Опыт социальной интеграции в Древнем Египте

1. Фараон. Феномен Египетской цивилизации заключается в особой, поистине уникальной роли «живущего вечно» – фараона, которому обитатели «Чёрной земли» приписывали создание и процветание Египта, организацию космического и социального порядка. Отождествлённый ещё в эпоху Древнего царства с главными солнечными божествами Египта, Хором и Ра, он был фигурой в высшей степени сакральной – сыном бога, воплощением божественной силы, живым богом. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба их страны. Божественная сила фараона распространялась на всех его подданных и после того, как он уходил за свой горизонт.

Обеспечивая мир и процветание Египта, фараоны, наделённые божественной плотью, должны были обладать искусством склонять на свою сторону богов-покровителей, а затем, получив их милость, уметь щедро выразить свою признательность. Среди дел, угодных богам, были: восстановление разрушенных святилищ, возведение храмов, укрепление их стен, установление в них статуй, обновление в храмах убранства и «священных» лодок, на которых перевозили статуи богов, украшение алтарей и жертвенных столов цветами, сооружение обелисков, учреждение новых приношений, пополнение божественных сокровищ хлебом и ремесленной утварью, вознаграждение военной добычей, расширение храмовых владений и другие. Царь лично контролировал храмовое строительство и, передавая святилище во власть богов, проводил обряд освящения храма. Распространяя свою магическую силу на священное пространство храма, он обходил вокруг него, касался двери храма своим всесильным жезлом, разбрасывал вокруг себя зерно, символизировавшее бессмертие.

Царь участвовал в крупных религиозных торжествах. Во время великого праздника Опета он появлялся на «священной» барке длиной свыше пятидесяти метров, которую на буксире тащили от Карнака до Луксора – центров почитания Амона-Ра. Участвуя в празднике в честь бога плодородия Мина в начале сезона шему, он срезал первый сноп пшеницы золотым серпом.

Угождая богам и благодаря их за щедрость и помощь в управлении страной, фараон рассчитывал на упрочение их дружественного союза, на укрепление своей сакральной силы, которая распространялась и на египетские земли, и на царских подданных. Не случайно поэтому фараон XX династии Рамзес III на одной из стел, посвящённой богам и богиням Египта, владыкам неба, земли и океана, дарующим счастье, писал: «Сердце моё без устали ищет, как служить вашим святыням во благо».

Нередко фараоны выполняли обязанности верховных жрецов, как, к примеру, Рамзéс I и Сéти I (фараоны XIX династии), прежде чем взойти на престол. Рамзес II в юношеские годы также был верховным жрецом фиванского бога Амона.

Однако религиозными обязанностями перечень государственных забот фараона не ограничивался. Сосредоточив в своих руках все бразды правления, фараоны наделили себя высшей административной, судебной, исполнительной, военной властью.

2. Фараон и знать. Для Египетской цивилизации характерно отношение к носителю верховной власти как к Владыке всего, что существует на Земле. Он рассматривал всю территорию страны, все её богатства и всё население как свою собственность. Он воспринимал свои владения вместе с людьми как огромное домохозяйство, которым можно полновластно распоряжаться, поэтому греческое слово «деспот», означающее «господин», «хозяин дома», как нельзя лучше характеризует место фараона в системе социальной иерархии Египта.

Обожествлённый правитель эпохи Древнего царства рассматривал своих чиновников, даже самых приближённых, в качестве своих слуг, которых он мог миловать и казнить по своему произволу, невзирая на ранги, знатность рода, заслуги. Он мог произвольно перемещать их из одного ведомства в другое. Вот почему один и тот же чиновник мог быть носителем царских сандалий и командующим армией, виночерпием царя и начальником нома, управителем дворца и верховным жрецом храма. Неопределённость профессиональных обязанностей чиновников была следствием их абсолютной зависимости от фараона.

При фараонах III и IV династий начала формироваться высшая столичная знать. Она состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царём. Важнейшие должности в государстве: чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы главных египетских храмов – занимались представителями правящей династии, выходцами из царского дома. Титулы, которыми награждались египетские сановники, не всегда отражали действительный характер их служебной деятельности: нередко они лишь указывали на роль, исполняемую тем или иным должностным лицом в придворном церемониале (например, «носитель царских сандалий»).

Царица, или «великая супруга царская», обладала большой политической властью, основанной на религиозных традициях египтян[53]. Она считалась воплощением богини Хатхор, а потому выполняла обязанности верховной жрицы. Царица олицетворяла собой вневременные идеалы красоты и благочестия. Во время богослужения красотой своего голоса, очарованием своего облика и звуком священного систра[54] она пробуждала в боге милость. Не случайно поэтому египтяне, воспринимая главную жену фараона как солнечную богиню, считали её ответственной за судьбу Вселенной. В то же время царица не могла быть фараоном, который рассматривался воплощением мужского солнечного божества. Однако истории известны случаи, когда именно женщина стояла во главе Египетского государства. Самая известная из них – это мачеха Тутмоса III Хатшепсут.

Фараоны III и IV династий сумели поставить под свой контроль и правителей номов – номархов. Номархи принадлежали к местной знати, передавали свою власть по наследству, образуя династии, имели тесную связь с местными религиозными культами. Нередко номарх был верховным жрецом в своём номе.

Стремясь ослабить связь номарха с номовой знатью, фараоны Древнего царства стали назначать своих приближённых из центра в ном, переводить номархов в другие, отдалённые от прежних номы. Однако бóльшая часть номов всё же управлялась местными династиями.

Пока центральная власть была прочной, номархи беспрекословно подчинялись фараону, но стоило фараону допустить какие-либо ошибки во взаимоотношениях с вельможами, как местная знать выходила из-под контроля столичной бюрократии и начинала руководствоваться личными интересами.

Такая ситуация сложилась при фараонах V и VI династий. В XXIII–XXI вв. до н. э. номархи не признавали царскую власть. Окружённые верными слугами и войсками, они чувствовали себя независимыми, всевластными правителями своих карликовых государств-номов. Политика фараонов Среднего царства, имевших намерения поставить номархов на государственную службу, включить их в органы столичного управления, успехов не имела. Даже фараоны XII династии, добившиеся наибольших успехов в стабилизации внутриполитической ситуации Египта и на международной арене, вынуждены были уступить перед произволом местной знати.

Начало правления фараонов XVIII династии также происходило в условиях сепаратизма номов, отказавшихся участвовать в изгнании гиксосов.

В обстановке разрушения принципа жёсткого централизма, неподчинения египетской аристократии власти фараона перед египетскими царями возникла задача создания более надёжной, прочной социальной опоры. В эпоху Среднего царства ею стали «сильные» неджесы, в период Нового царства – немху. Выходцы из среднезажиточных слоёв египетского общества, они своим высоким положением, успешной служебной карьерой, привилегиями были всецело обязаны приблизившим их к власти фараонам, поэтому их преданность главе государства была гарантирована.

Благодаря поддержке служилой знати приступил к религиозной реформации фараон XVIII династии Аменхотеп IV. На короткий период времени позиции фиванского жречества бога Амона и связанной с ним столичной и номовой знати были поколеблены, но не уничтожены полностью. Возвращение отнятых у жречества богатств фараонами XIX династии и последующее их приумножение египетскими царями, принадлежавшими к XX династии, вновь усилило экономические позиции вельможной знати, что в очередной раз стало питательной средой для политической автономии аристократии и роста сепаратистских тенденций в стране. Это привело к ослаблению власти фараонов, сосредоточению рычагов управления державой в руках фиванского жреца бога Амона Херихора и, как следствие, обернулось утратой целостности Египетского государства, которое стало лёгкой добычей ещё недавно трепетавших перед мощью фараонов ближайших соседей египтян – ливийцев и нубийцев.

Безусловно, в Древнем Египте были периоды, когда отряды потомственной и служилой знати, составлявшие высший эшелон власти, находились в состоянии временного перемирия. Такая ситуация сложилась, к примеру, при Хоремхебе, в 1345 г. до н. э. захватившем бразды правления. Беспощадно вытравив все напоминания о религиозных нововведениях Аменхотепа IV, он, с одной стороны, щедро наградил пострадавшее от фараона-еретика фиванское жречество, выделив ему земельные угодья, людей, скот, храмовую утварь, но, с другой стороны, оградил от произвола столичной бюрократии те слои египетского общества (удачливых предпринимателей, храбрых воинов, разбогатевших крестьян и ремесленников), на которые опирался царь-реформатор. Свидетельством тому служит указ Хоремхеба, выбитый на каменных плитах во многих городах Египта. Фараон грозит суровыми наказаниями (отрезанием носа и ссылкой в пограничную крепость Чару) тем должностным лицам, которые совершат акты произвола по отношению к немху, провозглашает меры по укреплению правосудия в стране, нарушение которого карается смертью.

Временный компромисс между прослойками знати проявился и в определённом территориальном размежевании. На юге страны в эпоху Нового царства всё заметнее становилось влияние фиванского жречества, на севере же, где почти постоянно отныне находился царский двор и располагалась бóльшая часть египетского войска, были сильны позиции немху. Нижний Египет, раньше занимавший второстепенное экономическое положение и политическое место в жизни страны, в это время вступил в период бурного расцвета, причём его значение особенно возросло в связи с возобновлением в XVI–XV вв. до н. э. широких военных операций Египта в Передней Азии, которые были прерваны в середине XIV в. до н. э., во время внутриполитической борьбы, связанной с именем Аменхотепа IV.

3. Фараон и армия. Ещё на стадии Раннего царства правителям Египта пришлось отражать набеги воинственных ливийских племён и южных соседей из Нубии, поэтому создание прочной, боеспособной армии было вопросом первостепенной важности и составляло одну из главных забот фараонов.

С учреждением в эпоху Древнего царства военного ведомства, нестройные военные отряды первых фараонов сменились постоянным египетским войском, которое собиралось по номам. Армия комплектовалась из свободных египтян, которые делились на отряды, подчинённые своим командирам. Единственным родом войска была пехота, вооружённая луками, стрелами и короткими мечами. Во время военных походов воинов перебрасывали к месту битвы (из мест их постоянного расположения) на грузовых речных судах. Границы Египта на севере и на юге были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны.

Полицейские функции в Египте осуществлялись выходцами из рано покорённой египтянами Северной Нубии – меджаями.

В период Среднего царства, так же как и прежде, существовали номовые ополчения, куда набирали представителей трудящегося населения страны – «слуг царя». На ежегодных смотрах «слуг царя», производившихся от имени царской администрации, наиболее сильных и выносливых юношей, достигших совершеннолетия, зачисляли в войско. Из ста царских людей выделяли одного рекрута.

Только в период Нового царства, когда обстановка потребовала упрочения подорванного единства страны и укрепления царской власти, начинается грандиозное реформирование армии. Прежде всего многократно возросла её численность. Из каждой сотни юношей, достигших совершеннолетия, десять становились воинами. Рекрутская повинность была возложена и на храмы: каждый десятый мужчина, обслуживавший потребности храмового хозяйства, призывался в армию. Кроме коренных египтян во вспомогательные отряды начали привлекать военнопленных ливийцев и эфиопов. Пленные морские пираты-шерданы (возможно, выходцы с о. Сардиния) часто становились царскими телохранителями.

Преобразование организационной структуры армии привело к появлению новых родов войск. От своих завоевателей гиксосов египтяне заимствовали отряды колесничих, которые превратились в ударную силу их армии. Колесницей управлял возничий, а воин, метавший дротики или стрелявший из лука, расстреливал ряды противника. Колесничные воины нередко решали исход сражения, поэтому им доставалась львиная доля добычи. Начальник отряда колесничих превратился в одного из высших военачальников египетской армии.

Особым родом войск стала и тяжеловооружённая пехота: воин был одет в пластинчатый панцирь и, кроме того, снабжён тяжёлым щитом с прорезью для глаз. На вооружение были приняты новые виды оружия – прямой и серповидный мечи. Однако они применялись в сражениях только в исключительных случаях, так как египтяне предпочитали рукопашной схватке дальний бой с помощью копий и другого метательного оружия.

Отряды тяжеловооружённых бойцов дополнялись подразделениями легковооружённых лучников и копьеносцев.

Для поднятия боеспособности армии вводилась система учений и тренировок в строевом марше и рукопашном бое. Египтяне усовершенствовали также фортификационное искусство, и их крепости стали надёжными центрами обороны и господства на завоёванных территориях.

В армии укрепилась дисциплина. В литературных произведениях красноречиво описывается период превращения новобранца в профессионального воина. Беспощадные командиры, стремившиеся ускорить процесс обучения воина, покрывали его тело и голову кровавыми рубцами.

Важными стимулами к победе над противником были: доля при разделе военной добычи, возможность присвоения пленных рабов и рабынь. Отличившимся воинам, о храбрости которых докладывали фараону, доставались ещё и наделы земли на территории их родины, стада скота, дома вместе со слугами. Воинов повышали в звании (так, почётное звание имаху («почтенный») предусматривало похороны за счёт царя); им поручали ответственные должности («начальника пустынь», посланника в иноземных странах, знаменосца, главы городской охраны, капитана судна); награждали золотом (например, нагрудным ожерельем в виде пчёл и льва – символов царской власти).

В период Нового царства воины находились на государственном обеспечении. Ежедневный рацион их питания включал хлеб, вино, лепёшки, овощи. Личная гвардия царя имела дополнительный паёк в виде зерна, вина и мяса.

Профессия воина приобрела наследственный характер. В семьях воинов обычно не занимались другими ремёслами. Воины, дослужившиеся до высших командных должностей, имели панцири и чешуйчатые кольчуги из разноцветных металлов. В качестве дани это защитное снаряжение посылали покорённые египтянами народы. Голову командира покрывала круглая шапка из крепкой кожи, обитая металлическими бляхами и украшенная пером. Оружием высших военачальников и самих фараонов был тэм (бердыш) – соединение булавы с секирой.

Фараон Египта, одетый в блестящий военный костюм, вооружённый большим луком или ударным оружием, лично принимал участие в битвах, находясь на боевой колеснице. Его голову покрывал шишак – отделанный золотом или металлическими пластинами шлем. Грудь украшала разноцветная пéревязь. Будучи уверенными в том, что победу в сражениях приносит заступничество Амона – вершителя политических судеб, фараоны награждали своего защитника и покровителя баснословными дарами. Тутмос III пожертвовал храму бога Амона 1588 сирийцев, фараон XIX династии Рамзес III за своё тридцатилетнее правление подарил храмам Египта более ста тысяч человек.

Египетские фараоны, ведя борьбу с противником, следовали правилам честного боя. Они побеждали доблестью, а не хитростью, поэтому избегали засад, ночных схваток, притворного бегства, неожиданных ударов по неприятелю. Они не начинали войну тайно, без предварительного извещения противника о начале боевых действий. Место решающего сражения и час его начала всегда сообщались заранее. Фараоны не скрывали своих сил и намерений, действовали без всяких уловок, позволяя и врагу продемонстрировать своё военное искусство. У тех и других были равные шансы, поэтому победа доставалась лучшему, наиболее угодному богам.

В Египте эпохи Позднего царства костяк египетской армии стали составлять ливийцы. В пограничных крепостях были расквартированы ливийцы, ливийская знать оказалась на высших командных постах. Результаты изменившегося положения в армии не заставили себя долго ждать: представитель знатного ливийского рода Шешонк, многие годы, как и его родственники, находившийся при дворе египетских фараонов, усвоив политические ценности египетской аристократии, в 950 г. до н. э. захватил власть и основал XXII династию. Вслед за кратковременным периодом укрепления Египетской державы начинаются столетия иноземного господства, падение авторитета египетской армии, военная слабость, полное забвение мифов о египетском могуществе.

4. Фараон и создатели материальных ценностей Египта. Уже в эпоху Древнего царства в Египте начался процесс поглощения соседских общин царской властью. Лишённые средств к существованию общинники оказались на положении «слуг царя» (хемуу нисут) и были поглощены дворцовым и храмовыми хозяйствами, а также поместьями крупных египетских вельмож. Сделанные из камня монументальные гробницы египетской знати, внутренние стены которых покрыты рельефами и сопровождающими их надписями, являются надёжным источником изучения положения «слуг царя».

Большое вельможное хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений (дворов и селений), разбросанных в различных концах страны, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Многочисленный штат самых различных служащих: писцов, надсмотрщиков, учётчиков, хранителей документов, управляющих – организовывал и контролировал труд гигантского количества людей, работавших в разных отраслях вельможного хозяйства. Среди них были земледельцы и пастухи, рыболовы и птичники, огородники и садовники, пекари и пивовары, медники и ювелиры, гончары и каменотёсы, ткачи и сандальщики, плотники, судостроители, художники. Гробничные рельефы с максимальной точностью передают жесты и позы, характерные для работы лиц, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, определявшие специфику деятельности многочисленных слуг по дому и всех тех, кто дарил своим искусством радость хозяину.

Типичной формой организации труда в полеводстве были рабочие отряды, получавшие посевной материал и тягловый скот (коров) из кладовых вельмож. Весь выращенный урожай поступал в закрома вельмож. Работники получали лишь довольствие (зерно, рыбу, овощи, пиво).

Рабочие отряды использовались на перевозке тяжестей, погрузке судов, возведении пирамид, при создании и поддержании в порядке ирригационных систем. По мере необходимости работников перебрасывали с одного вида деятельности на другой.

Ремесленное производство было сконцентрировано в «палате мастеров», где трудились ремесленники различных специальностей, объединённые урочной системой (то есть имеющие конкретный объём заданий) и дробным разделением труда. Они, так же как и земледельцы, были лишены собственности на орудия и средства производства, поэтому и результат их труда полностью принадлежал господину.

Норма выработки была чрезвычайно высока, поэтому господа, «стимулируя» своих работников на трудовые достижения, нередко подгоняли их плетьми и палками. На полевых работах использовали труд исключительно мужчин, в ткацком ремесле – преимущественно женщин, к обслуживанию домашних потребностей хозяина привлекались и женщины, и мужчины.

В период Среднего царства «слуги царя» превратились в арендаторов царских, храмовых и вельможных хозяйств. Являясь собственностью фараона, они оказались средством должностного обеспечения царских чиновников, поэтому наряду с другим имуществом (домом, землёй, скотом) могли переходить из рук одного хозяина в руки другого. Дети «слуг царя» распределялись по профессиям не в то хозяйство, из которого вышли, а на сторону – в хозяйства других должностных лиц или учреждений. Бóльшая часть юношей, избежавших воинской службы, становилась земледельцами. Однако при определении человека в ремесленное производство учитывались профессиональные навыки его отца, поэтому сын ремесленника тоже становился ремесленником.

Профессия, таким образом, назначалась принудительно и сохранялась пожизненно.

Как и прежде, труженики были лишены собственности на зерно, инвентарь, повозки, сырьё, поэтому хозяевами созданной продукции они не были. В то же время отрядная организация труда уже изжила себя, и каждый земледелец, к примеру, обрабатывал выделенный ему участок и нёс личную ответственность за урожай.

«Слуги царя» не могли отказаться от выполнения трудовых повинностей в пользу царя. Помещённые в специальные охраняемые лагеря, они получали тяжёлые задания: кроме строительных и землекопных работ, их заставляли выполнять обязанности гребцов, вручную поливать «высокие» поля и сады, не доступные орошению нильской водой, добывать полезные ископаемые. Административное руководство царскими работами находилось в руках чати.

Бесправие трудящихся слоёв египетского общества красноречиво описано в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи». Работая от зари до глубокой ночи, до одеревенения рук, кровавых язв на теле, ремесленники не имели возможности даже сделать короткий перерыв, опасаясь ударов кнута надсмотрщика, не могли покинуть смрадных, грязных помещений, не подкупив учётчиков. В старых, полусгнивших от пота одеждах, с изувеченными травмами телами они были похожи на смердящих измученных животных. Землепашцы и огородники не могли расстаться со своими вечными долгами, хотя трудились, не покладая рук, под нещадно палящим солнцем; их кожа напоминала шкуру крокодила, а скрюченные, измождённые невыносимым трудом тела, разъедали рубцы от кожаных лямок плуга. Непогода, саранча и муравьи разоряли их хозяйства. Сборщики налогов избивали должников и отнимали их имущество, писцы – откровенно презирали.

Рассказ Ахтоя о беспросветной нужде, невыносимых условиях жизни производителей материальных благ не даёт нам повода усомниться в том, что именно в эпоху Среднего царства социальные конфликты в Египте стали неизбежными. Находясь под двойным гнётом, исходившим от центральной власти и распоясавшихся от безнаказанности номархов, страдая от регулярных вторжений ливийцев и азиатов, не имевших отпора, не обладая возможностью защитить себя от произвола и притеснений власть имущих, земледельцы и ремесленники, придя в состояние отчаяния и безысходности, обратили свой гнев против тех, кто пользовался результатами их труда, не замечая при этом, игнорируя жалобы, демонстративно показывая своё превосходство. Мотивы поведения участников социальных конфликтов осознаются нами, когда Ипусер в своих «Речениях» подробно перечисляет все, с его точки зрения, преступления, которые были допущены восставшей беднотой: они отбирали дома у неджесов, одевались в благоуханные одежды своих бывших господ, нежили свои лица косметикой, с наслаждением рассматривали вымытые тела в зеркала, досыта набивали свои желудки. Их свободе ничто не угрожало, ведь они уничтожили податные декларации, подожгли судебные палаты. Они заставили градоначальников и полицейских-меджаев спасаться бегством, переманили на свою сторону войско и врáтников. Бывшие слуги, ткачи, лодочники, строители, земледельцы – все они освободили себя от каторжного труда и заставили искать пропитание тех, кто раньше ни в чём не нуждался, принудили их заниматься проституцией, молоть зерно на ручных жерновах, пуститься в грабежи на дорогах и кощунствовать в некрóполях (кладбищах).

Размах социальных конфликтов, охвативших Верхний и Нижний Египет, все номы, города и селения, позволяет сделать предположение о том, что в эпоху Среднего царства обнищание производителей приняло массовый, не виданный прежде характер, гнёт стал невыносимым, разумный опыт социальной интеграции был забыт.

В период Нового царства «слуги царя» оставались главными производителями материальных ценностей. Их по-прежнему принудительно распределяли в разные отрасли египетского хозяйства, называя, правда, новым обобщающим словом – «семдет», что означает «профессия», то есть люди, распределённые на профессии. «Семдет» находились в безусловном подчинении царской администрации, которая по своему произволу устанавливала налоги, повинности, распределяла по профессиям, комплектовала армию. Приток богатств из завоёванных стран мало затронул положение этой категории египетского населения. Они работали в ремесленных мастерских, привлекались на строительные работы, образовывали отряды пастухов, становились храмовыми земледельцами.

В частном хозяйстве количество рабов-иноплеменников было незначительно.

В Египте Позднего царства известны попытки отдельных фараонов облегчить положение беднейших слоёв общества. Фараон XXIV династии Бóкхорис (VIII в. до н. э.) отменил долговое рабство, заставив должника отвечать перед кредитором только своим имуществом, а не личностью. При фараоне Амáсисе (VI в. до н. э.) был снижен поземельный налог, уменьшены сборы в пользу храмов.

Однако радикального изменения положения непосредственных производителей не произошло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: