Несколько лучшим, чем в Румынии и Польше, было положение украинцев в Чехословакии. Закарпатье в чехословацком государстве имело статус отдельного края и называлось Подкарпатская Русь. Край занимал 9% площади Чехословакии, а его население – 5% населения страны.
Общественно-политические течения в Закарпатье имели весомую национальную окраску и отличались своей внешнеполитической ориентацией:
1) русофилы – ориентировались на Россию;
2) мадьяроны – на Венгрию;
3) народовцы – требовали автономии Закарпатья, пропагандировали идею единства закарпатцев со всеми украинцами;
4) коммунисты (входили в легальную Компартию Чехословакии) – стремились на вхождение в УССР.
В конце 30-х гг. центр западноукраинской национальной жизни временно переместился из Галичины в Закарпатскую Украину. Украинский закарпатский вопрос стал эпицентром европейской политики, за альтернативы его решения боролись влиятельные внешнеполитические силы. Вариантов было три: 1) чехословацкий, 2) венгерский, 3)украинский – создание отдельного государства „Карпатская Украина”. 15 марта 1939г. Сейм Карпатской Украины провозгласил ее независимость, Карпатская Украина стала республикою во главе с президентом – А.Волошиным.
|
|
Волошин Августин (1874 - 1945 гг.) – украинский общественно-политический и государственный деятель. В 1897 – 1938 гг. – редактор единственной в Закарпатье украинской газеты «Наука». В 1918 г. член-учредитель Русской Народной Рады. В 1925 – 1929 гг. депутат чехословацкого парламента. 26 октября 1938 г. был избран премьер-министром Карпатской Украины. В марте 1939 г. стал президентом Карпатской Украины. 1 мая 1945 г. арестован советской контрразведкой и вывезен с СССР. 11 июля 1945 г. казнен в Лефортовской тюрьме в Москве.
В марте 1939 г. была создана организация национальной обороны – „Карпатская Сечь”, которая с 14 до 24 марта воевала с вдесятеро большею по численности венгерской армиею. Погибло 5 тыс. закарпатцев, венграм удалось оккупировать все Закарпатье. Не смотря на кратковременность существования, Карпатская Украина стала ярким эпизодом в борьбе за украинскую государственность.
Социально-экономическое развитие Галичины, Буковины и Закарпатья в 20 – 30-е гг. характеризовалось рядом общих черт:
1) развивались как отсталые аграрные колонии Польши, Румынии и Чехословакии;
2) не хватало плодородных земель для развития сельского хозяйства;
3) в экономике преобладал иностранный капитал (польский, немецкий, американский, английский, венгерский);
4) сворачивание экономического производства (1923 г. добыто 737 тыс. тонн нефти, 1938 г. – 507 тыс. тонн.);
5) массовая безработица (эмиграция украинцев в страны Западной Европы и Америки).
|
|
Вывод: Надднепрянская и Западная Украина в 20 – 30-е гг. находились в составе разных государств, но отношение руководства этих государств к украинскому населению было одинаковым – не соблюдались политические, национальные, культурные интересы украинцев, максимально и не всегда рационально использовались природные и человеческие ресурсы.
Единственным положительным моментом в истории Надднепрянской Украины в данный период было введение нэпа и „украинское возрождение 20-х гг.”, которое заканчивается массовыми репрессиями украинской интеллигенции в 30-ые гг.
Основные даты:
1921 г. – введение нэпа;
30 декабря 1922 г. – образование СССР и вхождение в него УССР;
1923 г. – взят курс на украинизацию;
1929 г. – начата форсированная индустриализация и всеобщая коллективизация в УССР;
1932 – 1933 гг. – голодомор в Украине;
15 марта 1939 г. – провозглашение независимости Карпатской Украины во главе с президентом А. Волошиным.
Тестовые задания для самоконтроля по теме № 3:
1. Выберите варианты верных ответов:
Достижениями индустриализации в УССР были:
а) превращение Украины в индустриально-агарный регион;
б) преобладание темпов развития легкой и пищевой отраслей промышленности над тяжелой промышленностью;
в) усиление обороноспособности республики;
г) возрастание благосостояния населения республики.
2. Выберите варианты верных ответов:
Политика нэпа предусматривала:
а) продразверстку; б) аренду земли; в) использование наемного труда;
г) создание колхозов; д) появление нового слоя общества – непманов.
3. Найдите в тексте и выпишите ошибки исторического характера:
«В 1927 г. было принято решение про проведение всеобщей коллективизации сельского хозяйства. На территории Украины всеобщую коллективизацию планировалось завершить в 1935 г. Чтобы сломить сопротивление украинского крестьянства коллективизации был организован голодомор 1936 – 1937 гг. Главным итогом коллективизации был расцвет сельского хозяйства Украины».
4. Дайте определение исторического понятия:
Тоталитарный режим – это …
5. Выберите вариант верного ответа:
Президентом Карпатской Украины в 1939 г. был избран:
а) Е. Коновалец; б) А. Волошин; в) Е. Петрушевич.
СЕМИНАР № 3.
Тема: “Политическое и социально-экономическое развитие Украины в 20-30-ые гг.”
План:
1. Социально-экономическое положение Украины после
окончания гражданской войны:
а) Украина в условиях социально-экономического кризиса;
б) причины перехода от политики „воєнного коммунизма” к новой экономической политике;
в) сущность новой экономической политики.
2. Образование СССР и вхождение в него УССР.
3. Политика украинизации и причины ее сворачивания.
4. Сущность индустриализации, ее достижения и недостатки.
5. Особенности проведения коллективизации в Украине.
Доклады:
“Голодомор в Украине 1932 – 1933 гг.”
„Проявления сталинского тоталитарного режима в Украине в 20–30-е годы”
Основная литература:
Бойко О. Історія України у XX ст. – Ніжин., 1994.
Жуковський А., Субтельний О. Нарис історії України. – Львів, 1991.
Світлична В. Історія України. – Львів, 2004.
Семененко В., Радченко Л. История Украины. – Харьков, 2003.
Субтельный О. Украина: история. – К., 1993.
Дополнительная литература:
Вегеш М.М. Августин Волошин і Карпатська Україна. – К., 1999.
Голод 1932 – 1933 років на Україні: очима істориків, мовою документів. – К., 1990.
Нагаєвський І. Історія Української держави двадцятого століття. – К., 1993.
Сталінізм в Україні в 20-30-ті роки. – К., 1990.
Шаповал Ю. Україна 20-50-х років. – К., 1993.
Тема 4. Украина в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны
План:
1. Присоединение западноукраинских земель к СССР.
2. Захват Украины немецко-фашистскими войсками и Движение Сопротивления на украинских землях.
|
|
3. Освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков. Итоги и уроки II-ой мировой и Великой Отечественной войны.
Основные термины: ІІ-ая мировая война, Великая Отечественная война, оккупационный режим, партизанское движение, Движение Сопротивления.
Основные персоналии: М. Кирпонос, И. Тюленев, Ф. Октябрьский, И. Сталин, Г. Жуков, Н. Ватутин, И.Конев, Р. Малиновский, Ф. Толбухин, С. Ковпак, А. Сабуров, А. Федоров, Р.Шухевич, С. Бандера, Я.Стецько.
Четвертая тема нашего пособия посвящена событиям периода Великой Отечественной войны, когда наши деды и прадеды ценою своих жизней освобождали земли Украины от немецко-фашистских захватчиков. Мы должны сохранить память о событиях и героях тех лет, сделать правильные выводы и уроки, чтобы трагедия Второй мировой и Великой Отечественной войны никогда не повторилась.