Экономическое и социально-политическое развитие Украины

Утверждение политической независимости невозможно без создания высокоэффективной национальной экономики, ориентированной на удовлетворение повседневных потребностей людей. Ухудшение экономического положения неизбежно ста­вит под угрозу политическую независимость государства.

Создание своей экономики Украина начала как одна из наиболее высо­коразвитых республик бывшего Советского Союза. Однако в процессе строительства независимого государства она встретилась со многими труд­ности как объективного, так и субъективного характера.

Прежде всего, были переоценены возможности украинской экономики, плохо осознана ее тесная взаимосвязь с экономикой других государств бывшего СССР и, прежде всего с Россией. В течение длительного периода не была разработана программа экономических реформ. Продолжал сохранять­ся крупный, плохо контролируемый государственный сектор и централизо­ванное управление экономикой, что тормозило проведение реформ.

Одной из причин катастрофического положения в экономике Украины следует также назвать неспособность руководителей разных уровней (многие из которых принадлежали к старой коррумпированной партийно-государственной номенклатуре) решать назревшие проблемы и, что самое главное, не хотели отдавать власть. Они не имели представления, что такое рынок и Демократия и поэтому стремились приспособить неуклюжую госу­дарственную экономику к новым условиям, целенаправленно и последова­тельно подавляя частное предпринимательство.

Названные тенденции перерастали в национальную катастрофу, что наиболее заметно проявлялось в спаде промышленного производства, выпускающего товары народного потребления. Уже в 1992г, за чертой бедности оказались 64% населения страны. Все это вызывало критическое отношение у людей к независимости Украинского государства. В 1990-1994 гг. нацио­нальный доход Украины уменьшился на 57,8%. В результате в Украине был установлен наиболее высокий в мире налог с прибыли граждан – 90 %. Это вело к быстрому росту «теневой экономики» и дальнейшему свертыванию производственной и коммерческой деятельности.

В таких условиях делались первые шаги на пути реального реформиро­вания экономики страны и были достигнуты определенные успехи. В частно­сти, произошла финансовая и ценовая стабилизация. Если в 1993 г. инфляция составляла более 10000% в год, то в мае 1995 г. – лишь 4,6%.

Начиная с 2000 г. начался постоянный рост экономики Украины. Это связано как с улучшение общей экономической ситуации, так и с действиями украинских правительств, которые были в данный период.

Таким образом, после десяти лет поисков оптимальной программы ре­формирования, апробации разных ее вариантов, в экономике Украины пози­тивные тенденции и процессы переплетаются с негативными. Про опреде­ленное оздоровление экономического сектора страны свидетельствует со­кращение бюджетного дефицита, структурные изменения, оживление в неко­торых отраслях промышленности. Но в то же время сохраняются и негатив­ные тенденции.

Одним из первых документов в котором определялись основные принципы политики Украины являлась Декларация о государственном суверенитете Украины (июль 1990 г.), где провозглашался демократический и миролюби­вый характер внешней политики страны, были сформулированы ее стратеги­ческие направления.

Провозглашение политической независимости Украины вызвало акти­визацию ее международной деятельности. Первым шагом в этом направле­нии стало признание Украины странами мирового сообщества. К началу 1993 г. Украину в качестве независимого государства признали 132 страны мира.

2 июля 1993 г. Верховный Совет одобрил «Основные направления внешней политики Украины». Этот документ еще раз подтвердил миролюби­вый характер международной деятельности Украинского государства, со­блюдения им норм международного права, невмешательство во внутренние дела других стран. Среди приоритетов внешней политики было определено участие в общеевропейском процессе, сотрудничество в рамках СНГ и разви­тие двусторонних отношений с новыми независимыми государствами, со­трудничество с государствами Европейского содружества и НАТО, активное участие в деятельности ООН и других международных организаций.

Указанные направления реализуются по следующим направлениям:

1. Участие в общеевропейском процессе, главное содержание которого состоит в интеграции и многостороннем политическом и экономическом со­трудничестве, недопущение локальных войн, преодоление экономического спада в странах Центральной и Восточной Европы, отказ от пересмотра границ.

Историческое событие для Украины состоялось 9 ноября 1995 г., когда комитет Министров Совета Европы утвердил решение Парламентской Ас­самблеи Совета Европы о вступлении Украины в эту организацию. Украина поддерживает конструктивные отношения с рядом международных органи­заций, таких как Западно-Европейский Союз, Центрально-Европейские Ини­циативы, Черноморское экономическое сотрудничество и др. Особенно сле­дует отметить сотрудничество с Организацией по Безопасности и Сотрудни­честву в Европе (ОБСЕ).

Однако в последние годы сотрудничество Украины с различными международными организациями складывалось не совсем успешно, что явля­лось следствием крайне медленного проведения экономических реформ.

2. Второе направление внешней политики Украины – сотрудничество со странами СНГ.

Здесь приоритетными были признаны отношения с Россией. В мае 1997 г, между странами был подписан Договор о дружбе, партнерстве и со­трудничестве. В феврале 1998 г. президенты Украины и России подписали Программу долгосрочного экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. Определенные успехи были достигнуты в двусторонних отношениях с Азер­байджаном, Молдавией, Туркменистаном и другими государствами.

3. Третье направление – сотрудничество с европейскими странами и НАТО. Здесь Украина также добилась существенных результатов. В 1997 г. была подписана специальная Хартия «Об особом партнерстве между НАТО и Украиной»

4. Еще одно внешнеполитическое направление – участие Украины в деятельности ООН, ЮНЕСКО и Других международных организаций.

Отказ от статуса ядерного государства вывел Украину из состояния международной изоляции. Осенью 1994 – весной 1995 г. Международный ва­лютный фонд, Мировой банк подписали ряд договоров с украинским прави­тельством о финансовой помощи.

Таким образом, в процессе становления суверенной независимой Ук­раины можно отметить как определенные достижения, так и серьезные труд­ности, ощутимые упущения и неиспользованные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: