История УМВД России по ХМАО-Югре.
Радикалізація політичного руху на Західній Україні на поч. XX ст.
Революції 1905 – 1907 рр. у Наддніпрянщині.
Причини Події Здобутки революції
Економічна криза демонстрації, маніфест
Політизація страйки, від 17.10.1905
російсько-японська повстання - гарантія
війна 1904-1905 рр. проти самодержавства громадянських прав
діяльність І та ІІ
Державних дум
відкриття «Просвіт»
1906 р. – аграрна
реформа П. Столипіна (дозвіл селянам продавати й покупати землю)
Поразка революції
1907-1909 рр. – репресії
Заборона укр. Мови в школах
Закриття «Просвіт»
1910 р. – Циркуляр П. Столипіна
Проти «інородців»,
заборона слова «Україна».
Становище промисловості України (початок ХХ ст.)
Наддніпрянщина (Росія) | Західна Україна (Австро-Угорщина) |
Розвиток металургії, цукроваріння, вугледобування (Донбас), чумацький промисел. Фабрики. Утворення монополій (синдикатів) Кооперативний рух (з 1887 р., за ініціативою М. Левитського) | 80-90 % українців працювали в сільському господарстві Розвиток сировинних галузей (нафтова, лісопильна, борошномельна) Дрібні підприємства Кооперативний рух (з 1883 р., за ініціативою В. Нагірного) |
Ідея Політичні сили
Поміркованими заходами РУРП
неможливо врятувати Україну УНДП
від занепаду УГКЦ (Андрій Шептицький)
організації Події
підпільна група 1890 – 1907 рр.
«Молода Україна» (1899-1903 рр., Боротьба за загальне
М. Галущинський); виборче право
молодіжні спортивні гуртки
«Сокіл» (виникла в 1890-ті рр.,
І. Боберський)
«Січ» (виникла в 1900 р., Методи боротьби
К. Трильовський) Страйки
Делегації до імператора
селянські віча
У 1911 р. виникла молодіжно-фізкультурна організація «Пласт» (І. Чмола, П. Франко)
Наиболее успешно органы внутренних дел округа развивались с 1996 по 2000 годы в период руководства УВД ХМАО Василия Хисматулина.
— Весной 1996 года, — вспоминал Василий Иванович, —Губернатор Александр Филипенко предложил мне должность начальника УВД округа. У нас состоялась откровенная беседа, в которой я высказал свои взгляды на то, какими должны быть структура и функции Управления, чтобы оно соответствовало уровню субъекта Федерации. При этом я пояснил, что на тот момент оно не могло в полной мере выполнять свои задачи, во-первых, из-за малочисленности личного состава, во-вторых, из-за несовершенства нормативной базы. Для того чтобы наша милиция могла достойно защищать свой народ, подчеркнул я, необходимо затратить немалые средства на подбор, обучение и воспитание личного состава, на создание материально-технической базы.
Тогда была составлена программа развития УВД. В соответствии с нормативами, предусмотренными МВД РФ, численность Управления должна была вырасти в несколько раз, причем за счет специалистов высокого класса. Специалистов приглашали из Екатеринбурга, Челябинска, Кургана, с юга Тюменской области, Чукотки и из многих других регионов.
В систему органов внутренних дел УВД округа вошли 3 городских УВД (в Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске), 11 городских и 6 районных отделов внутренних дел, 8 городских и 17 поселковых отделений милиции, а также Управление государственной противопожарной службы с входящими в его состав 14 отрядами ГПС, Управление по борьбе с организованной преступностью и отряд милиции особого назначения с дислокацией в г. Нижневартовске. Численность личного состава органов внутренних дел была доведена до нормативно положенной.
Знаменательным во многих отношениях стал 1997 год. Был поднят статус Управления, все службы преобразованы из отделений в отделы, подняты «потолки» по званиям и должностные оклады. На базе Нижневартовского УВД был создан ОМОН численностью 100 человек во главе с Василием Редько. Начальником вновь созданного Управления по борьбе с организованной преступностью стал Юрий Мелякин.
А в ноябре 1997 года УВД ХМАО переехало в новое современное здание, ставшее одним из лучших архитектурных сооружений столицы округа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 1996 года № 654 в ноябре 1998 года УВД округа было вручено боевое знамя — символ чести, доблести и славы.
Сегодня в составе окружного УВД три городских управления (Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск), одно районное (Сургутского района), 11 городских и 7 районных отделов внутренних дел, отряд милиции особого назначения с дислокацией в Нижневартовске, окружной учебный центр, филиал Тюменского юридического института МВД РФ и лицей милиции имени генерал-майора Василия Хисматулина в Сургуте.
Высокие темпы развития экономики округа на протяжении последних лет вызвали значительный приток населения из других регионов. Это оказало негативное влияние на криминальную ситуацию. Огромная работа, проводимая Губернатором и Правительством округа в сфере правоохранительной деятельности, позволила добиться высокого уровня технического и ресурсного обеспечения органов внутренних дел. Это выгодно отличает УВД ХМАО — Югры от других регионов Российской Федерации.
Более 1200 сотрудников ОВД округа с 2000 года побывали в служебных командировках в Чеченской Республике, многие из них получили государственные награды.
С 2000 года Управление возглавлял полковник милиции Сергей Шмитков, проработавший на этой должности более пяти лет.
В декабре 2005 года Указом Президента Российской Федерации начальником УВД округа назначен полковник милиции Николай Гудожников. За плечами вновь назначенного руководителя не один десяток лет службы в органах внутренних дел родной ему Пензенской области. Николай Егорович начал службу в милиции с 1976 года с должности рядового милиционера. Тогда ему было всего двадцать лет. После окончания Саратовской специальной средней школы милиции МВД СССР Николай Егорович служил в уголовном розыске. Немало лет отдано им и руководящей работе в Управлении по организованной преступности при Саратовском областном УВД. Получив академическое образование, полковник милиции Н.Е. Гудожников около пяти лет возглавлял отдел внутренних дел города Кузнецка, второго после Пензы города области, а затем был назначен заместителем начальника УВД — начальником милиции общественной безопасности УВД Пензенской области.
В целях организации системного противодействия преступности и создания многоуровневой системы профилактики реализуется программа «Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2008-2010 годы».
Сегодня жители округа гораздо реже подвергаются преступлениям, относящимся к категории тяжких. Меньше совершено убийств, фактов причинения вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей, квартирных краж, краж автомобилей. Однако по-прежнему высокими остаются показатели имущественных преступлений. Причиной их роста, в числе прочих, является наркомания. Каждое двенадцатое правонарушение совершено наркоманами. Существенное влияние на рост наркомании в Югре оказывает незаконная миграция. Каждое десятое из всех раскрытых наркопреступлений в округе совершается иностранцами.
Югорской милицией делается многое для решения этих проблем, резерв для улучшения работы существует. Ситуация сегодняшнего дня требует от правоохранительных органов применения более радикальных, в рамках установленного законодательства, мер по пресечению наркопреступлений, противодействию вовлечения в наркотическое «сообщество» молодёжи, наведению порядка в миграционной политике.
Значительных усилий требует от органов внутренних дел противодействие преступности, связанной с преступлениями, предметом посягательства которых являются мобильные телефоны. Число таких преступлений увеличилось за последние годы почти в полтора раза. Более двух третей преступных посягательств на сотовые телефоны составляют кражи (4989). Остро стоит проблема выявления преступлений в сфере торговли.
Пристального внимания требует и обстановка на автодорогах округа. Большинство жителей округа — автолюбители, их не могут не волновать проблемы дорожной безопасности. Значительное влияние на аварийность оказывает состояние дисциплины водителей транспортных средств, по чьей вине происходит в среднем три четверти всех дорожно-транспортных происшествий. Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что усиление профилактики, применение более жёстких мер административного воздействия в отношении водительского состава позволяют стабилизировать обстановку на дорогах и в большинстве случаев предупреждают более тяжкие правонарушения и их последствия.
По статистике темпы роста уличной преступности в ХМАО — Югре самые низкие среди субъектов Уральского Федерального округа. Этого удалось добиться своевременно принятыми мерами, в частности, повышением эффективности работы патрульно-постовой службы милиции, внедрением технических средств наблюдения и оповещения в наиболее «напряжённых» районах городов и населённых пунктов округа. Продолжена работа по размещению в наиболее криминогенных местах, местах массового пребывания граждан систем видеонаблюдения с выводом мониторов в дежурные части ОВД. В настоящее время действуют 7 систем видеонаблюдения (63 видеокамеры, на территории Лангепаса, Когалыма, Покачи, Белоярска, п. Излучинска и Новооганск Нижневартовского района, п. Белый Яр Сургутского района).
Наряду с волнующими югорчан проблемами безопасности на улицах и в общественных местах, автодорогах округа, непрекращающимися фактами распространения наркотиков, достаточно остро стоит проблема социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Этой категорией граждан в округе совершается более трети всех преступлений (38,8 %).
Несомненно, проблем в правоохранительной сфере, по-настоящему волнующих жителей автономного округа, ещё немало, и их поступательное решение будет способствовать улучшению криминогенной обстановки в регионе, действительному устранению причин беспокойства граждан за личную безопасность.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день оперативной обстановки в округе и прогнозируемых тенденций её развития, для закрепления позитивных сдвигов в работе, усиления координации и взаимодействия всех служб и подразделений в борьбе с преступностью приоритетными направлениями деятельности югорской милиции являются:
совершенствование управленческой структуры УВД округа;
развитие системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений;
повышение эффективности миграционного контроля и пресечение незаконной миграции;
улучшение информационно-коммуникационного обеспечения деятельности ОВД;
совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с заявителями;
улучшение взаимодействия с населением и более активное привлечение граждан к участию в охране правопорядка.
Эффективная реализации данных направлений деятельности позволит сохранить стабильность работе органов внутренних дел и развить положительные тенденции в борьбе с криминогенной ситуацией в Югре.