур (илл 41-а). О законе фронтальности: все характерные особенности образа по возможности сосредотачиваются на передней плоскости статуи, на ее фронтоне; вертикальная ось делит фигуру на две симметрично равные части, она абсолютно прямая, все парные элементы (плечи, бедра, колени) находятся на одном уровне. Отдельные элементы тела и головы как бы геометризированы: торс подобен треугольнику, ноги - цилиндрам и т.д. Первый признак движения - выдвинутая вперед левая нога. Но она прочно опирается о землю всей подошвой, поэтому на движении тела этот первый жест никак не отражается. Более того, левая нога длиннее правой - к этому приёму прибегали для того, чтобы показать фигуру идеально прямой. Попыткам как-нибудь изменить принятые позы препятствовала и структура помещений.

Но надо сказать, что древнеегипетское искусство в целом не было полностью сковано канонами. Оно очень медленно, но развивалось. Знакомство с жизнью жителей завоеванных стран приводило к переменам в одежде и декоративно-прикладном искусстве. Номархи, подражая царскому обиходу, помещали в местные храмы свои статуи, строили пышные гробницы; но, окружая себя скульпторами, музыкантами, архитекторами, знать способствовала появлению и развитию (в Среднем царстве) местных художественных школ, что отражалось в тематике живописи (илл. 41-б).

Желание обеспечить "вечное" совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: