Тема 11. Строительство независимого Украинского государства: основные направления и тенденции развития, проблемы

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

· Почему реформы конца 60-х гг. в СССР закончились крахом?

· Кто несет ответственность за застойные явления в политике и экономике в период правления Брежнева, Андропова, Черненко?

· Могла ли «перестройка» завершиться успешно? Какие были совершены ошибки?

24 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета УССР приняла Акт о про­возглашении независимости Украины.

События 1 декабря 1991 г. стали важнейшим этапом в государственном строительстве в Украине, в корне изменили ее внутреннее и международное положение. В этот день состоялся референдум, в ходе которого свыше 90,3% граждан высказались за независимость республики. За независимость прого­лосовали не только украинцы, но и представители других народов, которые проживают на территории Украины. В этот же день был избран Президентом Украины Л.Кравчук.

Таким образом, и референдум 1 декабря 1919 г., и президентские вы­боры подтвердили желание подавляющего большинства граждан Украины жить в независимом и демократическом государстве.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) собрались руково­дители Белоруссии, России и Украины: С.Шушкевич, Б.Ельцин и Л.Кравчук. На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и создания нового объединения – Содружества Независимых Государств (СНГ).

Прекращение существования СССР и провозглашение независимости создали в Украине совершенно новую социально-политическую ситуацию. Перед обществом встали новые задачи: ликвидация тоталитарных политиче­ских структур и создание правового демократического государства; транс­формация централизованной государственной экономики в многоукладную рыночную, сориентированную на нужды людей; национальное возрождение и улучшение межнациональных отношений. Решение этих задач является за­логом дальнейшего развития Украины и превращение ее в демократическое государство. Таким образом, речь идет о коренном изменении всех общест­венных и экономических структур, переходе от старого политического и со­циально-экономического строя к принципиально новому. Преобразования такого рода называют революцией.

Основной задачей первых лет независимости стало формирование го­сударственных структур, трех основных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с этим необходимо было обеспечить создание управленческих структур на местах в областях, районах, городах и селах.

Законодательная власть в Украине представлена парламентом – Вер­ховным Советом Украины, избираемым один раз в четыре года в количест­ве 450 человек на основе всеобщего, прямого равного и тайного голосования. После провозглашении независимости Украины на Верховный Совет были возложены не свойственные ему до этого функции парламента незави­симого государства, и он продолжал свою деятельность до очередных выбо­ров 1994 г. Не смотря на явные недостатки, состав Верховного Совета того времени сумел принять законодательные акты, которые конституировали не­зависимость страны, а также около 400 законов и 1100 постановлений.

Вновь избранный в марте 1994 г. состав Верховного Совета, несмотря на частые конфликты между разными фракциями, с одной стороны и Прези­дентом, с другой, после длительных и бурных обсуждений 28 июня 1996 г. принял Конституцию Украины. В следующем году, 24 сентября 1997 г. Вер­ховный Совет принял закон «О выборах народных депутатов Украины». За­кон способствовал повышению роли политических партий и движений, кото­рые, получив места в Верховной Раде Украины и в Радах обласного и район­ного уровней, активно включились в процесс становления независимого Ук­раинского государства, разработку и принятие новых законов и т. д.

Важным событием в дальнейшем развитии многопартийной системы стало проведение первых выборов в законодательный орган независимой Украины по смешанной пропорционально-мажаритарной системе, которые прошли в марте 1998 г.

31 марта 2002 г. состоялись очередные выборы в Верховный Совет Украины, которые также проходили в условиях многопартийности и острой по­литической борьбы.

В марте 2004 г. был принят новый закон «О выборах народных депутатов Украины» по которому выборы в Верховный Совет Украины в марте 2006 г. пройдут по пропорциональной системе.

В декабре 2005 г. были приняты изменения в Конституцию Украины. Основная суть этих изменений заключается в переходе от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Центр власти переходит от Президента Украина к Верховному Совету. Кабинет Министров теперь будет подотчетен парламенту. Формироваться же он будет парламентским большинством.

Сегодня одной из самых важных задач Верховного Совета, является формирование парламентского большинства, которое могло бы обеспечить стабильность законотворческой деятельности и являлось бы необходимым условием конструктивного взаимодействия законодательной и исполнитель­ной властей.

Обязанности главы государства возложены на Президента Украины. Согласно Конституции он является гарантом государственного суверенитета, целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод ее граждан.

Первым Президентом независимой Украины стал Л.Кравчук. На выбо­рах в 1994 г. победу одержал Л.Кучма. На президентских выборах прошедших в декабре 1999 г. Л.Кучма повторно был избран Президентом Украины. На президентских выборах в декабре 2004 г. в острой и бескомпромиссной борьбе победил В.Ющенко. Эти выборы сопровождались так называемой «оранжевой» революцией, которая привела к мирной передачи власти оппозиции.

Высшим органом исполнительной власти в стране является Кабинет Министров Украины во главе с премьер-министром. Состав Кабинета Мини­стров и кандидатуру премьер-министра, по представлению Президента, ут­верждает Верховный Совет. В свою очередь Кабинет Министров занимается разработкой и решением практических вопросов управления страной.

Судебная власть в Украине находится в руках Верховного суда, а так­же общих, арбитражных и военных судов. Суды не зависят от государства и подчиняются только законам. Контроль за соблюдением основного закона – Конституции, осуществляет Конституционный Суд Украины. Контроль за соблюдением законов возложен на Генеральную прокуратуру.

В Украине процессы государственного строительства еще не заверши­лись. Этому мешают ряд негативных факторов, таких как:

– неразвитость демократических традиций в украинском обществе;

– плохое взаимодействие разных ветвей власти, что выражается в по­стоянных конфликтах между исполнительной и законодательной ветвями власти;

– разочарование значительной части населения Украины в идее суве­ренности из-за тяжелого социально-экономического положения в стране и т.д.

Одним из важнейших компонентов процесса создания государства бы­ло строительство собственных Вооруженных Сил, создание которых стало возможно после принятия 6 декабря 1991 г, закона «О Вооруженных Силах Украины». 19 октября 1993 г. Верховный Совет республики принял военную доктрину Украины. Она базируется на безъядерном и внеблоковом статусе страны, а также отказе от определения какой-либо страны в качестве потен­циального противника.

28 января 1992 г. государственным флагом Украины был признан сине-желтый флаг. Несколькими днями раньше государственным гимном Украи­ны Верховный Совет утвердил, написанную еще в 1863 г. композитором М. Вербицким, песню на слова П.Чубинского «Ще не вмерла Україна». В феврале 1992 г. в Украине появился свой Малый герб в виде трезубца. Кон­ституция Украины утвердила эти национальные символы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: